Газета Спорт-Экспресс № 36 (3714) от 17 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

17 февраля 2005

17 февраля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

"ЗВЕЗДА"

Приз "СЭ": ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ

Сегодня в Милане на стадионе "Сан-Сиро" состоится церемония вручения приза "СЭ" лучшему футболисту стран СНГ и Балтии 2004 года Андрею Шевченко.

ДЕВЯТЬ ЛЕТ, КАК ОДИН ДЕНЬ

Игорь РАБИНЕР

"А за границу я даже ездить не люблю. Считаю, что там бы существовал, а не жил, - хотя бы из-за незнания языка и культуры. С другой стороны, понимаю, что именно там, а не здесь человек чувствует себя человеком. Но слишком сильно люблю Киев и своих друзей, чтобы представить себя без этого".

Не поверите, но эти слова принадлежат обладателю "Звезды" и "Золотого мяча" Андрею Шевченко. Произнес он их в интервью автору этих строк девять лет назад. Тогда, зимой 96-го, юный киевлянин не мог предвидеть не только своего суперзвездного миланского будущего, но даже того, что несколько месяцев спустя в "Динамо" вернется Валерий Лобановский. К памятнику которому он привезет потом сначала Кубок чемпионов, а затем "Золотой мяч"...

Пройдут годы - и Шевченко уедет на Апеннины, блестяще заговорит по-итальянски, станет своим в кругу людей уровня Джордже Армани, женится на модели-американке, сына назовет Джорданом. В жизни все вышло совсем не так, как рассуждал Андрей-тинейджер. Скорее наоборот.

Это совсем не означает, что в 19 лет Шевченко лукавил или кокетничал. Просто тогда он думал так, а получилось иначе. Но сила личности, ее масштаб как раз ведь и состоят в том, чтобы не скиснуть в самых неожиданных и сложных обстоятельствах, а обернуть их себе на пользу. Не прийти бесцеремонно со своим уставом в чужой монастырь, а принять этот устав, в главном оставшись самим собой. Взять лучшее из нового, иностранного, не пожертвовав ничем из родного. И никогда не забывать о том, что слава не отменяет воспитания. Только так можно добиться того, чтобы тебя уважали все - вне зависимости от национальности и гражданства. Только так, а не с помощью одного лишь футбольного таланта можно стать Андреем Шевченко.

В том, что для статуса мировой суперзвезды необходимо быть еще и яркой личностью, мне посчастливилось убедиться самому. Никогда не забуду своего ошеломления от той нашей часовой беседы, состоявшейся в номере гостиницы "Космос" за день до финала тогда еще настоящего Кубка Содружества (финала, в котором, кстати, будущий обладатель "Звезды" забил "Спартаку-Алании" единственный мяч). Чтобы вы не заподозрили автора в преувеличениях задним числом, приведу цитату из материала, опубликованного 7 февраля 1996-го: "Шел я на это интервью, к своему стыду, практически ничего о нем не зная, потому и на особо продолжительный, глубокий разговор не рассчитывал. В этом возрасте футболисты предпочитают не задумываться над тем, что их окружает, зачем и для кого они живут... Не знаю, ведает ли он об афоризме Козьмы Пруткова: "Узкий специалист подобен флюсу", но сам живет, как будто держа в уме этот завет: "Футболист должен быть развитым че-ло-ве-ком. Его не должен смущать, к примеру, разговор о политике - он должен свободно рассуждать на эту тему. Да и на все остальные тоже..." Я задумывал это первое интервью Шевченко российской прессе как своего рода визитную карточку игрока. Но получилось нечто совсем иное. Думаю, читателям "СЭ" покажутся интересными суждения 19-летней восходящей звезды о футболе и своем месте в нем".

Шевченко не нужно было задавать много вопросов, выдавливать из него слова, как из соковыжималки. Достаточно было подтолкнуть его к какой-то теме - и рассуждения лились из него сами собой. И были они настолько зрелыми и умными, что в юный возраст говорившего было невозможно поверить. Читайте - и напоминайте себе порой, что все это говорил мальчишка, которому суждено было стать великим футболистом. И думайте, почему он им стал.

"Узнают ли на улицах, берут ли автографы? Нечасто - людям сейчас не до футбола. Да и, если честно, не испытываю такой потребности. Почему человека, честно зарабатывающего на хлеб на заводе, никто не узнает, а меня должны узнавать все? Он приносит кому-то радость, и я кому-то. И каждый достоин равного уважения".

"Для футболиста-профессионала деньги, конечно, очень важны, но второстепенны. В той же Германии люди играют не ради денег, а ради любви к футболу - поэтому они и выигрывают чемпионаты мира. А у нас многие футболисты выходят на поле именно ради денег. С моей точки зрения, если у человека появляется такая психология, он закончился как футболист".

"Я увлекающийся человек и всегда живу той идеей, которой в этот момент заразился. Вообще, мой принцип в жизни - жить, а не существовать. Жить - значит сливаться с тем делом, которым занимаешься. Футбол и я - одно целое, я им живу".

"Те, кто не играет в футбол, не догадываются, что за миг, когда ты в серьезной игре забиваешь решающий гол, можно жизнь отдать. Так по крайней мере мне иногда кажется".

"Бросьте, как у нас человек в 16 лет может сверхсерьезно относиться к футболу? Ведь жизнь не дает ему сосредоточиться только на футболе - появляется потребность в деньгах. Это самый сложный и непредсказуемый возраст. Если его проходишь без особых потерь и с долей того везения, что была у меня, - только тогда есть шанс достичь чего-то серьезного в футболе".

"Я вообще никогда не витаю в облаках и не считаю, что чего-то достиг. Я ведь не играю еще, а только начинаю. И знаю, что мне надо постоянно работать. Человек имеет право задуматься о достигнутом только к концу карьеры. Вы вот, например, видели сейчас на Кубке Содружества, сколько моментов я не использовал, безбожно растранжирил? Так было с детства, и до сих пор не забиваю из позиций, когда не забить невозможно, и попадаю из гораздо более сложных. Уже вижу мяч в воротах и расслабляюсь, зная, что технически исполнить гол могу легко. Вот с чем мне бороться надо".

Глядя на то, с какой неумолимостью и красотой Шевченко реализует почти все свои даже полумоменты в "Милане" и сборной Украины, невозможно поверить, что когда-то могло быть иначе, правда?

Перечитывая те рассуждения юного Шевченко, задумываешься в то же время и о роли судьбы и удачи. "Везение, большое везение", - так он ответил на вопрос, почему только ему из спорткласса удалось пробиться в большой футбол. Отец-военный и мать, работавшая в детском саду, не слишком жаждали видеть Андрея футболистом, но во время одного из матчей "Кожаного мяча" за родной жэк его приметил тренер динамовской школы Шпаков, пригласил в "Динамо". И надо же такому случиться, что через несколько дней произошла чернобыльская катастрофа и Андрея с тысячами других детей надолго вывезли на Азовское море. О "Динамо" уже никто не вспоминал - и вдруг полгода спустя в семью Шевченко заявился Шпаков, долго говорил с родителями, после чего Андрей и начал серьезно заниматься футболом. А если бы не заявился?..

Заголовок того материала был таким: "Похож на Блохина. Но больше - на себя". Сходство с началом карьеры лучшего снайпера чемпионатов СССР, а ныне - главного тренера сборной Украины уже к началу 96-го подмечали все. В конце 2004-го это сходство окончательно оформил "Золотой мяч". Разница же стала ясна лишь со временем. Она - в характерах.

В собственной книге "Футбол на всю жизнь", написанной в соавторстве с журналистом Дэви Аркадьевым, великому бомбардиру Блохину хватило мужества привести цитаты из прессы после ничьей со сборной Польши 0:0, не позволившей сборной СССР выйти в полуфинал ЧМ-82. Шведская "Экспрессен" писала: "Отнюдь не выглядит красиво, когда Блохин начинает с помощью жестов выражать свое неудовольствие и указывать товарищам по команде на их ошибки". Эдуард Стрельцов уже через газеты отечественные призывал: "Олег, спрячь лишние эмоции - ты много от этого выиграешь в глазах людей".

"Бомбардирство портит характер", - такую мысль высказал поэт Михаил Танич, сам когда-то много забивавший на любительском уровне и потому говоривший о самом себе. Пример Блохина этот тезис вроде бы доказывает. А вот Шевченко - совсем другой случай, что подтверждает и сам Блохин, который лучше кого-либо знает, о чем говорит: "Шевченко - очень приятный в общении молодой человек. С ним счастье работать любому тренеру".

Вы когда-нибудь слышали, чтобы форвард "Милана" изводил своими жалобами партнеров, чтобы выпрашивал у судей пенальти, исподтишка бил соперников или провоцировал зрителей? Не знаю уж, каким образом ему удалось не испортиться на той звездной планете, где он уже давно стал своим, но не появилось ни одного из этих темных пятен на репутации Андрея. Она столь безукоризненна, что для очеловечивания его образа иногда даже хочется узнать о каких-то его недостатках. Потому что так не бывает.

Ему осталось только вывести сборную Украины на чемпионат мира. Он постоянно забивает за национальную команду - пусть нет там ни одного полузащитника-созидателя, хотя бы отдаленно приближающегося по классу к Зеедорфу, Кака и Пирло. Он как форвард слишком самодостаточен, чтобы обращать на такие мелочи внимание. Если Украина поедет в Германию, Шевченко удастся чудо, которое оказалось не под силу таким могиканам, как, скажем, Джордж Веа с его Либерией.

И тогда суперзвезда, с которой, кстати, после того интервью девятилетней давности судьба не сводила меня ни разу, окончательно превратится в легенду.