Газета Спорт-Экспресс № 169 (3847) от 28 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

28 июля 2005

28 июля 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

На вопросы корреспондента "СЭ" ответил президент ярославского "Локомотива".

Юрий ЯКОВЛЕВ

НАС ОПЯТЬ РАССМАТРИВАЮТ КАК СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК

-Каково ваше отношение к проекту нового договора ?

- Должен сказать, что определенные положительные моменты у нового договора между НХЛ и ИИХФ действительно имеются. Именно поэтому уверен, все заокеанские предложения в Европе будут приняты с большим воодушевлением. Можно не сомневаться, что все европейские федерации ратифицируют этот договор в кратчайшие сроки и без всяких изменений и дополнений. Но если мы пойдем по такому же пути, то своими руками поставим мощный тормоз развитию хоккея в России. Поэтому нам не следует, на мой взгляд, скоропалительно подписывать себе очередное пятилетнее рабство.

-Но ведь в отличие от предыдущих сезонов НХЛ сейчас не до жиру. И позиция руководителей заокеанской лиги вполне объяснима: минимизировать все возможные расходы, в том числе и связанные с приглашением молодых игроков из Европы...

- Но зачем при этом рассматривать нас исключительно как сырьевой придаток? И заставлять принимать фундаментальные решения, от которых напрямую зависит наше будущее, практически не давая времени на размышление и обдумывание? Судите сами: на прошлой неделе НХЛ переслала в ИИХФ так называемый проект договора. Я говорю "так называемый", потому что за океаном считают, что этот проект окончательный и никаких изменений и дополнений ИИХФ вносить не рискнет. Буквально два дня назад этот договор получили клубы - а уже 1 августа мы должны вынести окончательное резюме. И определить свое будущее на пять ближайших лет. Разве так делается? Тема наших взаимоотношений с НХЛ настолько серьезна, что рассматривать ее должны не только руководители клубов. Здесь необходим скрупулезный юридический анализ, необходимо учесть мнение экспертов, ведущих тренеров, необходимо опереться на опыт ветеранов, необходимо выдерживать государственную политику. Ведь по большому счету те же Ковальчук и Овечкин - это достояние всей России, а не только "Спартака" и "Динамо".

-А что будет, если Россия откажется в одностороннем порядке от его утверждения?

- У меня возникает целый ряд встречных вопросов. Например, таких: а что, мы на прошлой неделе узнали о том, что НХЛ предлагает чуть смягченный вариант кабалы? Мы не догадывались заранее, что они могут предложить Европе? Догадывались и знали. Если 1 августа не подпишем договор, то самым пострадавшим российским клубом станет "Динамо". Потому что по новому договору НХЛ заплатит за первого номера драфта его бывшему клубу вне зависимости от наличия действующего контракта. А без такого договора Овечкина в "Вашингтоне" могут запросто посчитать свободным агентом и забрать без всякой компенсации. Но разве руководители "Динамо" не знали о таком развитии ситуации? А если знали, то почему не озаботились этой проблемой своевременно?

За последние 10 лет из нашей школы в Северную Америку уехало более двадцати воспитанников. И из них лишь один Вишневский в 1998 году был задрафтован в "первой десятке". А ведь наша детско-юношеская школа - одна из лучших в России, и мы вкладываем в ее развитие серьезные средства и силы. По сути, от нас уехала целая команда - вместе с запасными и ближайшим резервом. И компенсации за этих игроков совершенно не сравнимы с затратами на их подготовку. И меня как президента клуба наши учредители могут в любой момент спросить: а зачем, собственно говоря, вкладывать в школу, если высшие ее достижения все равно уезжают и клуб не получает за это достойной компенсации? И каждый хозяин хоккейного клуба вправе будет задать этот вопрос.

Вне зависимости от того, будет Россией принят новый договор или не будет, нам необходимо в кратчайшие сроки приводить наше хоккейное законодательство к общемировым, цивилизованным стандартам. Открывать бухгалтерию, делать внятными и понятными наши уставы, регламенты и правила. Чтобы при любом судебном контакте в арбитраже или суде США или Канады мы воспринимались как нормальный участник судебного процесса. Чтобы суд такой был - как суд между двумя клубами НХЛ, а не между клубом НХЛ и каким-то непонятным субъектом из далекой страны, не способным даже нормально оформить исковые требования. По большому счету начинать заниматься этим необходимо было 11 лет назад, когда мы сели в первую кабалу договора. Другое дело, что эпоха на дворе стояла совсем другая. Но теперь-то ситуация изменилась, и надо ее обращать в нашу пользу! А мы снова упускаем драгоценное время.

-Чувствуете ли вы поддержку со стороны своих коллег - руководителей других клубов суперлиги?

- К сожалению, далеко не от всех. Мою позицию в первую очередь разделяют те руководители, в чьих клубах, как и в "Локомотиве", вопросу подготовки собственных резервов уделяется серьезное внимание. Они, как и мы, ежегодно сталкиваются с тем, что лучшие из воспитанников отправляются за океан. И большинство из них там либо вовсе теряются, либо возвращаются спустя несколько лет напрочь испорченными низшими лигами. Хотя до отъезда с ними связывались радужные надежды.

Но таких клубов даже в суперлиге не так уж и много. Для остальных детско-юношеская школа - лишь обязательный придаток, который должен быть по закону. Во многих просто нет специалистов, способных не упустить, не прозевать, а вырастить и довести, что называется, до ума настоящий талант. Им от нового соглашения между НХЛ и ИИХФ ни тепло ни холодно. И они, конечно, ни за что не пойдут против руководства ИИХФ и ФХР, которая сейчас в какой-то мере выражает общеевропейские интересы.

-Вам не кажется это парадоксальным?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в действиях всех без исключения лиц, в чьей компетенции будет находиться принятие и этого, и других решений, от которых напрямую зависит развитие хоккея в России, на первом месте были интересы нашей страны. Но, боюсь, 1 августа, во время голосования по вопросу договора, мы получим совсем другой ответ. Вот только хоккейная общественность, на мой взгляд, имеет право знать, кто будет принимать решение и кто за какую точку зрения отдаст свой голос.

Максим ЛЕБЕДЕВ