Газета Спорт-Экспресс № 99 (3777) от 5 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Матч 8-го тура |
СУХИНЕ НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ
14 мая 1957 года считается "черной датой" в истории петербургского футбола. В этот день на стадионе имени С. М. Кирова после окончания матча "Зенит" - "Торпедо" (Москва) состоялось грандиозное побоище с участием болельщиков, милиции и подразделений внутренних войск.
События развивались следующим образом. Минуты за три до завершения встречи, в которой хозяева безнадежно уступали - 1:5, на поле появился болельщик по фамилии Каюков. Он подошел к зенитовскому вратарю Владимиру Фарыкину, вывел его за руку из ворот, а сам, сняв пиджак, занял место голкипера. Трибуны разразились хохотом, милиционеры, естественно, отреагировали по-другому. Жестоко. Оказавшего сопротивление Каюкова повалили на землю и за руки потащили "на выход".
Этот эпизод сыграл роль "детонатора". Разъяренные разгромным поражением любимой команды и милицейским произволом болельщики хлынули на поле, вступив в драку со стражами правопорядка. Позже обезумевшая толпа, крушившая все на своем пути, попыталась взломать металлические ворота внутреннего дворика стадиона, где находились раздевалки и куда успели убежать участники матча и судейская бригада. Беспорядки продолжались несколько часов (футболисты "Торпедо", как позднее вспоминал легендарный Валентин Иванов, забивший в том матче два мяча, опоздали из-за этого на поезд), после чего милиция при поддержке конвойных войск начала беспощадную "зачистку" Крестовского острова. Некоторые болельщики в отчаянии даже переплывали Среднюю Невку, но на другом берегу людей в мокрой одежде уже поджидали "люди в сером". Очень быстро состоялось закрытое судебное заседание, и 16 человек во главе с Каюковым, признанных на основании показаний милиционеров зачинщиками, были осуждены на длительные сроки заключения.
Почему произошла подобная, совершенно невероятная для Советского Союза 50-х годов история, рассказал Борис Ниелов, один из 16 осужденных, впоследствии реабилитированный, которого мой коллега Михаил Григорьев разыскал в Петербурге через 40 лет после тех драматических событий:
- Накануне матча государство выпустило облигации госзайма, на которые надо было "подписываться" в принудительном порядке. Хочешь не хочешь, а ползарплаты отдай. Озлоблен был народ, а тут еще такой счет и действия милиционеров... Я инвалид с детства, ноги нет, натер культю протезом и присел отдохнуть после матча. А меня забрали и обвинили, будто я дрался с милиционерами палкой! Всегда был законопослушным человеком, а меня посадили. На стадион больше никогда не ходил - гори он синим пламенем...
В Санкт-Петербурге снова май, и вновь "Зенит" играет дома с "Торпедо". Ни в коей мере не хочу проводить никаких аналогий, да и принудительная покупка облигаций в нашей стране, к счастью, нынче невозможна. И тем не менее приходится констатировать, что какая-то часть болельщиков наверняка будет наблюдать за сегодняшней игрой с трибун "Петровского" в весьма взвинченном состоянии. Причина тому - работа нижегородского арбитра Игоря Егорова, принявшего в ходе предыдущего домашнего матча сине-бело-голубых с "Локомотивом" ряд странных, скажем так, решений. Тысячи поклонников "Зенита" покидали в минувшую субботу стадион, кипя от негодования - и в полной уверенности, что "судья украл нашу победу".
Подмосковному рефери Станиславу Сухине, получившему назначение на сегодняшний матч, не позавидуешь. Если он вдруг допустит результативную ошибку в пользу "Зенита", скажут - "возвращает судейские "долги". Если совершит грубый промах в пользу гостей... Сложно даже представить, как отреагирует "Петровский". Между прочим, именно на этом поле и именно за Сухиной бегал в свое время возмущенный болельщик!
Будем все же надеяться, что вечером 5 мая 2005 года на высоте положения окажутся все - и обеспечивающие безопасность на стадионе службы, и болельщики, и судья, и - самое главное - игроки. Ведь встречаются соседи по таблице, команды, идущие в лидирующей группе и демонстрирующие интересный - пусть абсолютно разный - футбол. Зрелище обещает быть впечатляющим, и хочется верить, никто и ничто его не испортит.
Александр КУЗЬМИН |
Санкт-Петербург |