Газета Спорт-Экспресс № 118 (3796) от 28 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

28 мая 2005

28 мая 2005 | Бокс/ММА

СУМО

Как уже сообщал "СЭ", россияне Сослан и Батраз Борадзовы стали первыми братьями-иностранцами, которые сумели пробиться в высший дивизион (макуути) Всеяпонской ассоциации профессионального сумо. Сначала туда в июле 2004-го шагнул 25-летний Сослан (боевой псевдоним Рохо - Русский феникс), а по итогам последнего турнира в Токио это удалось сделать и 23-летнему Батразу (Хакурозан - Русская белая гора).

НА ПОДМОГУ ФЕНИКСУ ПРИШЛА БЕЛАЯ ГОРА

Сослан БОРАДЗОВ: "ЙОКОДЗУНА ПРИНЯЛ МОЙ ВЫЗОВ"

Для него этот турнир был в макуути пятым. И, бесспорно, наиболее сложным. Ведь поднявшись в рейтинге на небывалую доселе высоту - 1-го маэгашира Запада, Русский феникс обрек себя на встречу со всей элитой профессиональной лиги сумо. Включая единственного действующего в XXI веке йокодзуну - уроженца Монголии Долгорсурена Дагвадорджа. Или просто Асошорю (Синий дракон).

С воспоминаний об этом историческом поединке и начали мы разговор с Сосланом, когда я позвонил Борадзовым в Японию.

-Вы говорили, что дружите с Асошорю, однако незадолго до басе в Токио между вами, слышал, случилась размолвка. По какой причине, если не секрет?

- Недели за две до старта турнира у борцов проходила официальная совместная тренировка. Зрителей собралось около десяти тысяч, благо вход на нее бесплатный. По правилам, йокодзуна там волен сам выбирать себе спарринг-партнера. После окончания нашей схватки, в которой Асошорю оказался сильнее, он вдруг резко толкнул меня в корпус. Меня это вывело из себя, и я крикнул ему: "Иди сюда, давай продолжим!" Но он взял в соперники другого сумотори. Когда они отборолись, я, не говоря ни слова, снова выскочил на дохе. Йокодзуне, по сути, уже ничего не оставалось, как принять вызов. Причем болельщики были на моей стороне. "Порви его, Рохо!" - неслось с трибун. И поединок этот я выиграл! Правда, ояката Тайхо (первый наставник Сослана - 48-й йокодзуна, обладатель рекордных 32 Императорских кубков. - А.К.) мое поведение не одобрил.

-Что он вам сказал?

- "Больше так себя не веди. Ты лучше в душе сохраняй этот настрой, а другим его не показывай. И помни: сумо начинается с поклона, поклоном и заканчивается"... Вообще-то, конечно, с йокодзунами здесь принято более почтительно обходиться. Какой-нибудь японский борец в аналогичной ситуации повел бы себя иначе. Но я-то из России! Асошорю был не прав - ну и с какой стати я должен прощать его выходку? На дохе для меня все соперники одинаковые, титулы значения не имеют.

-Кстати, правда, что многие борцы под любым предлогом стараются уклониться от тренировочных схваток с йокодзуной?

- Да. Бороться с Асошорю не любят именно из-за его нагловатых манер. К тому же обычно на тренировках сумотори стараются действовать аккуратно и не слишком жестко, чтобы избежать травм. Асошорю же всегда стремится продемонстрировать свою богатырскую силу, выкладываясь на полную катушку.

-Может, потому он и йокодзуна?

- Наверное. Впрочем, одзэки (второй титул в иерархии сумо. - А.К.) в этом смысле тоже не подарок. Никто не хочет проигрывать тем, кто стоит ниже в рейтинге.

-С Асошорю после той истории общались?

- Никакой войны между нами нет. Он потом первым подошел ко мне, протянул руку. Хотя газеты местные, как водится, подняли шумиху. Общий смысл публикаций сводился к тому, что один раунд у ребят, мол, позади, скоро увидим второй. Но мы же не боксеры... Все это, честно говоря, здорово повысило в Японии мою популярность, чего никак не ожидал. Теперь болельщики встречают меня перед выходом на дохе с гораздо большим воодушевлением, чем прежде.

-А о поединке с монгольским чемпионом на самом басе какие воспоминания остались?

- Выглядел я, считаю, достойно. Был даже шанс его одолеть, когда я ухватил Асошорю за пояс. Увы, не получилось.

-Для вас минувший турнир в макуути стал вторым, который завершился с результатом макэкоси (преобладание поражений). Оба раза вы уступили со счетом 7:8, то есть вчистую не проиграли. Или это слабый повод для утешения?

- Любое поражение - удар по самолюбию. На моей борьбе сказалась травма шейных позвонков. Из-за этого дней восемь в канун басе не мог тренироваться. Вынужденные каникулы бесследно не проходят. Да и соперники достались уже грозней некуда. Из всех сильнейших на данный момент по рейтингу сумотори я не боролся лишь с Кайо, который в разгар соревнований отказался от дальнейшего участия по состоянию здоровья.

-Зато ваш младший брат порадовал...

- В Батразе я не сомневался. Он был в отличной форме. Братец прибавляет с каждым турниром и, надеюсь, тоже не затеряется в макуути.

-Почему ваша карьера в сумо пока продвигается успешнее?

- Тут все относительно. Я, например, в 23 года еще в третьем дивизионе болтался, а Батраз в этом возрасте уже в число лучших борцов одзумо включен!

Батраз БОРАДЗОВ: "ГОРЖУСЬ, ЧТО У МЕНЯ ТАКОЙ БРАТ"

Составить компанию брату в высшем дивизионе Борадзов-младший мог и на январском басе, и на мартовском. Дважды ему для этого не хватало всего одной победы. Но с третьей попытки Хакурозан своего добился.

-Неудачи на предыдущих турнирах, похоже, не выбили вас из колеи?

- Наоборот, только разозлили. Настрой у меня сейчас был что надо! Допустив два месяца назад осечку в Осаке, я страшно переживал. Мне полшага оставалось до заветной дверцы, но я так до нее и не добрался.

-За годы выступлений в сумо это самое большое ваше разочарование?

- Нет. На душе скребли кошки, и когда в третьем дивизионе я первый раз неожиданно закончил турнир с результатом макэкоси. Брат-то все низшие дивизионы - с шестого по третий - сумел пройти без "минусов".

-Когда поверили, что попадете в макуути?

- Лишь в заключительный день - после победы в десятой схватке. Если бы в рейтинге я шел под первым или вторым номером дивизиона дзере, то для выхода в макуути мне было бы достаточно выиграть со счетом 9:6. А поскольку в марте я откатился на третью строчку, меня устраивало минимум 10:5.

-Теперь будет еще сложнее?

- Конечно, но трудности меня не пугают. На тренировках я боролся с Сосланом, другими сумотори высшего дивизиона и убедился в том, что их можно побеждать.

-С братом часто спарринги устраиваете?

- Да, я почти ежедневно прихожу к нему в клуб на тренировки. Пока соотношение побед и поражений у нас 70 на 30 в пользу Сослана. Соперник он, поверьте, не из легких. Когда с ним борешься, порой кажется, что упираешься в стену.

-Сколько его схваток видели в Токио?

- Все. Чтобы противостоять мастерам такого уровня, на котором сейчас выступает Сослан, нужно быть очень хорошо подготовленным. А травма шеи ему этого не позволила. Тем не менее уверен: звание 1-го маэгашира Запада для него далеко не предел.

-Что думаете по поводу его стычки с йокодзуной?

- Асошорю всегда придерживается агрессивного стиля борьбы. Брату это не понравилось, и я его прекрасно понимаю. Пусть и поступил он вопреки общепринятым в Японии традициям, но на дохе, на мой взгляд, не должно быть понятия "старший" или "младший". Там все равны. Плюс не забывайте, что в жилах Сослана течет горячая кавказская кровь...

-Интересно, стили борьбы у вас с братом отличаются?

- Да. Все-таки нас воспитывали разные тренеры. Сослан особенно силен в поясной борьбе. Это когда, схватив противника за пояс, бросаешь либо выталкиваешь его за пределы круга. А я в основном работаю за счет толчков руками в корпус. Но чем богаче твой тактический арсенал, тем выше шансы на победу. Поэтому в последнее время пытаюсь и борьбу в поясе освоить.

-А по характеру вы похожи?

- Нет. Сослан более вспыльчив, а я по натуре человек спокойный. Еще брат обожает машины, недавно "мерседес" купил. Я к этому равнодушен. Привык в Японии передвигаться на велосипеде или такси.

-Кто из вас лучше знает японский?

- Все говорят, что я, но сам разницы не замечаю.

-Постоянные сравнения с Сосланом не раздражают?

- Ничуть. Я горжусь, что у меня такой старший брат.

-Что мешало вам прогрессировать столь же быстро? Молодость?

- Сослан на два года старше, а это срок. Но я никогда не завидовал брату. Всему свое время. Я благодарен Богу за то, что в одзумо постепенно продвигаюсь вперед, что меня обходят стороной серьезные травмы. Из шестого дивизиона в высший я дошел за три года - по японским меркам результат выше среднего.

-Что для вас за это время было самым трудным?

- В феврале 2002-го мы прилетели в Японию и узнали, что, согласно новым законам, в каждой школе может тренироваться только один зарубежный борец. В итоге Сослан оказался в "Тайхобэя", а я - в "Хатачияма-бэя". Я ко многому был готов - к колоссальным нагрузкам, суровому быту и нравам одзумо, но не к разлуке с братом. До этого мы расставались от силы на пару дней, а тут мой клуб укатил на сборы, и полтора месяца мы с Сосланом даже по телефону не разговаривали. Тяжеловато одному было. А когда вернулись в Токио, выяснилось, что наши школы находятся в пяти минутах ходьбы одна от другой. С той поры мы с братом снова вместе.

-И напоследок, Батраз, расскажите, как сложился басе в Токио для остальных российских борцов.

- Толик Михаханов (Аврора) вел - 4:2 и если бы выиграл последнюю встречу, то перебрался бы из четвертого дивизиона в третий. К сожалению, он уступил. Для выхода наверх в следующем турнире ему просто надо быть в "плюсе". У Коли Иванова (Амура) задача будет посложнее: победить в пяти схватках из семи. Его результат в Токио - 4:3. Отменно дебютировал в одзумо юный борец из Северной Осетии Сослан Гаглоев. Выигрыш со счетом 6:1 позволил ему подняться из шестого дивизиона в пятый. Мы с братом взяли Гаглоева под свою опеку, помогаем чем можем. Ему, кстати, прочат в Японии блестящее будущее. Действительно, физические данные у парня впечатляют. Рост 195 см, вес 145 кг, а ему всего 16! Так что через несколько лет в макуути наверняка еще одним нашим земляком станет больше...

Александр КРУЖКОВ