Газета Спорт-Экспресс № 45 (3723) от 1 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

1 марта 2005

1 марта 2005 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Знаменитый норвежский лыжник, трехкратный олимпийский чемпион дал в Оберстдорфе интервью корреспонденту "СЭ".

Вегард УЛЬВАНГ: "ГОТОВ ХОТЬ СЕГОДНЯ СРАЗИТЬСЯ НА ЛЫЖНЕ С ПРОКУРОРОВЫМ"

ДОСЬЕ "СЭ"

Вегард УЛЬВАНГ

Родился 10 октября 1963 года в Киркенесе (Норвегия).

Награды на Олимпийских играх. 1988. 30 км (К) - бронза. 1992. 30 км (К) - золото, 10 км (К) - золото, эстафета - золото, 15 км (С) - серебро. 1994. Эстафета - серебро.

Награды на чемпионатах мира. 1987. Эстафета - бронза. 1989. 30 км (К) - серебро, 15 км (К) - бронза. 1991. Эстафета -золото, 30 км (К) - бронза. 1993. Эстафета - золото, 30 км (К) -серебро, 10 км (К) - бронза.

Ровшан АСКЕРОВ

из Оберстдорфа

Поистине безграничны связи и возможности менеджера российской сборной Юрия Чарковского. Стоило мне заикнуться о своем желании побеседовать с выдающимся ветераном лыжного спорта Вегардом Ульвангом, выполняющим в Оберстдорфе функции представителя FIS, как Юрий Анатольевич созвонился с норвежцем и договорился о встрече в зале заседаний техкома, куда журналистов, между прочим, не пускают, но ради Чарковского сделали исключение.

18 ЛЕТ ЭСТАФЕТНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

-Мистер Ульванг, насколько я знаю, именно в Оберстдорфе в 1987 году состоялся ваш дебют на мировых первенств. Какие воспоминания остались у вас о том турнире?

- Первый чемпионат мира - как первая любовь, тем более что я тогда сразу же выиграл медаль - бронзовую. Такое не забывается. И хотя трасса в то время была иной, в городе и его окрестностях многое с тех пор изменилось, у меня такое ощущение, что все это было только вчера. Когда немецкое телевидение показывало документальные кадры ЧМ-1987, сердце мое заныло. Конечно, кое-что, запечатленное на них, кажется сейчас наивным. Телевидение тогда не было столь вездесущим, а реклама - настолько назойливой. Знаете, сегодня я наблюдал забавный эпизод: ваши коллеги с телевидения брали интервью у какого-то немецкого лыжника, а тот вдруг спохватился, что не захватил с собой лыжи с маркой спонсора. Но атмосфера праздника, как мне кажется, сегодня та же, что и тогда. Когда я слышу рев болельщиков, приветствующих своих кумиров, то словно переношусь на 18 лет назад. Надо любить гонки так, как люблю их я, чтобы понять чувства, которые переполняют меня, когда я вижу, насколько далеко вперед шагнул наш вид.

-А самому не хочется выйти на лыжню?

- Эх, за живое задели! Когда проводилась мужская эстафета, я, как обычно, отправился инспектировать трассу Погода была замечательная, солнце светит, снег искрится... И так захотелось, как в молодости, выйти на старт на втором этапе и побороться за медали с моим другом и соперником Алексеем Прокуроровым! Между прочим, на чемпионате мира-93 в Фалуне Норвегия и Россия заняли те же места в эстафете, что и здесь.

-А вот в Оберстдорфе-87 выдающаяся норвежская сборная в составе Оунли, Ульванга, Миккельспласса и Лангли финишировала лишь третьей после шведов и советских лыжников. Получается, что теперь ваши соотечественники взяли реванш?

- Я бы не стал называть эту нашу победу реваншем. Конечно, 18 лет назад у нас была великолепная команда, но ведь и у соперников что ни гонщик, то звезда. Кстати, если бы не падение тогда на третьем этапе Михаила Девятьярова, то еще неизвестно, кто бы праздновал победу - шведы или вы. Сравнивать же две норвежские сборные - мою и нынешнюю - я бы не хотел. Кто-то скажет, что 18 лет назад и вода была мокрее, и сахар слаще, и спортсмены более великими. Мне, конечно, будет приятно это слышать, но золото все-таки выиграли сегодняшние ребята. Впрочем, мне грех жаловаться: в 1991-м и 1993-м я тоже стоял на высшей ступени пьедестала чемпионатов мира. Ну а ваша команда еще очень молода, и у нее все впереди.

КОХ И СВАН СОВЕРШИЛИ РЕВОЛЮЦИЮ

-Оберстдорфский чемпионат 18-летней давности вошел в историю еще и тем, что на нем впервые разыгрывались медали отдельно в классическом и коньковом стилях. Как вы отнеслись к данному новшеству?

- Это была настоящая революция в лыжах. "Конек" сделал гонки намного более зрелищными. Огромная заслуга в этом принадлежит великому шведу Гунде Свану который настолько блестяще владел этим стилем, что многие считают именно его изобретателем конькового хода. А на самом деле первооткрывателем был американец Бил Кох. Так вот, разумеется, было непросто сразу привыкнуть к "коньку", но мы его освоили, и это сразу же обострило конкуренцию, сделало гонки непредсказуемее. Я рад, что появление "конька" подарило нам такую замечательную дисциплину, как дуатлон. Вот где лыжники могут проявить свою универсальность, блеснуть стратегическими и тактическими талантами. Дуатлон - лучшее свидетельство того, что гонки выигрываются не только руками и ногами, но прежде всего головой.

-А как же спринт? На мой взгляд, вряд ли что-то может поспорить с ним в азартности и увлекательности.

- Конечно, спринт дарит нам захватывающую интригу, так любимую телевидением и зрителями. Но все же я рассматриваю его лишь как пикантную приправу к главному блюду чемпионата мира, которым являются длинные гонки. А классика этого жанра - 50-километровый марафон, самая престижная дисциплина. Чемпион мира на "полтиннике" - это как чемпион мира по боксу в тяжелом весе.

-А есть у вас сейчас любимый гонщик?

- Я в восторге от вашего Василия Рочева. То, что он демонстрирует на лыжне, просто сказка. Я любуюсь его техникой классического стиля. Нравится мне и Аксель Тайхманн. Поскольку я технический делегат FIS, то прежде всего обращаю внимание на технику, а у этих двоих она почти совершенна.

-Согласны ли вы с мнением, что в ваши времена на лыжне было больше ярких личностей, дуэли которых становились блистательными спектаклями?

- О, это была великая эпоха, породившая выдающихся гонщиков! Какие битвы мы устраивали с Марком Альбарелло, Алексеем Прокуроровым, Томасом Вассбергом, Владимиром Смирновым! Никогда не забуду свою схватку со Смирновым на "тридцатке" в Лахти в 1989-м, когда я уступил Владимиру первое место. А как не вспомнить такого титана, как Бьорн Дэли? Сегодня в лыжах есть большие мастера, но им еще нужно заработать право называться великими.

-Ходили легенды о вашем с Дэли противостоянии в сборной Норвегии.

- Да ну, какое это противостояние? Конечно, мы соперничали, но это неизбежно, если в одной команде есть два сильных гонщика. Такая конкуренция только на пользу. Зрителю всегда интересно наблюдать за интригой не только на лыжне, но и вне нее. Вот и рождались легенды о нашей вражде. А вообще-то в сборной Норвегии всегда была жесткая борьба за право выступить на чемпионате мира и тем более на Олимпиаде. Я соперничал за лидерство не только с Дэли, но и с другими парнями, и в этом соперничестве каждый из нас был честен друг перед другом и никогда не опускался до грязных приемов. Кстати, у нас с Бьорном до сих пор хорошие отношения, хотя друзьями нас назвать нельзя. Мы слишком с ним разные.

РЕКОРД НА БАЙКАЛЕ - 43 КОМАРА ЗА МИНУТУ

-В то же время вы дружите с Прокуроровым и Смирновым...

- Алексей и Владимир - великие спортсмены и великолепные друзья. Я с ними сто лет знаком - еще с юниорских соревнований. Не раз приезжал к ним в Россию и Казахстан, приглашал ребят к себе. Я - страстный путешественник, и мы нередко отправлялись в странствия вместе. Со Смирновым сплавлялись на байдарках по сибирским рекам. А на Байкале мне довелось установить выдающийся рекорд: нас просто заели комары, и я за минуту прихлопнул на одной только левой руке 43 кровососа! Еще памятна наша с Владимиром поездка по Монголии на лошадях. Но самым экзотическим своим турне я считаю путешествие с Прокуроровым по Чукотке. Помню, приезжаю я в Россию и спрашиваю Алексея: мол, чего это ты так основательно пакуешься - чуть ли не весь дом собираешься взять с собой в дорогу? А он мне: на Чукотке - сплошная тундра, мало ли что может случиться, нужно быть готовым ко всему. На что я, наивный человек, говорю: так по мобильной связи вызовем спасателей. Алексей аж присел от смеха: "Вегард, какая мобильная связь? Это же Чукотка!" Я был в шоке: на такой гигантской территории нет ни одного оператора сотовой связи?! Пришлось брать с собой суперсовременный спутниковый телефон. Зато какие на Чукотке люди! Я получал фантастическое наслаждение от общения с этим открытым, добрым народом. Такое было ощущение, что меня на машине времени забросили в давние времена, когда люди вели натуральное хозяйство, добывая пропитание охотой и рыболовством. И они абсолютно счастливы, потому что чисты, как дети. С тех пор, когда мне говорят, что без денег нет счастья, я вспоминаю Чукотку. Вот такой я непоседливый человек - видимо, кровь викингов играет. Не зря, наверное, Амундсен, Нансен и Хейердал были моими соотечественниками.

-Не собираетесь освоить какой-нибудь новый маршрут?

- Почему бы и нет? На днях на банкете, устроенном одной фирмой - производителем лыж, я сказал Прокуророву: а не замутить ли нам какой-нибудь очередной проект? На свете осталась куча не обследованных нами уголков. Алексей сказал, что подумает.

- Какой самый памятный случай произошел с вами во время путешествий по России?

- Интересного было много. Самый же смешной эпизод датирован концом 1980-х годов. Дело было на российско-норвежской границе. Я возвращался с какой-то гонки в Мурманске. Нужно отметить, что в те годы ваша граница еще была о-го-го на каком замке, таможенные правила были очень строгими. Нельзя было вывезти без разрешения ни одного рубля. А у меня ваши пограничники обнаружили порядка 6-8 незадекларированных рублей и обвинили в контрабанде. Интересно, на что я мог потратить в Норвегии советские рубли? Тем не менее меня заставили раздеться до трусов и обыскали как какого-то наркокурьера. Сейчас это выглядит смешно, но тогда мне было не до смеха.

ЛЫЖИ И БИАТЛОН - НЕ КОНКУРЕНТЫ, А ПАРТНЕРЫ

-Мистер Вегард, говорят, вы были в свое время знатным плейбоем?

- О да, женщины - моя слабость! И я вел себя с ними, как на лыжне, - не признавал поражений. Например, свою жену - одну из самых красивых женщин Норвегии - я отбил у нашего известного биатлониста. Да вы, наверное, слышали о ней - это чемпионка мира в гонке на 20 км в Зеефельде в 1985 году Грете Нюккельмо. Позже она перешла в биатлон и выиграла золото и в этом виде.

-И как уживались друг с другом два выдающихся спортсмена?

- (Смеется.) Отличный вопрос! Пока мы оба выступали, было очень сложно. Каждый вел себя в семье, как на трассе, - не желал уступать, настаивал на своем. Но как только мы ушли из спорта, сразу все наладилось. У нас сейчас двое детей, и мы оба наслаждаемся жизнью.

-Сегодня лыжам приходится выдерживать жесткую конкуренцию с биатлоном. Мои коллеги с телевидения рассказали мне, что в тот день, когда Юлия Чепалова выиграла в Оберстдорфе золото в дуатлоне, в России рейтинг трансляций с этапа биатлонного Кубка мира был все равно выше. Чем вы объясните такой сумасшедший интерес к биатлону?

- На мой взгляд, популярность того или иного вида спорта в стране напрямую зависит от успехов ее атлетов на международной арене. За исключением, может быть, футбола (улыбается). У вас в России сейчас очень сильная биатлонная сборная, причем как мужская, так и женская. А в лыжах какое-то время был спад, поэтому болельщики и переключились на более успешный вид спорта. Например, в Германии во время этого чемпионата мира интерес телезрителей к трансляциям гонок резко упал после провального выступления лыжной сборной страны.

-А как сосуществуют друг с другом биатлон и лыжи в Норвегии?

- О, тут все отлично. Мы в равной степени уделяем внимание и тому и другому виду спорта. Достаточно сказать, что в Оберстдорфе выступал наш знаменитый биатлонист Оле-Эйнар Бьорндален, а его партнер по биатлонной сборной Ларс Бергер даже выиграл золото в эстафете. Членов национальных лыжной и биатлонной команд узнают на улице чаще, чем форвардов футбольных клубов. А разве в России Юлия Чепалова или Василий Рочев страдают от недостатка популярности?