Газета Спорт-Экспресс № 215 (3893) от 20 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
БОКС |
БОИ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ
Трем боксерам - Рою Джонсу, Владимиру Кличко и Олегу Маскаеву - в очень скором времени предстоит провести бои, от которых зависит вся их дальнейшая карьера. Каждый из троих по-своему находится в отчаянном положении, из которого может выйти, выиграв всего один бой. Только вот беда в том, что бои эти - из тех, которые выиграть очень трудно, а другого шанса уже не будет. Кончились шансы.
БИТВА ЗА ПРОШЛОЕ
Рой ДЖОНС |
Родился 16.01.1969. Серебряный призер Игр в Сеуле-1988 (стал жертвой самого скандального судейского решения в истории олимпийского бокса), обладатель Кубка Вэла Баркера. Чемпион мира в среднем весе (72,6 кг) по версии IBF - 1993 - 1994. Чемпион мира в суперсреднем весе (76,2 кг) по версии IBF - 1994 - 1996. Чемпион мира в полутяжелом весе (79,4 кг) по версии WBC - 1996 - 1997 и 1997 - 2003. Чемпион мира в полутяжелом весе по версии WBA - 1998 - 2003. Чемпион мира в полутяжелом весе по версии IBF - 1999 - 2003. Абсолютный чемпион мира в полутяжелом весе - 1999 - 2003. Чемпион мира в тяжелом весе по версии WBA - 2003. Чемпион мира в полутяжелом весе по версии WBC - 2003 - 2004.
Вряд ли надо напоминать, что произошло с Роем Джонсом. Большинство специалистов и поклонников бокса долгие годы обсуждали вопрос, является ли он величайшим боксером только нашего времени или же и в прошлом, которое всегда кажется более значительным, чем настоящее, ему тоже не было равных.
При этом было довольно многочисленное меньшинство, которое всегда ставило под сомнение его заслуги и утверждало, что дрался он не с теми и не тогда, а если это сказать было просто невозможно, то выяснялось, что у противника Джонса был просто критический день. Ну не рассчитал тренер календарь. Подобная "группа ниспровергателей" была у всех великих чемпионов. Годами разоблачали Джо Луиса и Мохаммеда Али, Рэя Робинсона и Рэя Леонарда, Марвина Хэглера и Бернарда Хопкинса, но время всех расставило по своим местам.
Однако никакое время тебе не поможет, если после самой блистательной карьеры, но и не в самом пенсионном возрасте, ты вдруг дважды проиграл нокаутом боксерам, которых никто особенно великими не считал - Антонио Тарверу и Глену Джонсону. Тут даже у самых преданных поклонников появились сомнения: а может, правы были скептики, и все эти годы Рой просто дурачил публику, показательно избивая середняков и избегая бойцов, которые представляли собой серьезную опасность?
И хотя даже не при самом ближайшем рассмотрении становится видно, что это не так (все-таки нельзя завоевать титулы в четырех категориях, от всех бегая), осадок, что называется, остается, и, судя по его теперь вечно печальному выражению лица, остался он и у самого Джонса. Почти год он проходил с таким лицом, а потом принял решение.
1 октября Джонс встретится с Антонио Тарвером, который недавно одержал убедительную победу над другим его обидчиком, Гленом Джонсоном. Если Рой проиграет, то в глазах очень многих похоронит себя заживо. Одни не простят ему собственного разочарования, теперь уже окончательного и бесповоротного. Другие не упустят возможности еще раз потоптаться на поверженном кумире. Третьи промолчат, чтобы не выступать против общего хора. А хор будет еще какой. Гениев не любят нигде. Два поражения Джонса боксерская общественность Америки откровенно отпраздновала. А из третьего, если оно случится, сделают просто-таки вечеринку.
Тогда зачем Джонс идет на такой риск? Думаю, от будущего Рою уже ничего не надо. Он обеспечил его себе давным-давно. Рой будет драться за свое прошлое. Его задача - доказать, что он все-таки был именно тем, кем его считали, что все произошедшее в двух последних боях - лишь случайный и непонятный выверт судьбы или, может быть, результат потери мотивации или даже собственного раздолбайства. Он не хочет войти в историю как великий мистификатор, а хочет остаться в ней великим боксером, каким он и был, даже если сейчас быть им перестал. Просто оказалось, что, если постараться, у человека можно отобрать не только настоящее и будущее, но и прошлое. Особенно если старающихся очень много.
Битым королем быть тяжелее и унизительнее, чем битым простолюдином. Последнему могут даже помочь подняться, но вот поверженного монарха не пинает только ленивый. Рой Джонс оказался в положении Наполеона на острове Святой Елены, а что может быть печальнее этого? И бежать некуда, и жить тут невозможно. Только что ты владел миром, а теперь губернатор этого Богом забытого острова, мелочное и закомплексованное ничтожество, шпыняет и третирует тебя на каждом шагу, наслаждаясь своей властью над тобой. Только даже на крошечной Святой Елене от губернатора можно было скрыться, так как он не мог быть всюду одновременно. А тут каждый репортер, который в реальной жизни не смог бы тому же Антонио Тарверу даже в глаза взглянуть, считает своим долгом вытереть о тебя ноги.
Конечно, всего потерянного Рою не вернуть уже никогда, и на прежнюю высоту ему уже не вернуться: такие поражения из памяти не сотрешь. Однако доказать, что они были случайными, все-таки можно. Вопрос, удастся ли. Неординарный стиль Джонса всегда держался на феноменальном боевом инстинкте, то есть чувстве соперника, тесно связанным с ним не менее феноменальном чувстве дистанции и абсолютно запредельной скорости и реакции. Но скорость с возрастом уходит первой, реакция тоже подсаживается, а когда это происходит, выясняется, что то, что раньше сходило с рук (например, пижонские вольности в защите), теперь чревато большими неприятностями. Если бы не подобные небрежности, не было бы и обоих нокаутов Роя Джонса.
Сможет ли Рой приспособиться к своему постаревшему телу - очень большой вопрос. Великий Рэй Леонард, боксер куда более классический, чем Рой Джонс, но также делавший основную ставку на скорость, в полной мере этого сделать не смог. Он тоже состарился раньше многих своих соперников, в меньшей степени, чем он, зависевших от скорости. Именно поэтому он победил другого выдающегося боксера Томаса Хернса в 25 лет, но довольствовался лишь подаренной ему судьями ничьей в 33, а в 35 в одну калитку проиграл Терри Норрису, которого раньше нокаутировал бы в одном из первых раундов. А ведь Рою Джонсу уже 36.
БИТВА ЗА НАСТОЯЩЕЕ
Владимир КЛИЧКО |
Родился 25.03.1976. Олимпийский чемпион Атланты-1996 в тяжелом весе. Чемпион мира в тяжелом весе по версии WBO 2000-03.
В прошлом у Владимира Кличко было все, и в будущем, когда улягутся страсти, скорее всего тоже будет все, что нужно. А вот в настоящем имеются проблемы.
До своего поражения южноафриканцу Корри Сандерсу в позапрошлом году Владимир считался более перспективным из двух братьев Кличко. Виталию же скорее отводили роль прокладчика путей. Как давно это было! Мы уже привыкли к совершенно другому раскладу. Виталий Кличко - чемпион мира в тяжелом весе по версии WBC и, по практически единодушному мнению, единственный настоящий чемпион мира в этой категории, а Владимир Кличко? Какова его роль сегодня?
На этот вопрос Владимиру предстоит ответить 24 сентября. После поражения Сандерсу, которому он отдал свой титул WBO, карьера его складывалась не слишком удачно. Он выиграл два не слишком сложных боя, а потом при довольно странных обстоятельствах проиграл американцу Леймону Брюстеру: выигрывал поединок, а потом как будто лишился сил и проиграл нокаутом.
Вразумительного объяснения тому, что там произошло, мы так и не услышали ни с чьей стороны, но поражение остается поражением, а нокаут - нокаутом, тем более если он уже второй за короткое время. Может быть, Корри Сандерс "пробил" Владимира Кличко? Может быть, ему никогда уже не быть прежним боксером?
И снова вопросы, на которые пока нет ответов. После Сандерса Владимир провел два боя - с Даваррилом Уильямсоном и с Элисео Кастильо. Бой с Уильямсоном Владимир выигрывал, но в четвертом раунде попал в нокдаун. Удар не был слишком сильным, и Кличко больше упал оттого, что неудачно стоял в тот момент, когда его пропустил, чем от самого удара, но впечатление все равно осталось неважное. А после пятого раунда бой остановили из-за рассечения у Владимира, которое было вызвано непреднамеренным ударом головой.
Как положено по правилам в таких случаях, стали считать очки и высчитали совершенно заслуженную победу Владимира, но кто остался доволен этой победой? Хотя это, конечно, и абсолютно несправедливо, но запомнили все только нокдаун - и то, что бой не был доведен до логического конца. Уильямсон, да и почти вся Америка, вообще считают, что он победил, и это мнение в конечном счете возобладало, когда именно Уильямсону, а не Кличко, было предписано драться с чемпионом мира по версии IBF Крисом Бердом, а протесты Кличко ни к чему не привели. В результате Уильямсон встретится с Бердом 10 января будущего года.
Справедливости ради надо сказать, что Владимир в том бою выглядел все-таки, что называется, "не очень". Впрочем, так часто бывает в первом бою после нокаута.
Элисео Кастильо Кличко победил куда убедительнее, но беглый кубинец вопреки всем ожиданиям был крайне пассивен и сам мало что предпринимал. Владимир нокаутировал его в четвертом раунде, но челюсть украинского боксера Кастильо так и не проверил.
А вот кто ее обязательно проверит, так это нигериец Сэмьюэл Питер - 24 сентября. В ринге он умеет далеко не так много, как Кличко, но бьет в стиле "спи спокойно, дорогой товарищ". Кроме того, он достаточно быстр, коряв (а значит, неудобен) и сам не слишком чувствителен к ударам соперника. Наконец, у него очень короткая шея, и голову он держит так, что ему очень трудно попасть в челюсть. Короче говоря, Питер кажется на данный момент самым трудным соперником не только для Владимира Кличко, но и для его брата Виталия и вообще для кого угодно в тяжелом весе.
Если бы чиновники IBF не "обнесли" Владимира и сейчас с обладателем титула этой организации дрался бы он, а не Даваррил Уильямсон, за Кличко-младшего можно было бы быть совершенно спокойным. Именно у Берда в 2000 году он отобрал титул WBO и, вне всяких сомнений, достаточно легко справился бы с ним снова. А вот что касается Сэмьюэла Питера... В общем, будем надеяться на лучшее. Ну а если Владимир победит, то станет обязательным претендентом на титул IBF и уже в следующем бою неизбежно будет драться за него с чемпионом.
Владимиру Кличко всего 29 лет, но за девять лет профессиональной карьеры он провел уже 47 боев, а ведь перед этим была еще карьера любительская, завершившаяся в 1996 году победой на Олимпиаде в Атланте. Кроме того, братья Кличко никогда не ограничивались боксом и стремились заниматься разными вещами, что вызывало восхищение одних и раздражение других.
Все это, по-моему, говорит о том, что Владимир Кличко не слишком задержится на ринге и в случае своей победы. Мне как-то сложно представить его себе покидающим ринг лет в тридцать пять с шестьюдесятью с лишним боями за плечами. Скорее это произойдет гораздо раньше. Конечно, он хочет реабилитироваться в глазах болельщиков и, наверно, в своих собственных. И, разумеется, он не хочет, чтобы люди, как это часто бывает, перепутавшие его с братом, потом разочарованно и смущенно улыбались: а-а, да это не тот Кличко. Он хочет быть Тем Самым Кличко. Но победа больше всего нужна ему именно сейчас, а потом он найдет, чем заняться.
БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ
Олег МАСКАЕВ |
Родился 02.03.1969. Третий номер рейтинга WBA - 2000. Шестой номер рейтинга WBC-2005.
Олегу Маскаеву не привыкать вставать с пола после нокаута, а затем выигрывать бои, в которых ему не давали никаких шансов. Благодаря достаточно бестолковому менеджменту его боксерской карьеры Олегу пришлось это делать далеко не раз и даже не два.
Всего в седьмом профессиональном бою в феврале 1996 года его вывели на экс-чемпиона мира Оливера Макколла, который тогда только что потерял свой титул WBC и был зол как черт на весь мир. Закончилось это для Олега нокаутом в первом раунде, и, если бы не его характер потомка покорителей казахстанской целины, на этом закончилась бы и его карьера. Но ему предстояло покорять свою целину - целину американского бокса, и если он ее и не покорил, то не дал ей покорить себя.
После фиаско с Макколлом Олег провел четыре боя, два из них с достаточно сильными соперниками, и опять его команда решила, что он готов к более серьезным испытаниям. В апреле 1997 года он встретился с Дэвидом Туа, который тогда имел на своем счету только 26 побед и был на пике своих возможностей и популярности.
Решение свести Маскаева с таким противником на этом этапе его карьеры было совершенно безумным. Но самое поразительное, что после десяти раундов он, по общему мнению экспертов (и мнению одного судьи, который поставил аж 98-93 в его пользу), выигрывал. У второго судьи стояли ничейные очки, 95-95, а третий вывел Туа на пару очков вперед - 96-94. Арбитры оказались просто морально не готовы к тому, что молотобоец Дэвид может проиграть.
Однако в 11 раунде Туа нанес свой коронный левый хук, и Маскаев упал. Он успел встать до того, как рефери закончил счет, но бой был все равно остановлен. Насколько я знаю, Олег и по сей день считает, что мог продолжить встречу, но я с ним не согласен и даже семь лет назад слегка поссорился из-за этого. Все-таки жизнь длиннее боя, и здоровье надо по возможности беречь.
Снова Маскаеву пришлось начинать все сначала, и в кои-то веки его дела стали вести более или менее грамотно. В своем следующем бою, 27 сентября 1997 года, в Москве он нокаутировал все еще сильного Алекса Стюарта, и это дало новый импульс его восхождению. Одного за другим он победил еще шестерых соперников, а потом вышел на одного из сильнейших тяжеловесов - Хасима Рахмана, которому тогда, в ноябре 1999 года, еще только предстояло победить Леннокса Льюиса и стать чемпионом мира.
Рахман в том бою пал жертвой чудовищного удара Олега справа и собственного черного расизма. Как и многие его соплеменники, он полагал, что сильных белых тяжеловесов не бывает. С этим заблуждением он расстался, когда в восьмом раунде вылетел с ринга и проломил своим могучим телом компьютерный стол и опрокинул сам компьютер, который наверняка после этого реагировал на все попытки заставить его работать, как двоечник, от которого несчастный учитель тщетно добивается хоть какого-нибудь ответа.
По этому поводу журнал старейшины спортивного цеха Америки, одного из самых популярных боксерских обозревателей Берта Шугара, писал: "Не думайте, что тот ужасный нокаут, в который Олег Маскаев отправил Хасима Рахмана, был случайностью. Это было что угодно, но только не случайность. Русский громила не обладает большой скоростью, но, Боже, какой же он здоровый, и что за потрясающий удар у него! Он сделает то же самое со многими другими тяжеловесами".
После этого Маскаев победил еще двух соперников и стал третьим номером в претендентском рейтинге WBA. От того, чтобы стать официальным претендентом на титул этой организации, его тогда отделял только один бой - с канадцем Кирком Джонсоном, который состоялся 7 октября 2000 года.
Потом Джонсон рассказывал, что до смерти боялся Олега перед боем и чуть не попал в нокаут в первом раунде, но собрался с силами и с духом. Он заметил, что после его правого прямого Маскаев оттягивается назад и сам контратакует ударом справа. Тогда в четвертом раунде Джонсон сымитировал правый прямой, Олег оттянулся назад, а когда пошел в контратаку, Джонсон опередил его своим левым боковым. Нокдаун был очень тяжелым, а после атаки навалом Маскаев вылетел с ринга, как когда-то Рахман.
Морально и физически истощенному Олегу не дали восстановиться после этого боя и погнали на поединок с сильным тяжеловесом Лэнсом Уитакером, и это закончилось нокаутом во втором раунде. Потом он победил в двух боях и 17 марта 2002 года уверенно выигрывал третий, с американцем Корри Сандерсом, но в восьмом раунде снова оказался в нокауте.
В то, что Маскаев оправится от этих поражений, не верил тогда, по-моему, никто. Его победы над боксерами третьего эшелона никого ни в чем не убедили. Однако с июля прошлого года он победил трех достаточно сильных соперников - Давида Дефиагбона, Куинна Наварре и Ливина Кастильо, первого по очкам, а двух последних нокаутом, - и занял в рейтинге WBC шестое место, и сейчас идут переговоры о его бое с немецким турком Синаном Самилом Самом, занимающим в этом же рейтинге третье место. Скорее всего, этот поединок все-таки состоится где-то в конце этого года или в начале следующего. Ну а победитель получит право на бой с обладателем титула WBC Виталием Кличко.
Когда-то, еще в любителях, Маскаев побеждал Кличко, но об этом лучше сейчас не вспоминать: это были другой Кличко и другой Маскаев. Сейчас его соперником будет Самил Сам, боксер очень сильный, но нестабильный. Однако на последнее обстоятельство лучше не рассчитывать. Саму тоже отступать некуда, и он своего шанса не упустит.
Главное - у Маскаева на карте стоит все его будущее, причем даже не как боксера, а как человека. Олег являет собой хрестоматийный образ профессионального бойца, который много лет неплохо выступал, ходил в претендентах, но серьезных денег так и не заработал. И вот сейчас - напоследок - ему представляется возможность поправить свои финансы и, возможно, обеспечить свою семью. Титулы здесь дело далеко не главное. Его предстоящий бой - это битва за будущее. Не спортивное, а самое обыкновенное, человеческое.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ