Газета Спорт-Экспресс № 46 (3724) от 2 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР 20-й КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ |
В 6-м туре набирающего обороты турнира результативной оказалась лишь одна партия: болгарский гроссмейстер Веселин Топалов победил белыми хозяина площадки Франсиско Вальехо. Поединки Вишванатан Ананд (Индия) - Гарри Каспаров (Россия) и Петер Леко (Венгрия) - Рустам Касымджанов (Узбекистан) завершились вничью.
КОГДА КАСПАРОВ ИГРАЛ С АНАНДОМ, МАМА ГАРРИ ОЧЕНЬ ВОЛНОВАЛАСЬ
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Линареса |
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ СТЕНЫ "АНИБАЛА"
В холле отеля "Анибал", где проходит супертурнир, вывешены фотографии всех участников этих знаменитых соревнований начиная с 1992 года. Так уж вышло, что именно в то время у меня зародилась привычка собирать по весне вещички и отправляться в Линарес описывать эти "звездные войны" на черно-белой доске. Возможно, раньше идея такого оформления своей гостиницы не приходила в голову хозяину "Анибала" сеньору Рентеро (мой любимый персонаж в те годы, когда он был центральной фигурой на этих турнирах). В противном случае стен для экспозиции могло бы и не хватить.
Гарри Каспаров, когда он в хорошем расположении духа (а это бывает, увы, все реже и реже), любит остановиться у какого-нибудь стенда с фотками и порассуждать на тему быстротекущего времени. При этом он всегда обращает внимание на шевелюры игроков, которыми они обладали лет 10-12 назад, и, сравнивая с тем, что у них осталось, заразительно смеется. А ваш корреспондент невольно грустит, проводя рукой по собственной голове и явственно ощущая потери, нанесенные безжалостным временем...
Эти ностальгические стенды напоминают и мне те великие турниры, которые довелось освещать на страницах "СЭ" в последние 12 лет. Взяв за основу стены "Анибала", можно запросто написать несколько захватывающих глав современной истории шахмат. Однако вот о чем я подумал, когда после 6-го тура стоял в холле отеля, под крышей которого проходит 22-й Ciudad de Linares. Не только шевелюры редеют с годами у сильнейших игроков. Пропадает уверенность в себе, теряется сила игры, утрачиваются легкость и мотивация... Ну скажите на милость, разве можно было представить себе еще лет 6-7 назад, чтобы Каспарова выловили в дебюте, как мальчика?! Да в каком дебюте в сицилианской защите, в которой Гарри всегда был законодателем мод!
Мне и на стены "Анибала" не надо смотреть, чтобы оживить в памяти 1999 год, когда с Каспаровым уже боялись играть 1. е2-е4, потому что в ответ получали "Дракона". Так Любомир Любоевич окрестил острейший каспаровский вариант "сицилианки", но отнюдь не по ассоциации с пешечной конфигурацией, напоминающей это мифическое существо. "Ты понимаешь, кто играет? Дракон!" - говорил мне Любоевич, делая страшные глаза.
Этот вариант хорошо помнят те, кто на свей шкуре испытал страшные когти Дракона современных шахмат: четыре победы черными добыл Каспаров в том турнире с его помощью. "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!" - цитировал "Ученого соседа" Чехова Владимир Крамник.
А сейчас - выловили. Того самого Дракона. Правда, скорее уже с приставкой "экс". Этот вопиющий казус случился с 13-м чемпионом мира в партии 6-го тура против индийского гроссмейстера Вишванатана Ананда. Причем Каспарова не просто выловили, а едва не обыграли.
И только оказавшись на грани поражения, Гарри вспомнил, что он когда-то был Драконом. Выпустив свои когти, Каспаров заиграл с бешеной энергией и со страшной силой...
ЛУЧШЕ БЫ ГАРРИ ПРИЕХАЛ В ЛИНАРЕС НЕ С МИТИНГА, А СО СБОРОВ
Во время этой невероятной по накалу партии ваш корреспондент выполнял роль курьера. Курьера мамы Гарри - Клары Шагеновны.
- Пожалуйста, Юра, пойди посмотри, что там Сережа Шипов пишет, он ведь двумя компьютерными программами пользуется, когда комментирует партию... - умоляющим голосом просит меня Клара Шагеновна. И я бегу со всех ног в соседнее помещение, где для прессы установлены компьютеры, залезаю быстро в интернет и знакомлюсь с мнением бывшего сотрудника сайта Kasparovchess.com, блестящего комментатора гроссмейстера Сергея Шилова. А затем успокаиваю маму Гарри:
-Сергей пишет, что во всех вариантах - ничья.
- Но почему Гарик так долго думает? - жалобно спрашивает Клара Шагеновна.
- А потому, что цейтнот окончился, и надо все хорошенько проверить. Спешить-то уже некуда... - пытаюсь я успокоить эту элегантную женщину, которую знаю со времен высшей лиги чемпионата СССР 1978 года. Тот турнир по странному стечению обстоятельств проходил, как и недавний Президентский совет ФИДЕ, в Тбилиси...
-Да вы не волнуйтесь, худшее позади, - продолжаю я. И чтобы немного разрядить ситуацию, с нарочитой улыбкой спрашиваю: - И сколько же лет вы вот так переживаете за Гарика?
- Тридцать...
-И эмоций все еще хватает?
- Так ведь Гарик сюда приехал, простудившись на митинге в Петербурге, где было минус 15. Я ему каждый вечер ванночки для ног делаю, а простуда все не отступает...
-Может, вместо этих ванночек Гарри было бы лучше на сборах в море поплавать, как в старые добрые времена? - пытаюсь я шутить.
Мама Каспарова смотрит на меня серьезно, со значением:
- Тут я с тобой соглашусь, Юра... Нет, ты посмотри, как Гарик обхватил голову! Может, глянешь еще раз, что там Сережа Шипов пишет?
-Да-да, конечно, - говорю я и вновь бегу в соседнее помещение. А по дороге вспоминаю свою 85-летнюю маму Анастасию Никитичну Васильеву, рязанскую крестьянку, которая перед моей очередной поездкой в Линарес просила меня по телефону: "Ты уж там смотри, сынок, поосторожнее в Линаресе-то".
Я постараюсь, мама...
ВЫЛОВИЛИ, НО НЕ ОБЫГРАЛИ!
Итак, что же произошло в этой удивительной партии, имеющей огромное значение, как мне кажется, для итогов Линареса-2005. А произошло вот что. Каспаров на программное 1. е2-е4 Ананда отреагировал своей фирменной "сицилианкой". Но если в 1999-м это был актуальный тогда вариант с "длинным фианкетто" чернопольного слона, то сейчас ничего более актуального, чем "Челябинский вариант" или "вариант Свешникова", в сицилианской защите не существует. Во время недавнего турнира в Вейк-ан-Зее любители шахмат убедились в том, что в этой разновидности "сицилианки" есть еще тропы, на которые не ступала нога даже таких искушенных "челябинцев", как Крамник. Тогда Руслан Пономарев едва не заматовал короля Крамника, применив новый порядок ходов, который с чьей-то легкой руки (уж не Сергея ли Шилова?) стали называть "вариантом Пономарева - Топалова". Ибо Веселин Топалов, который участвовал в разработке этого варианта, тоже с успехом стал применять данное разветвление "Свешникова".
Но Виши пренебрег острым изобретением Пономарева и Топалова, и поставил капкан на еще одной новой, нехоженой тропе.
Когда Ананд сделал ход 19. Фа4, Каспаров задумался. Ведь, строго говоря, это была новинка, а к ним у суперпрофессионалов отношение трепетное. Как к любимой девушке. Отдав должное откровению Виши, Гарри сделал в общем-то вполне естественный ход 19...Cd7. Позже, во время их совместного анализа рука Каспарова сама нашла менее естественную, но более приятную для слона черных клетку: 19...Сb7! Беглая прокрутка возникающего продолжения убедила обоих: так точнее. Впрочем, подготовивший сей вариант Виши заранее знал это. А Гарри только переглянулся со своим тренером гроссмейстером Юрием Дохояном и с чувством несколько раз поставил слона на b7. Чтобы тот запомнил, куда ему надо становиться в следующий раз.
Далее все шло как по-накатанному, хотя Каспаров, повторяю, играл эту позицию впервые. А когда белая пешка "b" с низкого старта рванула вперед к полю превращения, с глаз многочисленных комментаторов словно упала пелена: "Ба, да ведь у черных равенства-то и в помине нет!" Это означало, что если Виши не допустит неточности, то он выиграет. Автоматически!
Будь на месте Ананда какой-нибудь электронный умник типа Deep Blue, он бы, конечно же, привел белых к неизбежной, как заход солнца, победе. Но, слава богу, чемпиону России противостоял не стальной шкаф с 500 процессорами, а живой человек, проводящий время от времени по своей поредевшей шевелюре смугловатой рукой гения. Рука эта до поры до времени не подводила своего хозяина. Пока в дело не вмешался страшнейший цейтнот, в который попал Каспаров (примерно за полторы минуты черным надо было сделать с десяток ходов). И вот в цейтноте Каспарова рука Виши дернулась, и он сыграл откровенно "на флаг" (b5-b6), тогда как спокойный ход белого коня на поле с4 приводил Ананда к победе...
Когда отступать было уже некуда, Каспаров заиграл так, как он играл в те годы, которые помнят стены отеля "Анибал", - с компьютерной точностью и драконьей мощью. А Виши играл, как обычно. Только этого мало, как поет молдавская певица, чтобы сдержать Дракона, когда он в ударе. В такой ситуации надо играть хотя бы на уровне самого Дракона.
И Гарри спасся, сохранив приятное бремя лидера.
И Бог сказал, что это хорошо.
И мама Гарри вздохнула с облегчением.
ВЫИГРАВ У ВАЛЬЕХО, ВЕСЕЛИН ВСТАЛ ВРОВЕНЬ С ВИШИ
Совершенно изумительную партию сыграли Веселин Топалов и Франсиско Вальехо. Это был ковбойский "экшн", в котором главные герои палят в упор из своих "кольтов" и исход поединка зависит от скорости нажатия на спусковой крючок...
Ужинали мы, как всегда, вместе. И Веселин сказал мне:
- Вальехо играл превосходно. Когда его кони вышли на поля b6 и d6, я подумал было, что мне придется поднапрячься, дабы не попасть под матовую атаку. Но потом он ошибся, и для черных рассвет уже не наступил.
-Не надо было им спускать свою ладью по вертикали "f" на 3-ю горизонталь?
- Да, это был решающий промах. Если бы черные пошли тривиально одним из своих коней на поле с4, то, думаю, они бы добились ничьей.
Петер Леко и Рустам Касымджанов разыграли длиннющий теоретический вариант, именуемый "контратакой Маршалла", который оба изучили в совершенстве. Первым новинку - на 22-м ходу! - применил чемпион мира ФИДЕ. И вице-чемпион-"классик", несмотря на лишнюю пешку, в течение 75 ходов пытался доказать недоказуемое. Хотя всем было ясно, что вряд ли стоит играть это разветвление "испанки" со столь искушенным ее знатоком. Ничья, разумеется.
6-й тур. Топалов (Болгария) - Вальехо (Испания) - 1:0. Ничьи: Ананд (Индия) - КАСПАРОВ (Россия) и Леко (Венгрия) - Касымджанов (Узбекистан).
После 6-го тура: Каспаров - 3,5 очка из 5, Ананд и Топалов - 3 (5), Касымджанов - 3 (6), Леко - 2,5 (5), Адамc - 2 (5) и Вальехо - 1 (5).