Газета Спорт-Экспресс № 34 (3712) от 15 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

16 февраля 2005

16 февраля 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Когда осенью прошлого года "Заубер" решил подписать контракт с канадским пилотом Жаком Вильневом, удивлению швейцарских экспертов не было предела. Но потом, поразмыслив, они пришли к выводу, что их тихой команде, где никогда не бывает скандалов, пожалуй, не помешает небольшая встряска, которую ей наверняка обеспечит человек с таким буйным характером, как новоиспеченный зауберовец. Собственный корреспондент "СЭ" в Австрии Борис ТОСУНЯН решил выяснить, что думают по этому поводу сами виновники переполоха - хозяин команды Петер Заубер и Жак Вильнев.

Жак ВИЛЬНЕВ

Я НЕ ВСПЫЛЬЧИВЫЙ. Я - ИСКРЕННИЙ

Петер ЗАУБЕР: "ВИЛЬНЕВ ЛУЧШЕ СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ"

-Господин Заубер, как известно, у вашей команды есть и российский спонсор - телефонная компания МТС. Какова была реакция ее руководства на то, что цвета "Заубера" будет защищать бывший чемпион мира?

- Наши российские партнеры никак не прокомментировали приход Вильнева. А вот другие спонсоры, как мне показалось, довольны нашим выбором. Ведь канадский гонщик отнюдь не обделен вниманием прессы, которое распространяется и на команды, за которые он выступает. Для бизнесменов, вкладывающих свои деньги в "Заубер", это большой плюс.

-Однако Вильнев слывет человеком с, мягко говоря, сложным характером. Наверное, вы сами уже ощутили это на себе?

- Я слышал о всяческих выкрутасах Жака, однако лично убедиться в том, что с ним трудно работать, мне пока не пришлось. Думаю, или ему специально приписывали то, чего на самом деле нет, или он изменился в лучшую сторону.

-Как возникла идея пригласить Вильнева?

- Получилось так. Мы давно уже работаем с молодыми гонщиками. В частности, у нас, если помните, делал свои первые шаги в "Ф-1" Кими Райкконен. Эксперименты такого рода себя полностью оправдали, причем во многом благодаря тому, что в помощь новичкам мы стараемся взять какого-нибудь опытного пилота. В прошлом сезоне функции такого "дядьки" при Фелипе Массе выполнял Джанкарло Физикелла. Когда он ушел, пришлось думать о замене. Среди кандидатов были Дэвид Култхард, Ник Хайдфельд и Вильнев. Мы остановились на Жаке, так как он нам больше всего подходил.

-Что произвело на вас самое сильное впечатление, когда вы с ним встретились?

- Пожалуй, то, о чем я вам уже говорил: Вильнев оказался значительно лучше своей репутации. Конечно, не стоит спешить с выводами, ведь, по сути, работа только начинается, однако то, что уже сделано, внушает оптимизм.

-Трагически погибший на трассе отец Жака тоже был знаменитым гонщиком "Ф-1". Есть ли между ним и сыном сходство?

- К сожалению, мне не довелось встречаться с Вильневом-старшим. Но всем хорошо известно, что это был очень быстрый пилот. Так что по крайней мере одно сходство налицо.

-Поступая к вам на службу, Жак сказал: "Только "Заубер" верил в меня". Не знаете, что именно он имел в виду?

- По всей видимости, то, что наша команда в отличие от остальных восприняла его всерьез, уважительно отнеслась к его былым заслугам.

-Как вы считаете, приход Вильнева повысил рыночную стоимость "Заубера"?

- В этом нет ни малейшего сомнения. Пилот с таким громким именем автоматически увеличит цену наших акций.

-Вернувшись из Испании, где проводили тесты ваши гонщики, вы сравнили увиденное с криминальными фильмами. Случайно, не из-за Вильнева?

- Нет, не из-за него, а из-за новых технических требований к машинам, которые создают напряженность. Было любопытно наблюдать, как пилоты пытаются восполнить потерю аэродинамики болидов различными способами. Что же касается Жака, то он мало чем отличался от остальных. Разве что бицепсы у него гораздо мощнее. Да, вот что еще бросилось в глаза: он вполне подходит к нашему новому болиду.

-Фелипе Масса считается самым агрессивным гонщиком за всю историю вашей команды. А какую черту вы бы выделили у Вильнева?

- Я не уверен, что Масса у нас самый агрессивный. Впрочем, не знаю, может, так оно и есть. А чтобы сказать что-то конкретное о Жаке, мне нужно увидеть его хотя бы в паре гонок.

-Впервые в вашей команде сразу два пилота неевропейца. Так было и задумано?

- Если бы вы мне это не сказали, я бы и не обратил внимания на то, что оба они из Америки. Нет, это чистая случайность.

-Вас не беспокоит то, что в свое время отношения между Массой и Вильневом никак нельзя было назвать дружескими?

- Не думаю, что сегодня это может стать для нас серьезной проблемой. По крайней мере я не замечаю какой-то вражды между ними. Да, пару лет назад Вильнев довольно резко отозвался о стиле езды Массы, но этот инцидент уже давно в прошлом. Оба живут в Швейцарии, оба прекрасно интегрировались в европейское общество... Чего им, собственно, делить? Кстати, Вильнев помирился и с Михаэлем Шумахером после того, как из-за столкновения на трассе в 1997 году между ними пробежала черная кошка. Хорошо, что у них все наладилось. Все-таки многократный чемпион мира когда-то тоже выступал за нашу команду. Между прочим, уже тогда было видно, что из него выйдет толк, но предположить, что Михаэль станет лучшим гонщиком за всю историю "Формулы-1", никак нельзя было. У меня с этим великим спортсменом сохранились очень хорошие отношения, мы часто беседуем до и после стартов на различные темы, в том числе и личные. Жаль только, что в гости к нам в Хинвил он не заглядывает. Если разобраться, мы и с "Феррари" дружим. Наши специалисты часто вместе обсуждают общие проблемы, ведь моторы мы покупаем как раз у итальянцев.

-Может быть, у вашего нового пилота и с Хуаном Пабло Монтойей наступил мир?

- А что, разве у Жака были какие-то проблемы и с колумбийцем?

-Об этом пишет ваша же пресса. Если верить ей, Монтойя после одной гонки бросил в лицо Вильневу: "Потише ты, киллер!" И, мол, с тех пор они стали врагами.

- Тогда вы знаете больше моего.

-Хорошо, сменим тему. Слышал, что одновременно с Вильневом вы приобрели некий суперкомпьютер, какого нет ни у одной другой команды "Формулы-1". Какая из последних покупок вас больше радует?

- Почему некий компьютер? Его зовут "Альберт", и мы вам его обязательно покажем. Компьютер, действительно, просто чудо, хотя с виду - обыкновенный многостворчатый шкаф. Если раньше мы обсчитывали какие-то вещи неделями, то теперь делаем то же самое за два часа. И тем не менее вся эта роскошная техника без человека гроша ломаного не стоит. Гонщики - вот главное богатство любой команды, на них все держится.

-Вас часто можно видеть с сигарой во рту. Обычно в мире спорта их закуривают, когда побеждают, но у вас пока нет побед...

- Моя любовь к сигарам не связана с победами. Они помогают мне снять напряжение после гонок.

-Долго еще собираетесь выступать со своей командой в "Больших призах"?

- Вообще-то, мы оказались в них случайно. Стали умирать соревнования, в которых у нас были большие успехи, и пришлось искать новую область применения своих сил. Постепенно так вошли во вкус, что намерены выступать в чемпионате мира "Ф-1" до тех пор, пока мне позволяет здоровье. А я на него еще, слава богу, не жалуюсь. Может, и в Москву когда-нибудь приеду. Буду очень рад, если там, как ходят слухи, все-таки состоится один из этапов. Это пойдет только на пользу "Формуле-1".

-Жак, вам наверняка известно, что одним из спонсоров "Заубера" является российская фирма. Не хотели бы в связи с этим и чтобы блеснуть перед партнерами выучить несколько русских слов?

- Да, я в курсе того, что россияне вносят свой вклад в наш бюджет, поэтому с большим удовольствием возьмусь за изучение языка. Вот только не знаю, с чего начать. Буду очень благодарен, если вы дадите мне несколько уроков по мобильному телефону.

-Михаэль Шумахер любит футбол и часто играет со звездами мирового класса. Вы же, будучи канадцем, естественно, предпочитаете хоккей. Не думали собрать команду и сыграть против наших звезд?

- В принципе я уже играю в одном швейцарском клубе. Он не профессиональный, но меня это вполне устраивает. Знаете, все, что я делаю, я делаю на сто процентов и получаю от этого массу удовольствия. Что же касается вашей идеи, то я нахожу ее великолепной. Матч против российских хоккеистов - что может быть лучше! Уверен, что они меня многому научат. Кстати, если это вдруг произойдет, я в долгу не останусь и охотно поделюсь с ними секретами своего мастерства.

-Не исключено, что в будущем один из этапов чемпионата мира "Ф-1" пройдет в Москве и у вас появится возможность совместить приятное с полезным.

- Посмотрим, как будут развиваться события, но я был бы очень рад стартовать за рулем "Заубера" в вашей столице. Уверен, что благодаря российскому спонсору нам там будет обеспечена горячая поддержка зрителей. Я уже был в Москве пару лет назад, когда выступал за "Уильямс", но мы провели там слишком мало времени, и я с удовольствием приехал бы туда снова.

-На какое место в грядущем чемпионате мира вы рассчитываете?

- Из-за новых правил мне сложно что-либо прогнозировать. В какой-то мере ситуация прояснится после первых гонок, когда мы увидим, чего добились соперники за время зимних каникул. Но в любом случае, как мне кажется, у "Заубера" неплохие перспективы. У нас сильная машина, а если добавить к этому новые покрышки от "Мишлен"... Нет, все-таки лучше не спешить с выводами.

-Какое впечатление произвела на вас вошедшая в строй год назад аэродинамическая труба "Заубера"?

- Я восхищен и внешним ее видом, и возможностями. С таким классным оборудованием мы просто не имеем права не добиться успеха.

-Что еще приятно удивило в новой команде?

- Люди. Практически со всеми сотрудниками я легко нахожу общий язык. Хозяин команды живет автоспортом и управляет коллективом "Заубера" так, что не к чему придраться. К тому же здесь меньше политики, чем в других командах, и я это очень ценю.

-Есть ли у вас шанс победить Михаэля Шумахера в нынешнем году?

- Все мечтают об этом, и я не исключение. В конце концов, удавалось же мне обгонять его раньше! Да и машина, на которой я буду выступать, вселяет оптимизм. Так что с боевым настроем у меня все в порядке. Правда, есть одно "но". Болиды у "Феррари" такие, что рассчитывать на победу можно лишь в том случае, если Шумахер и его команда будут неправильно использовать свою резину. Иных шансов справиться с ними я не вижу.

-Какой автомобиль из тех, на которых вы ездили, вам больше всего напоминает "Заубер" С24?

- Очень сложно ответить на это вопрос, так как новые правила не дают возможности сравнивать. Ведь из-за введенных ограничений каждый болид ведет себя сейчас на трассе совершенно не так, как раньше.

- Вы славились довольно вспыльчивым характером. Он не изменился за последние годы?

- Интересный вопрос. Во-первых, это ваше личное восприятие, другие, думаю, могут с вами не согласиться. Во-вторых, я и сам не считаю, что у меня вспыльчивый характер. Просто я всегда был искренним, говорил то, что думал. Но, повзрослев, я стал терпимее ко многому относиться. Стал, если хотите, более сильной личностью. Можно даже сказать, что родился новый Жак Вильнев.

Борис ТОСУНЯН

Хинвил - Вена