Газета Спорт-Экспресс № 209 (3887) от 13 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

13 сентября 2005

13 сентября 2005 | Хроника

ХРОНИКА

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

СМЕРТЬ ЧУДА

Подозреваю, что, глядя на кадры из Нового Орлеана, которыми в последние недели были полны и телевидение, и интернет, многие из вас мысленно повторяли: "Невозможно вообразить, что все это происходит в Америке".

Увы, экраны не врали: это был Новый Орлеан и его гордость - "Супердоум". И было жутко смотреть на гибнущий город и превратившийся в концлагерь красавец стадион.

Впрочем, называть Новый Орлеан американским городом - все равно что называть Одессу городом украинским. Даже принимая во внимание то, что крупные центры США сильно отличаются как друг от друга, так и от лежащей между ними монотонной "одноэтажной Америки", этот город не вписывается в стандарты и ни с одним другим не сравним. Разве что с той же Одессой. Крупный порт, пестрая история, тесно связанная с Францией, космополитичное население, карнавально-криминальная вольница, блеск и нищета в одном флаконе (и часто - в пределах одного и того же квартала), сомнительный нравственный облик, несомненное богатство культурного наследия - чем не "жемчужина у моря"?

Посетив Новый Орлеан, можно вернуться счастливым, несчастным, просветленным, озлобленным, вусмерть пьяным или мертвым. Только не равнодушным. Праздник и трагедия - два явления, громче других откликающиеся в человеческой душе, - тесно переплелись в этом городе и олицетворяли его задолго до того, как по центральным улицам поплыли трупы жертв урагана.

И, наверное, в каком-то извращенном смысле даже логично, что последняя трагедия Нового Орлеана разыгралась именно в "Супердоуме", в котором жители Луизианы так часто справляли свои большие праздники, спортивные и не только.

В спортивном, кстати, плане аналогии с Одессой можно продолжить. Скажем, нет в Америке города, болельщики которого испытывали бы столь нежную любовь к столь не заслуживающей ее команде. Точно так же, как в Одессе есть обожаемый горожанами, но глубоко несчастный футбольный клуб (не знаю, как сейчас, но в мое время его часто называли "Черномордец"), в Новом Орлеане есть "Сэйнтс". Название означает "Святые", и нет в профессиональном американском футболе другого столь же многострадального клуба. К примеру, в первые лет 30 своего существования "Святые", если не ошибаюсь, не выиграли ни одного матча плей-офф.

При этом сам "Супердоум", построенный единственно для того, чтобы городу дали команду Национальной футбольной лиги, всегда служил контрастом убожеству клуба. Невозможной красоты 70-тысячник строили четыре года, а построив, нарекли "восьмым чудом света". И было отчего. Снаружи "Супердоум" напоминал огромный космический корабль и поражал размерами. В 70-е годы прошлого века крытых стадионов, подобных ему, не существовало. Неудивительно, что Новый Орлеан, до этого - просто любимый город не лишенных удали и готовности к грехопадению туристов, стал одной из спортивных столиц Америки. Громкая слава вольного и разбитного города и чудо-стадион привлекали к Новому Орлеану все крупнейшие спортивные события страны.

Там проводились финалы чемпионатов США по баскетболу среди студентов, в одном из которых впервые прогремело на всю страну имя игрока "Северной Каролины" Майкла Джордана. Там было сыграно полдюжины "Супербоулов" (финалов по американскому футболу), ни в одном из которых, конечно же, не было "Сэйнтс". "Супердоум" прекрасно выглядел и когда непутевые "Святые" играли там при полупустых трибунах: веселые строители покрасили сиденья так, что каждое отличалось по цвету от своих соседей, и от этого казалось, что зрителей гораздо больше, чем на самом деле...

Но наступили дни, когда внутри стадиона медленно умирали люди. И сейчас на месте "Супердоума" - оболочка с изодранной крышей. Что именно творится внутри, в деталях неизвестно пока никому. Затопленное поле, мусор и нечистоты в метр глубиной. Около двух недель потребуется на то, чтобы по арене можно было просто ходить, не подвергая жизнь опасности. Еще месяц-другой - на определение масштабов ущерба. Только потом будет принято решение, отстраивать ли "восьмое чудо света" заново или сровнять с землей.

Однако каким бы ни было это решение и что бы ни случилось с "Супердоумом" потом, это уникальное сооружение отныне и впредь будет известно как символ агонии и беспредела. Того, с чем спорт, который в глубинной своей сути - праздник, ассоциироваться никогда не должен. В любой стране.

Вашингтон