Газета Спорт-Экспресс № 71 (3749) от 1 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2006. Отборочный турнир |
Группа 3 |
ЭСТОНИЯ - РОССИЯ - 1:1 |
ИЗВИНИ, БРАТ. НИЧЕГО ЛИЧНОГО
Окончание. Начало - стр. 1 |
Но вот статистика: наши создали четыре голевых момента, один из которых закончился голом. Процент не большой и не маленький - нормальный. Если хотели забить еще - надо было и моменты создавать еще. Почему нет? Играем с эстонцами, а не с немцами, игра вроде получается - лезь вперед, комбинируй, ищи возможность.
Лоськову удавались пасы, Смертину - отбор, Аршавину - подыгрыш, Игнашевичу - перехваты и начало атак. А всем вместе им удавалось лишь неплохо выглядеть в первом тайме и забить Эстонии один мяч. Для победы этого "неплохо" не хватило. А когда командные усилия понадобились более всего, сборная и смотреться хорошо перестала. Задергалась, заскрипела, как старый разбалансированный маятник, после чего в очередной раз тихо смирилась с обстоятельствами.
Луиз Фелипе Сколари на днях признался, что специально запланировал товарищеский матч сборной Португалии на пустое "окно" перед встречей со Словакией, чтобы подольше пообщаться со своими подопечными. Видимо, Сколари есть что им сказать и чему научить, несмотря на то что все люди в его команде и так уже в своих клубах учены-переучены. Видимо, он и для себя хочет что-то понять, уяснить, определиться со связками игроков и стандартными положениями, попытаться заглянуть в душу каждому футболисту.
С трудом себе представляю нечто подобное в российских условиях. Какие-то беседы Ярцева в паузах между сборами главной команды, постоянный просмотр кандидатов, попытки вернуть нужных "отказников", которые, не секрет, имеются - все это как-то не вяжется с обликом нашего главного тренера. Нет, возможно, у него и впрямь нет ни минуты свободного времени, и всю свою сорокачасовую рабочую неделю он умственно и физически тратит только на главную команду страны. Но тогда получается, мы просто ничего не знали об этом! Почему пресс-служба РФС не заботилась об имидже сборной, замалчивая будни ее главного тренера?
А РЕБЯТА ИГРАЛИ
Мне нигде не встречались обязанности тренера национальной команды в виде какого-нибудь документа или должностной инструкции. Но, думаю, что, если такая бумага в самом деле имеется, самая соль в ней - в отличиях. В том, чем разнятся клубный специалист и наставник сборной. Попробуем сформулировать их сами, опираясь на логику и здравый смысл.
1) Едва ли не самое главное для тренера сборной - правильно отобрать кандидатов из большого круга претендентов.
2) Суметь отобрать их так, чтобы они были тактически, технически и морально совместимы.
3) Избежать примитивной расстановки исполнителей по позициям. Для этого у сборной должен быть свой стиль, привитый и/или насаждаемый тренером свой игровой почерк.
4) В очень сжатые сроки максимально понять психофизическое состояние любого игрока и сделать правильные выводы относительно его готовности к матчу.
5) Вносить коррективы в ход самого матча, памятуя о том, что результат обеспечивают не только и не столько люди, которых он подобрал, сколько команда. Даже если эта команда - сборная.
Специалисты наверняка поправят и дополнят меня, но эти пять пунктов, сдается, вряд ли можно оспорить - настолько они очевидны. Так вот в Таллине не были соблюдены как минимум три из них: 3-й, 4-й и 5-й.
То, что наши индивидуально переигрывали эстонцев, не могло скрыть общей несыгранности. К успеху могли привести лишь три или четыре действительно классно разыгранные комбинации - такие же, как голевая. Но сколько раз, вспомните, наши, разводя руками, пеняли партнерам: что ж ты, мол, меня не заметил, не пропустил мяч, не отдал вовремя?! В силу своего игрового интеллекта пытались играть в острый пас Лоськов, Аршавин, Игнашевич, Хохлов с Жирковым. Но ведь не всем подходит бесконечная импровизация - кто-то должен играть по заученным схемам. А для этого их надо иметь и заучить.
Да, Кержаков не попал в ворота с близкого расстояния. Не потому что неумеха - так случается и у более маститых исполнителей. Но ставить в зависимость от этого промаха результат всего матча, как это сделал Ярцев, некорректно. Поскольку тот же Кержаков может сказать: "Меня в клубе Радимов такими пасами обслуживает - закачаешься, но в сборной его почему-то нет. А вы Хохлова на Колодина меняете, Георгий Александрович".
Да, Быстров переоценил свои возможности на правом фланге. Раз за разом пытался прорваться к бровке и сделать передачу, а оборачивалось все это потерями и сорванными атаками. Но время шло, и ничего не менялось. Одна, вторая, пятая потеря, вынуждавшая всех бежать назад. Кто-то должен был объяснить Быстрову, что не так уж медлительны эстонцы, от которых он упорно пытался убежать? Или заменить его, в конце концов, перестроить игру с поправкой на быстровское невезение?
Самое обидное, конечно, началось для нас после пропущенного мяча, когда выяснилось, что сильнее, чем в начале матча, сыграть уже не получится - нет резервов. Атаковать пытались те же люди, что в первом тайме, только уставшие. Или такие же: ни одна из замен игру не усилила. А главный тренер стоял у бровки и надеялся, что все решится как-нибудь само собой. Ну Кержаков, скажем, попадет, или вратарь эстонский ошибется. Ребята ведь играли хорошо.
Одного не учел только Ярцев: руководил он ребятами плохо.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
Таллин |