Газета Спорт-Экспресс № 119 (3797) от 30 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
56-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Седьмой этап. ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ |
АЛОНСО: ЕЩЕ ОДИН ШАГ К КОРОНЕ?
В высшей степени драматичным выдался седьмой этап 56-го чемпионата мира, завершившийся вчера на германском автодроме Нюрбургринг. Лидер гонки Кими Райкконен на "Макларене" сошел на последнем круге, а лидер чемпионата Фернандо Алонсо на "Рено", завоевав 10 очков, сделал еще один шаг к чемпионскому титулу.
Есть какая-то высшая несправедливость в том, как закончился вчерашний "Гран-при Европы". Никто не спорит: гонки - абсолютно непредсказуемая вещь, случиться в них может все, что угодно. И сходы лидеров тут - обычное дело. Но сход на последнем круге, да еще из-за раскрошившейся на мелкие фрагменты подвески, да еще когда схватка за чемпионство в самом разгаре и каждое завоеванное кровью и потом очко буквально на вес золота - это, знаете ли, просто-таки иезуитская шутка Фортуны...
Да, именно так - по-иезуитски жестоко - обошлась формулическая Фортуна с Райкконеном. А ведь в Германии финн снова выглядел практически неуязвимым. Практически - потому что в квалификации, которая на сей раз состояла из одной попытки, а не из двух, как на шести предыдущих этапах (три из которых, причем подряд, пилот "Макларена" начинал с поула!), Райкконен уступил 0,116 немцу Нику Хайдфельду на "Уильямсе". Тем не менее почти никто из специалистов не заблуждался по поводу реальной скорости "Уильямсов": ради того, чтобы блеснуть в квалификации, британцы изрядно облегчили баки своих болидов и, значит, осложнили себе задачу в гонке. А во время свободных тренировок, когда машины, как правило, стартуют с "полной выкладкой", тон задавали именно "Макларены" да отчасти "Рено".
Кстати, существенных перестановок "новая-старая" система проведения квалификации не вызвала. Лишь немного откатились назад "Рено", основательно, как выяснилось, заправившиеся, да слегка поднялись "Уильямсы" по, напомню, прямо противоположной причине. Главного же - предсказанного кое-кем взлета "Феррари" - не случилось. Если Рубенс Баррикелло еще выглядел не хуже других, показав 7-й результат, то семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер довольствовался только 10-м временем, ибо банально вылетел в одном из поворотов примерно на середине круга и до его конца так и не смог по-настоящему совладать со своим болидом.
Процедура старта оказалась смазанной. Сперва перед началом прогрева возле "Тойоты" Ярно Трулли замешкались механики, за что позже итальянец был наказан штрафным проездом по пит-лайн, стоившим ему высокого места, затем заглох "Рено" Джанкарло Физикеллы. В конце концов старт дали со второй попытки. Райкконен не стал откладывать дела в долгий ящик и сразу же перехватил лидерство у Хайдфельда. А вот за их спинами развернулась настоящая баталия. В очередной раз слабо стартовавший Марк Уэббер оказался зажатым в клещи Хуаном Пабло Монтойей и Трулли. Итальянец ехал внутри поворота и особо активных действий не предпринимал, а колумбиец проходил австралийца чисто и по скорости, и по траектории, но его "Макларен" получил рылом в бок от "Уильямса"! Оба оказались в песке. В куче-мале пострадали также оба Шумахера (Ральфу даже пришлось заезжать в боксы). Для Уэббера гонка кончилась, для Монтойи, откатившегося сразу на 13-е место, только началась. В итоге он выбрался на 7-е место, а мог быть и на подиуме...
- Старт никогда не был моим коронным номером, - заметил Уэббер, - но это не извиняет моего авторства в аварии. Это я должен был дать Пабло место для маневра, а не он мне, но я начал тормозить слишком поздно, потому что изо всех сил пытался защитить свою позицию от ехавших внутри виража Трулли и Алонсо. Особенно Трулли.
В стартовом хаосе опытнейший Дэвид Култхард сумел сохранить голову холодной и с 12-го места прорвался на 4-е. После этого ни разу не возникло сомнений в том, что шотландец заработает хорошие очки, и так оно и вышло.
Далее события в основном развивались по хорошо отработанному в прежние годы сценарию - в боксах во время пит-стопов, которых не в пример шести предыдущим гонкам оказалось в изобилии. Были и обгоны, в том числе и весьма красивые (например, Баттон - Баррикелло и Баттон - Монтойя на 5-м круге, Лиуцци - Баррикелло кругом позже, Баттон - Шумахер-старший на 11-м, Монтойя - Шумахер на 39-м), но эта борьба шла на весьма отдаленных подступах к авангарду пелотона. Лидировавших Райкконена, Хайдфельда и примкнувшего к ним Алонсо она никак не затрагивала, что лишало схватки вкуса, а гонку в целом - остроты.
Из-за чехарды с пит-стопами проехать впереди всех от старта до финиша Райкконену на этот раз не удалось, хотя его позиция выглядела неуязвимой вплоть до последних кругов. Трудно сказать, когда финн повредил правую переднюю покрышку своего болида, но к финишу "Гран-при Европы" вызванная этим вибрация стала настолько сильной, что была видна невооруженным глазом. Тем не менее оставалась надежда на то, что Райкконен сумеет добраться до конца этапа и вот так, на честном слове ("Я был уверен, что Кими даже в таком состоянии финиширует впереди меня", - сказал в интервью ВВС Алонсо), но человек, как известно, предполагает, а Бог - располагает. На последнем круге рычаг подвески не выдержал и разлетелся мелкими брызгами. В этом фонтане утонули надежды Райкконена отыграть у Алонсо еще два очка...
- Я был бы счастлив и второму месту, - сказал после финиша Алонсо, - но мы оказались действительно быстры, и мне удавалось прессинговать Кими, в результате чего его "Макларен" не выдержал. Можно сказать, что сегодня мне повезло дважды - сначала на старте, когда я чудом остался на трассе после того, как в первом повороте получил от кого-то чувствительный удар (от "Тойоты" Ральфа Шумахера. - О.Л.), а затем на последнем круге.
- Я чудовищно расстроен этим сходом, - сокрушался Райкконен. - Трудно передать словами то, что чувствуешь, покидая гонку, будучи ее лидером... Эти десять доставшихся не мне очков - серьезная потеря не только для меня, но и для всей команды. Однако мы сделаем все от нас зависящее, чтобы до конца сезона выиграть как можно больше этапов!
- Честно говоря, несмотря на поул, я не рассчитывал на победу, - сказал Хайдфельд. - Но финиш на подиуме был реальной целью, и я ее, к счастью, достиг.
Ольга ЛИНДЕ