Газета Спорт-Экспресс от 16 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

16 мая 2005

16 мая 2005 | Бокс и ММА

БОКС

В субботу в немецком Байройте россиянин Николай Валуев в третьем раунде нокаутировал американца Клиффорда Этьена и еще на шаг приблизился к бою за титул чемпиона мира в тяжелом весе.

ИЗ ЗАЛА КРИЧАЛИ: "ДОБИВАЙ!"

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Байройта

ЯВЛЕНИЕ НИКОЛЫ ПИТЕРСКОГО

Раньше питерский боксер Николай Валуев был выше людей. В Байройте он оказался чуть ли не выше домов. Маленький немецкий пряничный городок был ему совсем не по размеру.

Представьте себе место, где полностью отдаются маленьким радостям жизни вроде отличного пива, где обыденность доведена до уровня поэзии. Когда местная мать семейства говорит своим домочадцам: "Сегодня вишневый пирог удался как никогда", ей стройным хором отвечают: "Ja, ja". И верят, что нынешний пирог действительно лучше, чем все предыдущие. А следующий обязательно будет еще лучше нынешнего.

В этом краю пирогов и пива такому жесткому спорту, как бокс, не место. А уж Валуев, такой огромный, здесь выглядел просто Гулливером в стране лилипутов.

Впрочем, кажется, я поспешил со своими обобщениями. Судя по тому, как Николая встретили на взвешивании, ему тут было самое место, потому что у жителей игрушечных городов такая же тяга ко всему большому, как и у всего остального мира.

Когда процедура взвешивания началась, в центре всеобщего интереса на какое-то время оказался огромный британский нигериец Генри Акинванде, которому предстоял бой с петербургским тяжеловесом Александром Васильевым (Акинванде победил по очкам в восьми раундах, но Васильеву надо бы дать орден за мужество). Но вот вышел Валуев - и все тут же дружно переключили свое внимание на него. Акинванде старался не становиться рядом с Николаем, но все же как-то раз, зазевавшись, подошел к нему на опасно близкое расстояние - и тут же со всей своей мускулатурой приобрел вид долговязого нескладного подростка, который решил помериться ростом с большим дядей.

Забегая немного вперед, скажу, что ушел Николай со взвешивания первым, а Акинванде смотрел ему вслед долгим тоскливым взглядом. Все дело было в том, что в случае победы Акинванде над Васильевым, свой следующий бой он должен был провести как раз с Николаем, и мне, признаюсь, показалось, что такая перспектива особо радостью его сердце не наполняет.

А вот у Клиффорда Этьена, которому предстояло драться с Валуевым уже сейчас, а не через два месяца, как Акинванде, никакого испуга я не заметил. У Этьена был вид человека, который приехал выполнить нелегкую работу, но и только. Разве что перед тем, как сфотографироваться с Валуевым для прессы, он окинул Николая невеселым взглядом. Требовать от человека радости по поводу того, что завтра ему предстоит драться с соперником на 20 с лишним сантиметров выше и на 40 с лишним килограммов тяжелее, - это, согласитесь, уже явный перебор.

Впрочем, совсем уж без бравады тоже не обошлось. В какой-то момент, когда Этьену было нечего делать и он просто слонялся возле весов, где почти никого не было, он вдруг ушел в толпу. Но не весь. Видимо, у американца очень гибкий позвоночник, потому что он отклячил зад, как танцовщица кабаре, и одной этой частью, сильно выпиравшей из толпы, исполнил какой-то зажигательный танец.

Конечно, можно было бы сказать, что носороги так себя не ведут (а прозвище Этьена, которым он очень гордится, - Черный Носорог), но, кажется, этот "человек сложной судьбы", когда-то в неполные восемнадцать лет получивший сорок лет тюрьмы за вооруженное ограбление и отсидевший почти десять из них, решил немного подновить свой имидж. Он уже не обрит наголо, а отросшие волосы сделали его почти неузнаваемым.

СКАЛА И НОСОРОГ

Но все это было предисловие. Пришла суббота, и до поединка все меньше времени. Ваш корреспондент занял свое место неподалеку у ринга и делает первые записи в блокноте.

Народу в зале больше, чем мест. Это не фигура речи. Очень многие стоят, и это явно не охранники. Клиффорд Этьен уже на ринге. Его выход встретили совсем неплохо, но сейчас зал потихоньку, но все ускоряющимися темпами начинает сходить с ума. Все-таки умеют немцы болеть - причем не только за своих, но и за тех, кто просто живет в Германии, как сейчас Валуев. Певица, судя по внешности - китаянка, исполняет очень красивую песню, которая вместе со световыми эффектами и пиротехникой доводит зал до исступления. Только вот песня все не кончается, а зал тем временем уже окончательно перегрелся.

Стоило певице замолчать, как зал взревел с удвоенной силой: на ринг выходит Валуев. Когда он по своему обыкновению перекидывает ногу через верхний канат, раздается оглушительный гогот. Видимо, Этьен считает это зрелище слишком тяжелым для себя и отворачивается. Последние приготовления подходят к концу. Сейчас начнется. Гонг!

Первый раунд. Сразу бросается в глаза, что Этьен как будто даже ниже ростом, чем обычно о нем пишут. (Позже, когда я разговаривал с американцем на пресс-конференции, мне показалось, что ему достаточно далеко до "официальных" 187 см. Скорее 182 - 184, не больше.) Валуев пробует Этьена джебом, тот уходит вниз. В общем и целом по рисунку боя в начале первого раунда Этьен напоминает самого трудного соперника Валуева за последнее время - аргентинца Марселло Домингеса.

Этьен идет вперед и чуть не напарывается на правый апперкот Николая. Удар приходится вскользь. Затем Валуев проводит очередной джеб, от которого Этьен, как мне кажется, чуть-чуть дрогнул. Вроде бы все уже более или менее ясно, и тут Клифф вдруг проводит молниеносный правый кросс, который по параболе летит над вытянутой левой рукой Валуева. Попал! И здорово попал! Николай, правда, без труда выдерживает удар, но все же, как говорят, насупив кустистые брови, тренеры в спортивных романах, "это серьезный сигнал".

Валуев идет вперед и проводит мощный удар правой по корпусу. Однако Этьен словно получает дополнительный заряд: он неудержимо прет вперед, оправдывая свое прозвище Черный Носорог. Этьен то и дело пытается пробить все тот же правый кросс, и иногда ему это удается. Еще как минимум пара этих ударов доходит до цели. Кто-то из зала по-русски с жутчайшим немецким акцентом кричит: "Коля, работа! Работа!" Наверное, хотят сказать "работай".

Однако пока больше работает Этьен. Вот он проводит короткую серию из правого кросса и левого бокового. Здорово попал. Николаю внешне хоть бы хны, но это внешне. А что сейчас творится у него в голове? Валуев останавливает рвущегося вперед Носорога правым по корпусу, но тот вскоре проводит очередной правый кросс. И каждый раз от этих ударов все больше становится не по себе. Неужели Этьен нашел "дыру" в обороне и теперь так и будет туда лупить? В какой-то момент американец падает, но это не от удара. То ли поскользнулся, то ли Николай его непреднамеренно толкнул. Первый раунд заканчивается - и выигрывает его, вне всяких сомнений, Этьен.

Второй раунд. Американец по-прежнему работает в стиле Домингеса, тем более что и их физические данные похожи. Качает маятник, защищается корпусом, очень подвижен, но при этом больше атакует и, увидев, что правый кросс то и дело проходит, бьет его при любой возможности. Правда, пропускает левый боковой от Валуева и вздрагивает всем телом, но уже через несколько секунд опять проводит правый кросс. Да когда же это кончится?

Адекватно ответить на действия Этьена Николаю пока не удается, поскольку американец на некоторое время переводит бой в какую-то толкотню и возню. Затем Валуев опять наносит правый апперкот по корпусу, так что Этьена вновь чуть пошатывает. Впрочем, это его никак не смущает. Он идет вперед. Что ж, пятящегося носорога, кажется, еще никто и никогда не видел, и Этьен достаточно успешно имитирует любимое животное.

Наконец Николай взрывается серией, и после последнего удара, левого бокового, Этьен падает. Строго говоря, этот последний удар больше напоминает толчок, и, наверное, рефери прав, что не считает нокдаун. Однако это уже не важно. Видно, что практически каждый удар Валуева, в том числе и джеб, выбивает из Этьена какую-то толику сил. Он явно все больше и больше устает, а ведь идет только второй раунд.

Николай проводит удар справа, и снова ему по-русски кричат из зала: "Попал! Попал! Добивай!" Но Валуев не спешит. Может быть, и зря. В ответ на правый кросс он практически одновременно проводит свой правый апперкот. Этьен содрогается. Николай проводит еще пару джебов, и уставший Клифф липнет к нему. А потом наступает интересный момент: Валуев движением корпуса легко уходит от правого кросса Этьена. Смотрится это просто потрясающе. Николай выигрывает раунд, но, что еще важнее, его преимущество растет, а Этьен все больше увядает.

Третий раунд. Николай проводит несколько джебов, и практически от каждого из них Этьена перетряхивает. Через несколько секунд ему удается правый кросс, но большого беспокойства в души болельщиков Валуева этот удар уже не вносит. Видно, что если это и не последний раунд, то до конца все равно недалеко.

И тут происходит забавный эпизод. Николай проводит неплохой удар справа, ему кажется, что Этьен от него упадет, и он направляется в угол, чтобы дать рефери отсчитать нокдаун. Но американец удерживается на ногах и набрасывается на Валуева сзади. Тот встречает американца ударом, Этьен падает, но судья снова считает удар Николая толчком. Возможно, он прав.

Этьен встает и вскоре напарывается на джеб. А потом Валуев наносит правый кросс и подкрепляет его парой левых. Этьен падает, и на этот раз судья открывает счет. Американец поднимается, но уже окончательно ясно, что ненадолго. И точно. Этьен честно идет вперед, и тут Валуев проводит правый апперкот. Этьен сгибается в три погибели и тут же получает еще и правый кросс. Американец падает, как мешок с мукой. Это нокаут, никаких сомнений!

Зал стоит на ушах. Этьена приводят в чувство. Кажется, он не очень сильно пострадал и вскоре от всей души обнимает Валуева. По всей видимости, американец рад, что все уже закончилось. На ринг высыпает куча народу, все поздравляют нашего боксера. Через минуту он берет микрофон и по-немецки говорит: "До следующего раза в Германии". Зал ревет так, что все, что было до сих пор, кажется почти тишиной.

...И все же, несмотря на всеобщую эйфорию, не хочется ограничиваться одним елеем в адрес Валуева. Это не понравилось бы самому Николаю, насколько я успел его узнать за два последних визита в Германию. На пресс-конференции необычайно добродушный и веселый Этьен сам показывает Валуеву, в чем заключалась основная ошибка россиянина. Частично знаками, частично словами объясняет: "Не оставляй висеть свою левую руку. Мне это очень удобно. Я ухожу вниз и стреляю правой поверх твоей левой, вот так, по кривой. Понял?" Валуев кивает в ответ.

Будем надеяться, что работа над ошибкой будет проделана. Наверное, для прогресса Николая даже лучше, что бой складывался для него не совсем легко.

ИНТЕРВЬЮ С "ШВЕЙЦАРОМ"

Велик и могуч русский язык, но все-таки не настолько, чтобы передать речь хулиганствующего негра: у нас просто нет языкового аналога этому безобразию. И все же я сделаю робкую попытку донести до читателей, что сказал Этьен в интервью автору этих строк:

- Так, почему ты встал здесь? Ты, видимо, хочешь сказать, что ты преграждаешь мне дорогу. А ты знаешь, что я делаю с теми, кто преграждает мне дорогу? Нет, ты даже представить не можешь, что я делаю с теми, кто преграждает мне дорогу.

Или ты думаешь, что твой приятель высотой с "Эмпайр Стэйт Билдинг" так меня отдубасил, что я не смогу убрать тебя с дороги? А вот мы сейчас попробуем. Нет, мы не будем пробовать - потому что ты, кажется, хороший парень и просто хочешь задать мне несколько вопросов, на которые я тебе, может быть, даже отвечу, если ты будешь очень хорошо себя вести. А если будешь плохо себя вести, нет, если ты только подумаешь о том, чтобы плохо себя вести и показывать свое неуважение к бедному побитому человеку, то я сделаю тебе бо-бо.

Кто говорит, что Николай слабо бьет? Ты вот сразу начал с того, что попытался меня обидеть - значит, сейчас будем делать тебе бо-бо. Ты хочешь сказать, что я просто так падал? Что я падал от ударов человека, который бить не умеет? А-а, это раньше так говорили. А ты тоже так раньше говорил? Нет? Молодец. Ну, если ты так хочешь знать, то, может быть, раньше он и бил слабо, а сейчас он бьет очень сильно. И справа, и слева. Караул просто.

Знаешь, откуда вылезают глаза после его ударов? Не знаешь? И не узнаешь, потому что здесь женщины кругом, а я воспитанный молодой человек и тебе не скажу, а сам ты никогда не догадаешься. Впрочем, может быть, и догадаешься, потому что глаза у тебя умные. Люди, вы согласны, что у этого парня умные глаза? А раз так, то он, наверно, без труда догадается, откуда они у него выскочат, если ему по кумполу ударит Валуев. Нет, я не дурачусь, Нико и впрямь очень сильно бьет, и только конченый дурак мог сказать, что у него что-то не так с ударом. А джеба такого я давно не видел - это ужас какой-то. Правда, он все время оставляет руку, а из-за этого очень удобно бить правый кросс, что я и делал.

(Словно испугавшись собственной серьезности.) Нет, ну ты сам подумай тем, что у тебя спрятано за этими умными глазами: может человек ростом десять футов и весом в полтысячи фунтов слабо бить? Ты думаешь, самый талантливый мухач мог бы побить Роя Джонса? Щас! А у меня с Нико такая же разница в весе. Да я просто герой, что вообще вышел против него.

И знаешь, что я тебе еще скажу (опять почти серьезно): меня называют "швейцаром" тяжелого веса. Ну хорошо, я швейцар. Чем плохая работа? Кто меня побил, тот либо подтвердил свой класс, как Майк Тайсон, либо завоевал себе место в элите, как Кэлвин Брок, потому что я проигрываю только самым лучшим. Вот теперь проиграл Валуеву. Не обидно, потому что у этого парня есть все, чтобы стать чемпионом мира. Пропускает иногда? А кто не пропускает никогда? Зато стоит, как скала!