Газета Спорт-Экспресс № 184 (3862) от 15 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
БАСКЕТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2004/05. СУПЕРЛИГА |
Дивизион А |
Гундарс ВЕТРА
РОССИЯ - ЭТО ЛУЧШИЕ ГОДЫ МОЕЙ КАРЬЕРЫ
Латыш Гундарс Ветра, бывший игрок сборной СССР и ЦСКА, после пятилетнего перерыва возвращается в Россию. Как уже сообщал "СЭ", в предстоящем сезоне Ветра будет работать вторым тренером "Урал-Грейта".
Наверное, он не мог не вернуться. За четыре года, проведенных в российском баскетболе, Гунча (это прозвище прочно приклеилось к Ветре с незапамятных времен) снискал любовь и болельщиков, и журналистов. Рожденный в СССР, латыш по национальности, он быстро стал для нас своим, почти русским. Потому, что делил поровну с партнерами по ЦСКА 90-х не только радость ярких побед, но и тяготы жестокого финансового кризиса в клубе. А отправляясь из армейской команды в "сытую" Турцию, уже через год приезжал обратно. Баскетбольная Россия не забыла Ветру. И с радостью восприняла весть о его возвращении в качестве тренера.
"ВЕТРА, В КОТОРОМ НЕТ И ДВА МЕТРА"
Звонок корреспондента "СЭ" застал Ветру в Риге. Проведя "ознакомительную" неделю в Перми, помощник главного тренера "Урал-Грейта" вернулся домой, чтобы "догулять" отпуск.
- Я очень рад, что возвращаюсь в Россию, - раздался в телефонной трубке знакомый голос с легким прибалтийским акцентом. - Во-первых, российский чемпионат сегодня один из сильнейших в Европе. Ну и, во-вторых, Россия для меня не чужая страна. Четыре года в ЦСКА - лучшие в моей баскетбольной карьере. Приятно вернуться в страну, где у тебя осталось столько друзей, знакомых. С Пермью тоже связаны самые теплые воспоминания. Помню, как ЦСКА первый раз приехал в этот город на рождественский турнир. То был еще период становления "Урал-Грейта". Кстати, свой последний матч в России я сыграл именно в Перми, в финале плей-офф 2000 года. Тогда мы стали чемпионами.
-Побывав в июле в Перми, вы почувствовали, что Ветру в России не забыли?
- Да. В Перми - помнят. Что будет в других городах - посмотрим, когда начнется сезон. Думаю, небольшой след в российском баскетболе я оставил.
-Мне вспоминается кричалка из популярной в вашу бытность игроком ЦСКА юмористической телепередачи "Назло рекордам!": "Гундарс Ветра - в нем нет и два метра..."
- (Смеется.) Как же, помню. Кстати, с автором этого творения Сергеем Белоголовцевым мы встретились прошлым летом, когда по приглашению Валерия Тихоненко летали в Алма-Ату на матч ветеранов. Разумеется, без кричалки про Ветру там не обошлось.
ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ "БАРОНС"
-Когда вам поступило предложение от "Урал-Грейта"?
- Как вы знаете, последние два с половиной года я работал в Латвии. Этого времени мне хватило, чтобы понять: я хочу и могу тренировать. Но теперь надо двигаться вперед, переходить на новый, более высокий уровень. В общем, я позвонил Сергею Тараканову (в прошлом игрок ЦСКА и сборной СССР, а ныне - баскетбольный агент. - А.Ф.), и спустя какое-то время он предложил мне пермский вариант. Новому главному тренеру "Урал-Грейта" Друкеру как раз требовался помощник...
-Могу предположить, что финансовые условия в "Урал-Грейте" и в вашем прежнем латышском клубе несопоставимы.
- В Латвии сейчас есть только одна профессиональная команда, в которой платят нормальные деньги, - "Вентспилс". Остальные клубы - любительские. Они рассчитывают только на своих молодых игроков. Рижский "Баронс", который я тренировал, был именно такой командой. Хотя работать в ней было очень интересно. Я получал истинное удовольствие и накапливал неоценимый опыт. Рад, что многие из моих подопечных выросли в зрелых, физически крепких баскетболистов. Двое из них недавно выходили в стартовой пятерке сборной Латвии на матчи молодежного чемпионата Европы в Чехове. Но я еще игроком привык выступать на самом высоком уровне. И, став тренером, тоже намерен двигаться только вперед. Правда, делать это надо постепенно. Сейчас первая ступенька уже позади.
-А вы бы рискнули начать тренерскую карьеру с серьезного клуба? Скажем, если бы предложили сразу возглавить ЦСКА, как в свое время Тихоненко?
- Может, и рискнул бы. Хотя, как понимаю теперь, это было бы неправильно. Того, что ты знаешь как игрок, хватает на первые полгода тренерской карьеры. Потом наступает момент, когда этого уже мало. Одно дело - набираться тренерского опыта в молодой команде, где на тебя не давит ответственность, где есть право на ошибку, и совсем другое - в клубе высокого уровня. Конечно, бывают и исключения. Например, Обрадович сразу добился результата. Но этот случай - едва ли не единственный. Я считаю, что пошел правильным путем. В Латвии у меня было время, чтобы учиться, пробовать какие-то свои задумки. Тренер, как и игрок, в начале карьеры должен в нее что-то вложить - чтобы потом получить отдачу.
ВОВРЕМЯ УЙТИ
-Карьеру игрока вы завершили в 2002 году в скромном итальянском клубе "Фабриано"...
- Уезжая из России в Италию, я, признаться, рассчитывал отдохнуть. Поиграть под конец в свое удовольствие. Поэтому осознанно и шел в команду второго дивизиона. Однако спокойной жизни не получилось. В первый же год "Фабриано" неожиданно для многих пробился в высший дивизион. Пришлось остаться еще на год. В результате я заканчивал карьеру в сильнейшем на тот момент в Европе национальном чемпионате.
-Считаете, что закончили играть вовремя?
- Да. Когда баскетбол уже не доставляет такого удовольствия, как раньше, и ты чувствуешь, что уже не можешь играть на прежнем уровне, - надо заканчивать. На второй год в Италии я это окончательно понял. Не хотел, чтобы люди запомнили меня как старого, разваливающегося игрока.
-И все же я уверен, что вы еще могли бы принести пользу многим командам. К примеру, ваш знаменитый соотечественник Валдис Валтерс был лучшим снайпером чемпионата Латвии, когда ему было далеко за 40...
- На уровне чемпионата Латвии я могу играть и сейчас, не тренируясь. Думаю, картины бы не испортил. Но зачем мне это? О своем решении повесить кроссовки на гвоздь я ничуть не жалею. Сейчас, работая тренером, я получаю гораздо больше удовольствия, чем в последние годы игровой карьеры.
-То есть обратно на площадку не тянет?
- Нет. Все, что я мог сделать как баскетболист, уже сделано.
-Почему, закончив играть, вы решили стать тренером? Не можете жить без баскетбола?
- Не могу. Когда закончил играть, думал, целый год буду отдыхать и ничего не делать. Куда там! Через полгода поступило предложение от "Бароне", я взялся и сам не заметил, как втянулся, увлекся по-настоящему. Возникавшие трудности только подстегивали. В первый сезон у меня даже не было ассистента. Всем приходилось заниматься самому: физподготовкой, тактикой, организацией тренировочного процесса. Плюс я читал много специализированных книг, впитывал и анализировал информацию. Да, было трудно. Зато я набрался опыта. И, что немаловажно, результат тоже был. В первый год "Баронс" стал третьим в стране, а в минувшем сезоне - вторым, играл в финале с "Вентспилсом". Бороться с этим "монстром" нам, конечно, было не под силу. Но свой, "малобюджетный" чемпионат Латвии команда выиграла.
-Как отнеслись к вам на родине после возвращения? Помнится, в свое время баскетболиста Ветру считали в Латвии чужаком - за отказ выступать за национальную сборную.
- Да, отношение было двойственное. Некоторые люди до сих пор считают, что Ветра был не прав. Но я никогда не покупался на эти политические игры. И к себе, и к баскетболу относился как профессионал. И поступал соответственно.
ВОСПОМИНАНИЯ О "ФИНАЛЕ ЧЕТЫРЕХ-96"
-Часто вспоминаете ЦСКА 90-х?
- Очень. Особенно мой первый сезон, когда мы попали в "Финал четырех" и стали там третьими. В тот год в рейтинге лучших клубов Европы ЦСКА долго шел на первом месте. У нас была замечательная команда. Я бы сказал, команда патриотов. Акцент в том ЦСКА делался на российских игроков. Ну и на латыша Ветру, которого все считали русским. (Смеется.)
-В чем был секрет успеха этой команды, ее феномен?
- Мы были молодые, "голодные" до побед. Ну и умели играть в баскетбол. Да, мы не получали таких денег, как в зарубежных клубах. Но по игре многие из того ЦСКА были настоящими европейскими звездами. Я считаю, что в 1996 году в Париже мы должны были побеждать. Просто не хватило опыта "Финалов четырех". "Панатинаикос", с которым ЦСКА встречался в полуфинале, не был сильнее - он был искушеннее. Если бы мы тогда сразу сыграли с "Пао" второй матч, он принес бы другой результат. Думаю, Еремин (тогда главный тренер ЦСКА. - А.Ф.) со мной согласится.
-Были периоды, когда вы и партнеры по ЦСКА месяцами не получали зарплату. Согласитесь, сегодня такое трудно представить.
- С тех пор в российском баскетболе произошли большие перемены. Сегодня те, кто едет в суперлигу, едва ли думают, что не получат денег по контракту. Если начнешь рассказывать, как мы играли "за бесплатно", они просто не поймут, о чем речь. Но тот ЦСКА был другим, особым. Все ребята понимали: финансовые трудности нужно перетерпеть, а от забастовок лучше никому не будет.
-Какой из матчей в составе ЦСКА вам наиболее памятен?
- Трудно выделить какую-то одну игру. Запоминающихся матчей было много. И радостных, и горьких. Например, как забыть обидные поражения в плей-офф Евролиги от "Цибоны" и "Эфес Пилсен"?! Или битвы в финалах чемпионата России с "Автодором"?! Ну и, разумеется, "Финал четырех". Для меня и остальных тот сезон, наверное, стал лучшим в карьере. У ЦСКА и потом была приличная команда, которая то и дело оказывалась в шаге от "Финала четырех", однако подняться на эту высоту нам при Еремине больше не удалось.
- Эпоха того, "вашего", ЦСКА закончилась в 2000 году, когда команду покинули главный тренер и большинство игроков. ЦСКА Еремина исчерпал себя?
- Про Еремина могу сказать только самое хорошее. Мне было очень интересно работать с этим тренером, и я благодарен ему за годы, проведенные вместе в ЦСКА. Но рано или поздно наступает момент, когда надо что-то менять. За много лет в одной команде игроки и Еремин устали друг от друга. Он хорошо знал, чего ждать от нас, а мы - чего ждать от него.
-Насколько я знаю, Валерий Тихоненко, сменивший Еремина на посту главного тренера, предлагал вам остаться в ЦСКА.
- Да, у нас был разговор на эту тему. Но я уже решил для себя: хочу спокойно завершить карьеру в каком-нибудь скромном зарубежном клубе. Я понял, что уже не могу быть тем Ветрой, которого знали болельщики ЦСКА, и ушел. Думаю, вовремя. Может, поэтому сейчас в России меня и вспоминают по-доброму. (Смеется.)
СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ КАРАСЕВ
-Знаю, что все эти годы вы внимательно следили за российским баскетболом и поддерживали связь с бывшими партнерами по ЦСКА. Вас не смутило, что экс-чемпион России "Урал-Грейт", пригласивший тренера Ветру, ныне резко сдал свои позиции и в прошлом сезоне едва не остался за бортом плей-офф?
- Поэтому мы с Друкером и будем работать в Перми. Да, прошлый год у "Урал-Грейта" не получился. Насколько я знаю, на то были объективные причины. Зато в новом сезоне все полны решимости вывести команду на самый высокий уровень. Я успел убедиться в том, что во главе "Урал-Грейта" стоят серьезные, амбициозные люди.
-Руководство клуба уже поставило перед тренерским штабом конкретную задачу на сезон?
- Говорить о том, что команда должна занять какое-то место, пока рано. Конкуренция ожидается жесткая, и в Перми это отлично понимают. Впрочем, в одном я уверен уже сейчас: команда "Урал-Грейт" будет представлять собой угрозу для любого соперника.
- Комплектование "Урал-Грейта" проходит в обстановке секретности. Может, приоткроете завесу? Какой будет команда в сезоне-05/06?
- Селекционный процесс еще не завершен. Разумеется, мы стараемся усилить состав по сравнению с прошлым сезоном. Как вы знаете, в команду уже пришли такие известные игроки, как Карасев, босниец Хукич. Однако раскрывать все карты я сейчас не могу. На трансферном рынке идет "война", и не только "Урал-Грейт" - многие российские клубы тоже тщательно скрывают информацию о потенциальных новичках. Хотя, честно говоря, мне это не совсем понятно.
-Василий Карасев играл вместе с вами за ЦСКА, а теперь будет вашим подопечным в "Урал-Грейте". Уже успели встретиться со старым знакомым?
- Нет. Жду не дождусь, когда мы опять увидимся. (Смеется.) Кроме трех лет в ЦСКА мы с Васей одновременно выступали и в Турции: он - за "Эфес Пилсен", я - за "Галатасарай". С тех пор у нас и членов наших семей сохранились хорошие отношения. Карасев - прекрасное приобретение для "Урал-Грейта". Это опытный мастер, который не потерял мотивации и желания играть.
РОВЕСНИК ДРУКЕР
-Что можете сказать о новом главном тренере команды Шароне Друкере?
- Мы познакомились уже в России. Друкер сам выбрал мою кандидатуру из предложенного ему списка тренеров. За неделю, проведенную вместе в Перми, мы легко нашли общий язык. Неудивительно, ведь я и Друкер - ровесники. Правда, он начал тренерскую карьеру гораздо раньше меня - в 26 лет. Друкер произвел на меня очень хорошее впечатление. Это грамотный, современный тренер. Наши взгляды на баскетбол во многом совпадают.
-Вас устраивает роль второго тренера?
- На данный момент - полностью. Для меня это еще одна ступенька, ведущая наверх.
-Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. О чем мечтает тренер Ветра и каким ему видится собственное будущее?
- Не хочу загадывать. Скажу только, что я уже определил: работать тренером хочу. Это мое. Я поиграл на самом серьезном уровне. Попал в НБА (в 13 матчах за "Миннесоту" в сезоне-92/93 Ветра в среднем набирал по 3,5 очка. - А.Ф.), был на виду в Европе. Как тренер буду стремиться к такой же высокой планке.
-Можно сказать, что именно сейчас, в России, ваша тренерская карьера начинается по-настоящему?
- Я бы назвал это "выходом в люди".
Александр ФЕДОТОВ