Газета Спорт-Экспресс № 192 (3870) от 24 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17
ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
ПУТЬ В ТУПИК
В 1985 году я был свидетелем того, как председатель Госкомспорта и НОК СССР Марат Грамов принимал у себя в кабинете президента МОК Хуана Антонио Самаранча. Позади был бойкот Олимпиады в Лос-Анджелесе. Впереди - туманная перспектива Игр в Южной Корее, с которой у Советского Союза не было дипломатических отношений. Поэтому беседа шла тяжело. Самаранч пытался убедить руководителя советского спорта в том, что, не участвуя в Олимпийских играх, страна прежде всего ущемляет интересы своих собственных атлетов. Грамов отвечал, что мы, мол, за участие, но если придется отказаться от поездки в Сеул, то всему виной - МОК, который поощряет такие негативные явления, как коммерциализация и профессионализация спорта.
Самаранч внимательно выслушал собеседника и сказал: "Насильно заставлять участвовать в Олимпийских играх никто никого больше не будет. Дело добровольное".
История двадцатилетней давности вспомнилась мне в связи с тем, как в российском хоккее развивались события вокруг предложения ИИХФ подписать общеевропейское соглашение с НХЛ. Не комментируя истинные и мнимые причины того решения, к которому пришли хозяева отечественных клубов, замечу лишь: кажется, что в своих бедах мы вновь пытаемся винить других. Вряд ли отсутствие должной законодательной базы в России стоит считать проблемой ИИХФ или тем более заокеанской НХЛ. Похоже, что наши хоккейные боссы просто пытаются воспользоваться случаем для лоббирования своих интересов в Госдуме, хотя этот путь может завести нас в тупик. Во всяком случае, в одиночестве мы уже остались.
Не секрет: МОК добивается от международных федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, чтобы в олимпийских турнирах принимали участие сильнейшие атлеты мира, даже если эти атлеты принадлежат клубам из профессиональных лиг США и Канады. Для чего это нужно, понятно: чем качественнее олимпийский турнир, тем выше его телевизионный рейтинг. А часть того договора, к которому мы не присоединились, касается как раз возможности игроков из клубов НХЛ принять участие в зимних Играх в Турине. Стало быть, речь идет о миллионах долларов, которые мировой хоккей, находящийся под эгидой ИИХФ, должен получить - или не получить - от МОК после туринской Олимпиады.
Надо признать, что в плане выстраивания взаимоотношений с профессиональной лигой ИИХФ, безусловно, ушла намного дальше других международных федераций. С 1998 года сильнейшие профессионалы выступают за свои олимпийские сборные. В 2002 году НХЛ прервала свой регулярный чемпионат на период олимпийского турнира в Солт-Лейк-Сити и готова сделать то же самое в 2006 году. Бейсбол, для сравнения, потому и был исключен из программы Олимпиады-2012, что ИБАФ - олимпийская международная федерация - не смогла добиться участия лучших игроков из клубов Major Leagues Baseball в Играх 2004 и 2008 годов. А в баскетболе ситуация проще потому, что в те сроки, когда обычно проходят Олимпийские игры, в NBA нет сезона.
Есть и еще один фактор, который позволяет усомниться в обоснованности нашей несговорчивости. Я не знаю другого президента международной федерации, который был бы более благосклонен и лоялен к нам, чем Рене Фазель. Совокупность попыток, которые он предпринял для достижения компромисса в данном случае, просто поражает. Думаю, что и на матче Латвия - Россия в Риге Фазель побывал не только для того, чтобы насладиться футболом, - это был еще один шанс встретиться с Леонидом Тягачевым и Вячеславом Фетисовым.
Если кому-то история, рассказанная вначале, не покажется характерной, приведу другой, более свежий пример. После того как российскую женскую эстафету не допустили до старта на Играх в Солт-Лейк-Сити, один наш высокопоставленный чиновник потребовал объяснений от Жака Рогге, сказав, что, если МОК не изменит решения, депутаты Госдумы сначала проголосуют за то, чтобы российская делегация досрочно покинула Игры, а потом встанут на лыжи и пробегут эстафету протеста.
"Пусть бегут", - дал добро президент МОК. К счастью, никто из Солт-Лейк-Сити досрочно не уехал, да и МОК через некоторое время - когда разобрались - критиковать у нас перестали.
Верится, что и из нынешнего тупика есть выход. Для начала, скажем, стоило бы подписать договор между ИИХФ и ФХР. Все-таки не за горами Турин. Да и чемпионат мира 2007 года должен пройти в Москве.