Газета Спорт-Экспресс № 208 (3886) от 12 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

13 сентября 2005

13 сентября 2005 | Экстремальные

МАУНТИНБАЙК

Как уже сообщал "СЭ", на мировом первенстве в итальянском Ливиньо 22-летний россиянин Юрий Трофимов выиграл золото в кросс-кантри в категории спортсменов до 23 лет.

Юрий ТРОФИМОВ: "ДОЖДЬ ПОШЕЛ ВОВРЕМЯ"

Корреспондент "СЭ" побеседовал с нашим первым чемпионом мира в маунтинбайке после его возвращения из Италии.

-Поздравления от "СЭ"! Чувствуете себя творцом истории, вписавшим новую страницу в летопись отечественного велоспорта?

- Спасибо за теплые слова, но никаких иных чувств, кроме обычной радости победителя гонки, у меня пока нет. Приятно осознавать, что покорил какую-то новую высоту, но не более того.

-Насколько неожиданной стала для вас эта победа?

- Естественно, я готовился к борьбе с сильными соперниками, полагал, что главная битва будет с датчанином Якобом Димером Фюгльзангом или с голландцем Руди ван Хутсом, однако гонка сложилась совершенно непредсказуемо.

Вначале в отрыв ушли пятеро байкеров, в том числе и я, но затем в голове пелотона остались трое. Ближе к финишу стало понятно, что швейцарцы Лукас Флюкигер и Нино Шуртер настроены чрезвычайно серьезно и именно с ними мне предстоит разбираться. Что касается планов на эту гонку, то я связывал с ней определенные надежды. Ведь до этого финишировал третьим на чемпионате Европы и рассчитывал в Ливиньо как минимум повторить этот успех.

На завершающем этапе 43-километровой дистанции я стал внимательно следить за действиями швейцарцев, старался не упустить момент, когда кто-то из них пойдет в отрыв. Дело осложнялось тем, что у нашей команды сломалась рация, и большую часть дистанции я проехал практически без связи с тренерами, то есть не владел общей ситуацией на трассе.

-Шуртер и Флюкигер не пытались объединиться против вас?

- А как же! Я ловил каждый рывок Лукаса и Нино, но за километр до финиша Шуртер вдруг отстал, и мне стало чуть легче. Как потом рассказал швейцарец, у него возникли проблемы с передним колесом: чуть приспустила шина, и Шуртеру стало уже не до борьбы, он полностью сосредоточился на том, чтобы удерживать равновесие и просто доехать до финиша. В этот момент я сказал сам себе: "Ну, Юра, давай, сейчас или никогда!" И все получилось.

-Были ли у вас какие-то тактические секреты в этой гонке?

- Вряд ли можно назвать секретом обычную грамотную тактику. А еще мне здорово помогло то, что я приехал в Ливиньо заблаговременно и успел акклиматизироваться на высокогорье. Ведь соревнования проходили на высоте 1800 метров над уровнем моря. Плюс зарядивший в день старта дождь оказался на руку - в такую погоду мне легче выступать.

-До Олимпиады-2004, где вы участвовали в гонке маунтинбайкеров и стали 27-м, вас больше знали как шоссейника.

- Действительно, перед Афинами я чаще стартовал в шоссейных соревнованиях, но не забывал и о маунтинбайке. Тренеру нашего клуба "Омнибайк-Динамо" Глебу Гройсману говорил, что в целом мне байк нравится больше. Так что шоссе использую лишь как подготовку к турнирам маунтинбайкеров. Ну а теперь точно сосредоточусь на кросс-кантри (смеется).

-Однако, насколько мне известно, вас включили в предварительную заявку нашей сборной на участие в шоссейном чемпионате мира, который пройдет 22 - 25 сентября в Мадриде.

- Действительно, было такое. Но в Италии я потянул ахилл и уже предупредил тренерский штаб национальной команды о том, что не поеду в Испанию, дабы не усугубить травму. В любом случае в таком состоянии вряд ли смогу помочь сборной.

-Значит ли это, что сезон для вас завершен?

- Ни в коем случае. Сейчас подлечусь - и снова в седло. Правда, выступать буду на шоссе, в гонке "Дружба" на Северном Кавказе. Никаких серьезных задач перед собой в ней не ставлю - поеду для поддержания формы.

-На чемпионате в Ливиньо вы стартовали в категории гонщиков до 23 лет, то есть непрофессионалов, у которых нет соответствующих контрактов. После такого успеха не поступали предложения от зарубежных клубов?

- Пока нет. Да я и не тороплюсь, так как еще год могу выступать в этой категории. К тому же в России меня устраивает все: в "Омнибайк-Динамо" отличная атмосфера, прекрасные тренеры. Я доволен. А что будет дальше, посмотрим. Хвататься за первое попавшееся предложение не намерен. В таком деле, как контракт с зарубежным клубом, необходимо детально изучить все нюансы. Кстати, переход из "андеров", как еще называют нашу категорию, во взрослую очень непрост, поэтому лучше не форсировать события и постепенно вкатываться в мир профи.

-Как отметили победу?

- Пышных торжеств не было. Просто посидели с друзьями. Был еще небольшой банкет в команде.

-Отношение к вам товарищей по велогруппе изменилось?

- Нисколько. Да и сам я не изменился: как был обычным парнем до этого чемпионата, так им и остался.

А вот как прокомментировал первый успех российского маунтинбайка на чемпионатах мира президент Федерации велосипедного спорта России Александр Гусятников:

- Что и говорить, победа Юрия Трофимова - большое достижение. У нас уже бывали медали мировых и европейских первенств: отличалась Ирина Калентьева, да и Трофимов выигрывал серебро юниорского ЧМ. Приятно видеть, что парень растет.

Пользуясь случаем, хочу посоветовать ему не спешить с зарубежным контрактом. Есть немало примеров того, как молодые чемпионы мира и Европы уезжали на Запад, терялись там и ничего толком не добивались среди профессионалов. В России у Трофимова очень хороший, грамотный тренер - Андрей Топорищев. Это он так верно спланировал подготовку Юрия к итальянскому чемпионату мира, проводившемуся на высокогорье. Если Трофимов продолжит сотрудничество с Топорищевым, то к Играм-2008 в Пекине наверняка сумеет вырасти в классного маунтинбайкера и сможет бороться там уже отнюдь не за 20-е места.

Хорошо, что Юрий не порывает с шоссе, которое дает маунтинбайкеру необходимую выносливость. Кстати, и из кросс-кантри в шоссе приходят очень сильные гонщики. Вспомните хотя бы Горного короля последнего "Тур де Франс" датчанина Микаэля Расмуссена, который в свое время владел титулом чемпиона мира именно в кросс-кантри.

Ровшан АСКЕРОВ