Газета Спорт-Экспресс № 127 (3805) от 8 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
БОКС |
Придя в себя, давайте все-таки попытаемся разобраться в том, почему Константин Цзю проиграл Рикки Хаттону 5 июня в Манчестере и потерял свой титул IBF в категории до 63,5 кг. Тем более что здесь, как представляется, нет какой-то одной "большой тайны". Все куда сложнее. Причин было много, и не все они лежат на поверхности.
ЦЗЮ
СЛАГАЕМЫЕ ПОРАЖЕНИЯ
ПЕРЕВЕС-НЕДОВЕС
Начну с того, что мне представляется главным. Если что-то и внушало опасения перед этим боем, так это то, как Костя сделает вес. С самого начала своей профессиональной карьеры Цзю выступает в одной и той же категории - до 63,5 кг (140 фунтов). При этом общеизвестно, что между боями его вес переваливает за 80 кг.
Сгонка веса с возрастом дается все с большим трудом, и в последнее время 35-летний Цзю стал частенько поговаривать о том, чтобы перейти в следующую категорию - до 66,7 кг. Тем не менее пока он этого не сделал.
На этот раз Костя "взял вес" только со второй попытки. Надо знать его отношение к делу, чтобы понять, что даже микроскопический перевес - это своего рода ЧП. Насколько помню, до сих пор такое случалось с ним только раз - в июне 2001 года перед боем с Октаем Уркалом. Тогда это стало следствием того, что весы, стоявшие у него то ли в гостиничном номере, то ли в тренировочном зале, чуть-чуть сбились, и, отправляясь на взвешивание, Костя полагал, что с весом у него полный порядок.
На этот раз ни о чем подобном не говорили. Цзю просто до последнего момента выжимал из себя лишний вес - и чуть-чуть недожал. Опять-таки люди, далекие от бокса, просто не понимают, каким адским мучениям подвергает себя "сгонщик", и не представляют себе, какой потерей сил оборачивается откачка последних ста-двухсот "сверхплановых" граммов.
Взвешивание проводится накануне боя. За полтора дня, которые проходили ранее между взвешиванием и самим поединком, Цзю обычно набирал чуть больше 6 кг. Звучит немного невероятно, но это факт, которому я был свидетелем пять лет назад в Финиксе перед его боем с Чавесом. Более того, это далеко не рекорд. Когда экс-чемпион мира Шейн Мосли выступал в легком весе (61,2 кг), он за то же время набирал больше 7 кг. То же самое касается суперпопулярного Артуро Гатти - другого знаменитого сгонщика и обладателя титула WBC в той же категории до 63,5 кг.
Ничего противозаконного в этом нет. Вес, обозначенный весовой категорией, - совершенно искусственный, и большинство боксеров держат его буквально в течение получаса перед взвешиванием. Кстати, наши профессионалы, выступающие в России, в большинстве своем "играть с весом" подобным образом не умеют и поэтому, когда едут выступать за границу, часто фактически дерутся с бойцами намного крупнее себя.
Разговоры о том, что надо как-то привести бойцов в хотя бы отдаленное соответствие с теми весовыми категориями, которые они представляют, ведутся давно, но никто толком не знает, как этого добиться. Проводить взвешивание непосредственно перед боем? Но тогда многие боксеры неизбежно будут выходить на ринг обезвоженными, а это может повлечь за собой любые последствия, вплоть до летального исхода. IBF в этой ситуации пошла на полумеру: ввела еще одно взвешивание утром в день боя, что имеет очень серьезные последствия именно для таких сгонщиков, как Костя.
По правилам IBF, вес боксера во время второго взвешивания не может перевешивать лимит его категории более чем на 10 фунтов (4,5 кг). Правило это введено не вчера, и не стоит искать здесь заговор против Цзю, однако по нему это правило бьет значительно больше, чем по Хаттону: британец почти на 10 лет моложе, а в этом возрасте организм гораздо пластичнее. К тому же Хаттон гоняет вес гораздо меньше Константина.
Участники боя встретились на втором взвешивании, и команда Хаттона утверждает, что Цзю пришел на него в мокром от пота тренировочном костюме и еле-еле вписался в допустимый лимит. После чего, едва сойдя с весов, выпил две бутылки воды.
Во время боя все признаки обезвоженности были налицо. Многие обратили внимание на непривычно худое лицо Цзю, еще когда он только шел к рингу. Ну а когда начался сам поединок, то с первых же раундов бросилось в глаза, что Костя не может поддерживать высокий темп, что вообще-то никогда не было для него проблемой.
Кроме того, было видно, что он явно экономит силы на передвижении по рингу, мало работает сериями - больше одиночными ударами. Наконец, когда Костя чисто попадал, его ударам, судя по реакции Хаттона, не хватало силы. Последнее вообще совершенно необычно, так как именно в этом компоненте Цзю никогда не было равных в его весовой категории.
Костя, один из самых выносливых бойцов, начал рано уставать, и это отнюдь не было результатом каких-то особо удачных действий Хаттона. Проиграв первые два раунда, Цзю, по почти единодушному мнению, выиграл следующие пять, однако именно после этого он стал выглядеть более усталым, чем его противник, в результате чего после примерно равного восьмого раунда стал все больше и больше уступать Хаттону.
Заканчивая разговор на эту тему, я бы хотел подчеркнуть, что сгонка веса и вызванная ею обезвоженность организма представляют, на мой взгляд, главную причину поражения Цзю. Главную, но далеко не единственную. Более того, я почти уверен, что не будь других причин, ее одной могло бы и не хватить для того, чтобы обеспечить победу Рикки Хаттону, который после этого боя вполне заслужил прозвище
ГРЯЗНЫЙ РИККИ
Хаттон прекрасно подготовился к бою, а его команда еще лучше провела кампанию по дезинформации противника. Она сводилась к тому, что сам боксер и все, кто имел к нему какое-то отношение, в течение нескольких месяцев перед боем на каждом углу кричали о том, что Рикки, как обычно, сделает основную ставку на свои фирменные удары по корпусу, которыми совершенно измотает Цзю.
Поверить в это было довольно легко. Хаттон - боец достаточно прямолинейный и простой и всегда делал именно это. Однако в бою с Цзю Рикки был совершенно не похож на себя прежнего. По-моему, меньше всего он рассчитывал именно на удары по корпусу, а больше всего на свою голову и работу в клинче.
После боя Хаттон сказал, что победить ему помог его "боксерский мозг". Я бы сказал, что в еще большей степени ему помогла его крепкая, по-настоящему боксерская, черепная коробка. При полном попустительстве рефери он постоянно шел вперед головой, как бык, жаждущий поднять тореадора на рога, заставляя Цзю все время уворачиваться. Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, но мне кажется, что гематома на лице Константина была вызвана именно ударом головой.
Кроме того, явно опасаясь ударной мощи Цзю, Хаттон постоянно, как тисками, зажимал ему перчатки под мышками, и рефери опять-таки относился к этому с редким хладнокровием, то есть практически не обращал внимания. Между делом, как настоящий джентльмен, Рикки еще неназойливо пытался время от времени слегка согнуть руку соперника против локтя, дернуть за нее с тонким расчетом вызвать какое-нибудь растяжение в плече. Ну а любимым приемом у Хаттона было зажать Цзю руку, предпочтительно правую, которую он как-то особо полюбил, а самому наносить удары свободной рукой.
Однако не будем к Хаттону слишком строги. Практически любой боксер распоясывается, видя попустительство рефери. Другое дело, что, похоже, у Хаттона весь план на бой был построен на постоянном нарушении правил, на этих бесконечных заходах головой и захватах. Избалованный домашний боец, который только три боя из своих тридцати восьми провел за границей, да и то очень давно и против заведомо слабых соперников, Рикки исходил из того, что ему, такому горячо любимому, все сойдет с рук. И сошло, потому что он совершенно точно знал, что на ринге помимо противника есть человек, который работает на него, а именно Дэвид Пэррис, выполнявший в этом бою обязанности
РЕФЕРИ
Я далеко не уверен в том, что рефери Дэвида Пэрриса как-то финансово отблагодарили за его вклад в победу Рикки Хаттона. Кнут работает лучше пряника. Думаю, если бы он позволил себе какую-то вольность в отношении местного кумира, этот бой мог бы стать последним в его судейской карьере. Звезду обижать нельзя, а еще меньше можно обижать ее промоутера - столпа британского профессионального бокса Фрэнка Уоррена. За такое можно получить и пинок под зад, как принято у простонародья, и канделябром по бакенбардам, как заведено у аристократов. И будешь ты до конца дней своих не судить бои суровых мужчин, а отбиваться от собственной жены, которая станет тебя поколачивать за то, что в дом ничего не приносишь.
Во всяком случае, примерно такие мысли приходили в голову, когда я смотрел на какое-то постоянно испуганное лицо Пэрриса, который все время пытался соблюсти почти невозможный баланс между приличиями и откровенно пристрастным подходом к выполнению своих обязанностей.
В итоге он сделал примерно равное количество замечаний обоим участникам боя, хотя количество нарушений было совершенно несоизмеримым. Хаттон, особенно в начале встречи, строил весь рисунок боя на нарушениях правил. Костя - многоопытный боец и прекрасно может защитить себя и в таких условиях, но Пэррис очень быстро дал понять, что ему такая игра с рук не сойдет.
И все же не стоит демонизировать трусоватого британского рефери. Да, он сделал много, но отнюдь не достаточно для того, чтобы обеспечить победу Рикки Хаттону. В конце концов, рефери везде то и дело нарушают все правила на свете, чтобы помочь "своему" бойцу.
Достаточно вспомнить, как в недавнем бою Хосе Луиса Кастильо и Диего Корралеса рефери Тоуни Уикс после двух нокдаунов у последнего дал ему в первом случае передохнуть 25 секунд, а во втором - 35. Или как в давнем бою Оскара Де Ла Хойи и Айка Квортея покойный рефери Митч Хэлперн после нокдауна у Золотого Мальчика вдруг прервал бой и стал читать нотацию Айку Квортею, тем самым дав Оскару перевести дух. Такое было всегда - и всегда будет.
Да, конечно, если бы Пэррис сделал Хаттону предупреждение (то есть снял бы с него очко) хотя бы за явно преднамеренный удар ниже пояса в 9-м раунде, это, может быть, немного и охладило бы пыл неистового Рикки. Но хватило бы этого для того, чтобы изменить результат боя? Честно говоря, не думаю. Пять лет назад в Финиксе рефери изо всех сил помогал Хулио Сесару Чавесу, ну и что: спасло это Чавеса? И, кроме того, неужели Цзю не знал, куда ехал? Или его промоутер Влад Уортон не знал, куда его везет?
В Англии своих героев бокса мало и берегут их куда лучше, чем в Америке. Так что здесь мы, скорее всего, сталкиваемся с тем, что называется
ОШИБКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
Честно говоря, именно это вызывает у меня самое сильное раздражение. Как раз в тот момент, когда Цзю в последний раз был в Москве, появилась первая информация о том, что он будет драться с Хаттоном в Манчестере. Я спросил самого Костю об этом, и он мне сказал: "Объясни мне, почему я, чемпион мира, должен ехать к этому парню и посреди ночи боксировать с ним у него дома?" Видимо, эту фразу он повторял много раз и по-английски, и по-русски, так как потом я видел ее в нескольких его интервью. Еще, насколько я помню, против этого возражали и члены его семьи. Тогда зачем?
Если из-за того, что в Англии Косте светил очень крупный гонорар, то он знал, на что и ради чего шел. Или не знал? Тогда были обязаны знать его промоутер Влад Уортон и его менеджер Мэтт Уотт. Да Костя и не тот человек, который даст кому бы то ни было водить себя, как теленка. Нет, это было его решение, и он не мог не знать, что Хаттон будет нарушать правила, местный рефери будет пристрастен, а судьи, в том числе и импортированные в Британию (особенно - как раз импортированные), проявят известную благосклонность к местному герою.
Так оно и получилось. Именно американский арбитр после одиннадцати раундов вывел Хаттона дальше всех вперед: 107-102. Двое других арбитров были ближе к земле и реальности: 106-103 и 105-104, также в пользу британца.
Все это было крайне легко спрогнозировать, но, полагаю, Костя и его команда думали, что с весом будет порядок, а с Хаттоном - тем более. Вроде имели все основания. Я тоже в это свято верил, имея на руках тот же исходный материал, и ошибся вместе с ними. Все-таки не стоило ехать в Англию. Вырванный из родных стен Хаттон никогда бы не выиграл у Цзю, а так винить некого, и правильно сделал Костя после боя, когда не стал искать для себя оправданий, а просто поздравил Рикки и сказал, что он был лучше него, потому что так оно и было, как ни прискорбно это признавать.
Однако в этом бою были и свои странности, вызвавшие массу вопросов. Самая невинная из них - это
ПРЕДВЗЯТОСТЬ КОММЕНТАТОРОВ
Говорят, что если послушать комментаторов американского кабельного канала Showtime, то можно было бы подумать, что Хаттон просто избивает Цзю в одну калитку, и непонятно только одно: как это он уже сто раз не упал. Даже когда удары наносил Цзю, комментаторы хвалили Хаттона, словно это он добился успеха в этом эпизоде. Они проморгали тот факт, что британец в 9-м раунде нанес преднамеренный удар намного ниже пояса, они просто сочли, что Цзю попал в нокдаун после удара по корпусу, и были несколько удивлены и разочарованы, когда узнали, что это не так. На такой подлог рефери уже пойти не мог.
Чем им был так мил Хаттон? Зачем Америке нужен британский чемпион, который, скорее всего, никогда не поедет в Америку и предпочтет в дальнейшем, как не так давно делал Дариуш Михалчевски, безвылазно сидеть дома, драться против весьма скромных соперников, загребать деньгу и не дуть в ус? Еще он будет время от времени вызывать на бой с собой известных боксеров, но только при условии, что они приедут к нему домой, но людей, которые, как Цзю, готовы пойти на такой рискованный шаг, совсем мало.
Тогда, может быть, американцы были просто рады, что Цзю, перебивший тьму американцев, наконец, кажется, сходит? Может быть, но мне это объяснение не кажется исчерпывающим.
Впрочем, были в этом бою и куда большие странности. Одна из них такова, что ее даже называть нельзя, а то есть шансы, что тебя привлекут к суду. Поэтому мы назовем ее просто
НАРЗАН
Скажите, о чем вы думаете, когда видите, что какой-то спортсмен проявляет какую-то нечеловеческую силу или выносливость? Наверное, полагаете, что он пьет много нарзану. Вот и я, помню, когда смотрел, как Шейн Мосли резко спуртовал во второй половине второго боя с Оскаром Де Ла Хойей, тоже подумал: "Надо же, что нарзан делает с человеком!"
При этом в анализах, взятых у Мосли после матча, никаких следов нарзана не было обнаружено. Зато через некоторое время обнаружилось, что этот боксер рекламировал пищевые добавки фирмы, которая в свободное время занималась производством анаболического стероида, то есть, пардон, нарзана нового поколения - THG, обнаружить который до той поры было совершенно невозможно. Мосли, конечно, об этом ничего знать не знал и знать не желал, но вот в последующих боях никаких чудес выносливости уже не показывал.
Когда Хаттон, проигравший середину боя, неожиданно спуртовал ближе к концу, я, помня историю с Мосли, не мог не подумать: может, и здесь без нарзана не обошлось? А то уж как-то слишком много сил у него было.
После одиннадцати изнурительных раундов, проведенных почти в бешеном темпе, Хаттон выглядел так, словно может провести еще одиннадцать. Странно. Однако я опять-таки не сомневался, что в анализах никакого нарзана не будет. Его никогда не бывает в анализах своих национальных героев. Так, незадолго до Олимпиады 1988 года в Сеуле у многих кандидатов в американскую олимпийскую сборную, причем даже таких звезд, как Карл Льюис, в анализах обнаружили очень много нарзана. Однако историю эту быстро замяли и вытащили на свет божий совсем недавно, когда все герои давно уже были на спортивной пенсии.
Я ничего не хочу утверждать, а просто делюсь сомнениями. На сомнения-то я имею право, граждане судьи? Так вот, запредельная выносливость Хаттона мне показалась странной. А усиливает сомнения то, что он до сих пор наотрез отказывался боксировать где-нибудь, кроме горячо любимой родины. Так очень часто ведут себя как раз те, кто боится, что следы нарзана все-таки обнаружат в анализах, если их будут брать в менее дружественных условиях.
...Да, не позавидуешь сейчас Цзю. Если уйти на десять раз заслуженный отдых, то подобное окончание карьеры оставит неприятный осадок даже у самых верных его поклонников. Переходить в другой вес - трудно, так как после поражения он вряд ли имеет шанс выйти прямо на абсолютного чемпиона мира в полусреднем весе (до 66,7 кг) Заба Джуду, которого нокаутировал четыре года назад.
Значит, придется провести хотя бы еще один-два боя против сильных и значительно более крупных бойцов, чем те, с которыми дрался до сих пор. И это когда вот-вот стукнет тридцать шесть. Остается матч-реванш с Хаттоном. Но тогда останется лишь принимать все его условия, так как теперь он чемпион.
А значит, скорее всего, снова надо будет ехать в Великобританию к тамошним боковым судьям, тамошнему рефери, тамошним болельщикам и тамошнему Хаттону, который не то напьется, не то не напьется тамошнего нарзана. И, наконец, самое страшное: придется снова загонять все то же тело в тот же самый привычный, но ставший невыносимым вес - 63,5 кг. Врагу не пожелаешь.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ