Газета Спорт-Экспресс № 203 (3881) от 6 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

6 сентября 2005

6 сентября 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Вместе с клубами новый сезон начинают и работники профсоюза. О юридических нюансах работы этой организации, а также о договоре с НХЛ высказываются председатель Независимого профсоюза игроков Анатолий Бардин и адвокат Станислав Чхебелия, сыгравший ключевую роль в решении нашумевшего "дела Грабовского" в пользу хоккеиста.

ПРОФСОЮЗ ИГРОКОВ: ПРИЗНАНИЕ - НЕ САМОЦЕЛЬ

МЫ - НЕ КАРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

-Впереди - новый сезон. С каким настроением вступает в него ваша организация? Ведь, как показало межсезонье, далеко не все президенты клубов ее признали.

Станислав Чхебелия: - Не признавая профсоюз, человек, по сути, не признает российское законодательство. К примеру, вы можете признавать или не признавать прокуратуру как государственный орган, но в случае нарушения уголовного кодекса она вами все равно займется. (Улыбается.)

Анатолий Бардин: - Хочу заметить, что мы вовсе не воинствующая организация. Профсоюз создан для цивилизованных диалогов между владельцами клубов и хоккеистами. Мы - не глухая стена между ними, а открытая дверь.

-Увеличилось ли число желающих вступить в профсоюз после недавних громких разбирательств по "делу Грабовского"?

А.Б.: - Безусловно. На сегодня мы имеем более 150 заявлений.

-Что же мешает вступить остальным?

А.Б.: - Абсолютно ничего. Прошло не так много времени для того, чтобы большинство хоккеистов осознали собственную выгоду от вступления в профсоюз. Не все игроки понимают, что, выплачивая ежегодный взнос, они получат не только гарантированную помощь в случае ее необходимости. Эти средства будут перечисляться в различные фонды и вернутся игрокам в виде пенсий по окончании карьеры. Кроме этого, многие игроки полагают, будто поставив подпись в заявлении и перечислив ежегодный взнос, они заключают некий контракт. Но здесь нет никаких обязательств. Мы - добровольное общество, из которого можно так же легко выйти, как и вступить в него. Если же игрок обращается к нам в кризисной ситуации, не являясь членом профсоюза, мы ему с удовольствием поможем, но оплата первого судебного разбирательства будет производиться не из кассы нашей организации.

С.Ч.: - Примером для всех игроков может стать Яромир Ягр - член чешского профсоюза и профсоюза игроков НХЛ. Он одним из первых подал нам заявление о вступлении. Думаю, нет смысла говорить, насколько этот игрок понимает всю необходимость и пользу профсоюзных организаций.

-Обращаются ли хоккеисты к вам за помощью уже сейчас?

А.Б.: - Разумеется. Работы у нас хватает.

С.Ч.: - Вот вам, к примеру, недавний случай: игрок заключил договор с клубом, в котором указывалась конкретная стоимость его труда. Но руководство предприятия, которому принадлежала команда, поменялось. Новые руководители дали хоккеисту понять, что обговоренную в контракте сумму он не увидит. Естественно, игрок в этом клубе играть отказался. Но, будучи связанным с командой контрактом, покинуть ее он не мог. В результате по нашей рекомендации парень обратился в суд.

-Реально ли в этом случае принудить клуб выполнить условия контракта?

С.Ч.: - Конечно, реально. И в любом случае клуб выполнит эти условия, потому что суд будет на стороне хоккеиста. Игрок получит в определенный срок конкретную сумму, оговоренную в контракте. К счастью для него, никаких других обременительных условий там не было.

-Как обстоят дела с агентами? Могут ли они стать членами профсоюза?

А.Б. - Не только могут, но и должны. Мы будем защищать их интересы так же, как и интересы игроков.

С.Ч.: - Кроме тех агентов, которые бросают своих клиентов после их заключения контрактов с клубом. С этим явлением мы, наоборот, будем бороться.

ПРОФСОЮЗ ГОТОВ ПОДПИСАТЬ ДОГОВОР С НХЛ

-Какова позиция профсоюза по договору России с НХЛ?

А.Б.: - Профсоюз считает, что договор этот, безусловно, нужен.

С.Ч.: - Это должен быть грамотно составленный правовой акт с четко описанными трудовыми отношениями, согласованный со всеми нормами как международного общего права, так и частного права Российской Федерации, и защищающий интересы хоккеистов.

А.Б.: - Более того, мы готовы заключить этот договор самостоятельно .

-То есть между профсоюзом игроков России и НХЛ?

А.Б: - В том, что мы можем взять на себя основные функции в подписании договора с НХЛ, нет ничего удивительного. Если бы мы заключили договор на уровне профсоюзов, нам не составило бы труда договориться между собой. Но на данном этапе мы будем действовать в соответствии с позицией ФХР.

С.Ч.: - А здесь уже загвоздка в том, что Национальная хоккейная лига - самостоятельное общественное объединение, не входящее в Международную федерацию хоккея, в то время как ФХР - ее член. Получается, что с юридической точки зрения договор ФХР и ИИХФ будет неправильным, так как у ИИХФ уже есть такой договор с НХЛ.

- Совсем недавно Гэри Бэттмен выпустил некую директиву клубам НХЛ с просьбой не вести переговоры с российскими игроками, связанными действующими контрактами с командами суперлиги. Считаете ли вы, что ФХР, отказываясь от подписания договора, выполнила свою основную задачу? Конечно, столь желаемой формулы договоров клуба непосредственно с клубом не будет, но по крайней мере игроков не начнут воровать...

А.Б.: - А их разве воровали до этого? Конечно, может, тут простое расхождение в терминологии, но в цивилизованных странах невозможно заставлять человека долгое время заниматься тем, чем он не желает. В случае с хоккеем тем более. Никакие ограничения или запреты - например, не уезжать в НХЛ до 23 или 25 лет - не помогут. Хотя бы потому, что они противозаконны. Если игрок захочет уехать, а это его право, то найдет любой способ - даже несмотря на действующий контракт. Не поможет и директива Бэттмена, в которой, кстати, имеется такая сноска: если игрок или его агент докажут, что контракт игрока с российским клубом недействителен, переговоры с этим хоккеистом вести можно. А доказать это, поверьте, не составит никакого труда. В НХЛ убегали даже в советские времена, а сейчас игроки будут, по сути, делать то же самое, но только цивилизованно.

-В таком случае, как вы оцените положение, в которое попала Россия, не став подписывать договор?

А.Б.: - Ничего нового сказать тут нельзя. Положение незавидное. Наш хоккей остался без компенсаций, которые могли бы действительно пойти на воспитание новых игроков. А сами хоккеисты как уезжали в НХЛ, так и будут туда уезжать.

С.Ч.: - Размер компенсации, предлагаемой НХЛ (200 тысяч долларов. - Прим. "СЭ"), на самом деле высокий. Если бы хоть четверть этой суммы получали тренеры, воспитавшие игроков, они отнюдь не сочли бы эти деньги унизительными.

-Каковы ближайшие планы профсоюза по возможным решениям этой проблемы?

А.Б.: - Будем отправлять запрос в нашу федерацию и ПХЛ с просьбой предоставить необходимые документы для подписания договора. Надеемся, предложение НХЛ российской стороне - никакой не секрет, поэтому хотелось бы получить этот документ для детального анализа. Причем его должны изучить не только президенты клубов, хоккеисты, руководители лиги, федерации и профсоюза, но и международные юристы, и дипломаты. Это очень серьезный договор, который необходимо рассматривать на высоком государственном уровне.

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

-Вы упомянули о пенсиях хоккеистам. Есть ли у профсоюза какие-то предложения в этой связи?

С.Ч.: - Планируем ввести в трудовое законодательство изменения, чтобы понизить пенсионный возраст хоккеиста с 60 лет до 35 - 40. Ведь зачастую игрок в этом возрасте из-за высочайших нагрузок, выпавших на него за время профессиональной карьеры, может уже иметь вторую-третью, а порой и первую группу инвалидности. Почему, к примеру, танцовщики могут выходить на пенсию в тридцать, а хоккеисты - нет? Согласитесь, что нагрузки в нашем виде спорта не меньше.

А.Б.: - К этой теме можно добавить то, что с сентября мы начинаем программу помощи ветеранам советского хоккея - причем не только олимпийским чемпионам и чемпионам мира, но и просто игрокам, много лет отдававшим все свои силы игре, клубам. Программа рассчитана на несколько лет и заключается в выплате пособий нуждающимся и, увы, порой забытым ветеранам хоккея. Мы отправили письмо в федерацию хоккея с предложением осуществлять эту программу вместе. Думаю, федерация не откажется, ведь все понимают, что прошлое - наше богатство. А без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.

- Будет ли профсоюз вручать какие-либо призы игрокам по окончании сезона?

А.Б. - Мы учредили призы лучшему вратарю, лучшему защитнику и лучшему нападающему по версии нашего комитета. Считаю, эта версия будет одной из самых справедливых, ведь лауреатов определят сами игроки - члены профсоюза.

Марат САФИН