Газета Спорт-Экспресс № 56 (3734) от 15 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

15 марта 2005

15 марта 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛОНДОНСКИЙ "ПАРЕНЬ С НАШЕГО ДВОРА"

Игорь РАБИНЕР

В январе 2002 года британские таблоиды получили новую пищу для скандала. 21-летний защитник "Челси" Джон Терри, уже признанный лучшим игроком команды предыдущего сезона и надевавший повязку капитана английской молодежки, набедокурил в ночном клубе "Веллингтон клаб" модного лондонского района Найтсбридж. Вместе с одноклубником Джоди Моррисом и защитником "Уимблдона" Десом Бирном он был задержан, как написали бы в наших милицейских сводках, за "нарушение общественного порядка". Желтая пресса посмаковала даже такую деталь, как испорченный тремя буянами огнетушитель. Игроков, конечно, отпустили под залог, но дело дошло даже до суда, а Терри вплоть до окончания разбирательства отлучили от любых английских сборных. Из-за этого он и не рассматривался Свеном-Ераном Эрикссоном как кандидат на поездку в Корею и Японию.

В августе того же года обвинения с Терри были сняты. Гораздо важнее, впрочем, другое. Каждый человек имеет право на ошибку, но лишь умному человеку под силу сделать из ошибки жесткие выводы. С тех пор ни слова о каких бы то ни было приключениях Терри ниоткуда не раздавалось. О том, что подобное вообще было, в Англии теперь вспоминают не как часть биографии, а как сущий анекдот, почти небылицу.

Теперь этот 24-летний брюнет с ежиком на голове - капитан команды, душа "аристократов", берущих штурмом футбольные высоты. Редкий ныне экземпляр клубного патриотизма - Терри от звонка до звонка прошел всю академию "Челси" и стал единственным ее выпускником за последние 27 лет, попавшим в сборную Англии. И одним из лучших центральных защитников мира, а по игре головой, пожалуй, что и лучшим. Теперь он - живое воплощение сути английского футбола - запредельной самоотдачи, по единодушному мнению прессы, - главный кандидат на титул "Лучший игрок сезона-04/05", человек-стержень, для которого у его одноклубника Алексея Смертина нашлась исчерпывающая характеристика: "Мужик".

Пресс-служба "Челси" предоставила мне с коллегой Россом Уильямсом счастливую возможность в течение 20 минут беседовать с Терри в эксклюзивном интервью для "СЭ". Дело было ровно за сутки до ответного матча с "Барселоной", в котором он забьет решающий мяч. В такой момент мы посчитали неэтичным вспоминать о неприятной истории трехлетней давности - иных тем для разговора с улыбчивым и общительным капитаном "Челси" было достаточно. Полагаю, например, что те фрагменты интервью, где Терри рассказывает о своей подготовке к матчам и их последующем анализе, будут поучительны для тех, кто мечтает когда-нибудь достичь его уровня.

Вспоминает бывший вратарь "синих" Дмитрий Харин. "Я восстанавливался после операции на колене и для игровой практики был отправлен во вторую команду на 12 - 14 матчей, - рассказал мне голкипер. Там и играл молодой защитник, который отличался от других тем, что умел слушать и уважать старших. Во время и после матчей Джон успевал спрашивать меня, что и почему он сделал не так. Талант его был виден уже тогда, но поначалу развивался в традиционную английскую сторону - закалки бойцовских качеств. А потом ему очень многое - тот же навык начала атаки - дало присутствие рядом таких звезд, как Десайи. Но все опять же потому, что он не стеснялся и хотел учиться".

Шанс учиться у мировых светил появился у Терри еще в резервной команде "Челси". По словам Харина, при играющем главном тренере Руде Гуллите было принято "заигрывать" в домашних матчах дублеров даже самых известных футболистов, по каким-то причинам не имеющих игровой практики в первой команде. Джанлука Виалли на первых порах уступал борьбу за место в стартовом составе Марку Хьюзу, и тогда знаменитый итальянец, будущий главный тренер "Челси", нередко играл за "аристократический" дубль - на счастье того же Терри!

А потом произошло то, что оставило на сердце защитника зарубку до конца дней. Утром в день финала Кубка Англии-2002 против "Арсенала" Терри проснулся с жесточайшей мигренью и высокой температурой. После медицинского обследования Клаудио Раньери включил-таки его в заявку, но - лишь запасным. И защитник со скамейки бессильно наблюдал, как его команда проигрывает "канонирам" - 0:2.

Ту страшную досаду на судьбу Терри будет вспоминать почти три года спустя, 27 февраля 2005-го, когда уже в унаследованной от Десайи роли капитана "Челси" поднимет над головой Кубок английской лиги - первый трофей эры Романа Абрамовича. "Это был лучший пока момент всей моей жизни", - скажет потом Терри и добавит: "Если спустя ровно 50 лет после единственной победы "Челси" в чемпионате премьер-лиги мы в этом году победим вновь, то когда приз окажется в моих руках, я буду весь в слезах, ей-богу!"

Терри не считает себя совершенством и, скажем, публично признает, что ему не хватает скорости. Но послушаем Харина, который знает о чем говорит: "Спору нет: Петр Чех прекрасный вратарь. Но как ему помогает защита во главе с Терри! Вот смотрел я недавно матч "Челси" в гостях с "Норвичем". Пять или шесть опаснейших ударов Джон принял на себя, а особенно я поразился, когда он не побоялся подставить голову в момент удара соперника через себя. В этом эпизоде Джон травмировал шею, и Моуринью был даже вынужден до конца матча перевести его в полузащиту, чтобы он меньше играл головой. Как мастерство, так и мужество Терри заслуживают высочайшей оценки, и они влияют на дух всей команды".

- Это так? - спрашиваю Алексея Смертина.

- Да, конечно. Терри - стойкий человек. И на поле, и вне его. Помните, как за день до московского матча с ЦСКА он в мороз отправился на Красную площадь в шортах и шлепанцах? Пусть Терри на выездах ходит в таком виде всегда, но решение поступить так в Москве кое-что говорит о его характере, правда? Я ему сказал тогда, какое сногсшибательное впечатление произвел его вид на москвичей. Он улыбнулся и ответил, что Москва тоже произвела на него большое впечатление.

На примере Терри коллеги из Times пришли к философскому заключению, что успех "Челси" в дуэли с "Барселоной" был победой землян над инопланетянами. Доказательством, что обычные люди с земными возможностями способны брать верх над волшебниками. Учитывая, что речь идет о богатейшем "Челси", столь масштабный вывод представляется мне все-таки некоторым перебором. Но сам Терри, родившийся в совсем не богатой семье на северо-восточной лондонской окраине Баркинг (tougher side of Barking - неблагополучной части Баркинга, как уточняют коллеги из Evening Standard) и прошедший через знакомые каждому лондонцу подобного типажа проблемы, вполне способен стать для Англии новым образцом "парня с нашего двора". Непафосного человека из простой семьи, который добился всего в жизни собственным трудом.

И он действительно такой. Я видел, как, торопясь на собрание команды за день до "Барсы", он тем не менее безотказно расписывался на спинах детей и еще успевал узнать их имена и переброситься с ними шутливыми фразами. При своем нынешнем статусе Терри - уникально естественный, какой-то совсем не рекламный и, согласитесь, не настолько раскрученный в мире, каким полагалось бы быть капитану "Челси". Таким, наверное, и должен быть "парень с нашего двора".

Харин нашел характеру Терри отличное определение: "Простодушный". А сам Джон в интервью "СЭ" наглядно подтвердил это своим рассказом о сценке с участием Смертина на тренировке за день до "Барселоны". Ну, скажите, какая другая футбольная звезда станет рассказывать журналистам, что сняла гетру и бросила ее в голову одноклубнику? Но Терри попросту не думает о том, чтобы казаться солидным. "С ним всегда смешно", - говорит Смертин, подыгравший капитану драматическим падением на траву. За эту непосредственность Терри и любят в команде.

...За 40 лет до него, в том же самом микрорайоне Баркинг, где растили Джона его родители, родился самый великий защитник английского футбола - Бобби Мур. Тоже центральный. Тоже немного медлительный, но потрясающе читавший игру и как никто другой умевший повести за собой.

В 66-м на "Уэмбли" капитан сборной Англии Бобби Мур единственный раз в истории родины футбола взметнул над головой Кубок мира. И пусть в национальной команде Терри еще не до конца вышел из-за могучих спин Сола Кэмпбелла и Рио Фердинанда, Британия уже подметила эту аналогию. И требует для Терри пусть не капитанскую повязку, но по крайней мере твердое место в стартовом составе сборной.

"Уэмбли" ныне снесен - и, побывав в Лондоне на мюзикле We Will Rock You no мотивам творчества группы "Куин", я убедился, что в стране эта рана не зажила до сих пор. Может, Джон Терри и есть тот человек, который когда-нибудь поможет зажить другой ране - ведь Англия почти сорок лет не держала над головой Кубок мира. Как раз со времен Бобби Мура, на которого так похож Джон Терри.

Лондон - Москва