Газета Спорт-Экспресс № 31 (3709) от 11 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

12 февраля 2005

12 февраля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

Товарищеский матч

ИТАЛИЯ - РОССИЯ - 2:0

СБОРНОЙ У РОССИИ КАК НЕ БЫЛО, ТАК И НЕТ

Георгий КУДИНОВ

Россия у Италии не выигрывала ни разу. Было бы наивно предполагать, что может выиграть в нынешней ситуации.

Накануне матча мне удалось обстоятельно поговорить и с главным тренером "Скуадры адзурры" Марчелло Липпи, и с ее великими ветеранами Луиджи Ривой и Сандро Маццолой. Ахов и охов по поводу великолепных сборных СССР середины 60-х годов и образца 1988 года было множество. Но как только речь заходила о современной команде России, мои собеседники тупили взор, и тон разговора неизменно менялся. Раньше, по их словам, итальянцы нас боялись и уважали, а порой даже уступали нам тактически. Сегодня, замечу, переиграть тактически мы можем только самих себя, а страх вряд ли нагоним даже на сборную Лихтенштейна через полтора месяца.

Кстати, любопытно было бы узнать: к чему наша сборная готовилась матчем в Кальяри? Если к тому, чтобы не проиграть Лихтенштейну, то, наверное, что-то ей удалось. Если же к тому, чтобы подготовиться к борьбе с Португалией и Словакией, то ничего нового и обнадеживающего мы не увидели. Сандро Маццола, который был одним из двух телекомментаторов матча, сказал в эфир ту же фразу, что я услышал на последнем чемпионате Европы от знаменитого чеха Прохазки: "У русских есть неплохие футболисты, но нет команды". А еще, по словам Маццолы, у нас нет ни одного нападающего европейского уровня, а без этого рассчитывать в Европе не на что. Старину Маццолу можно, конечно, не слушать, но лучше нам от этого все равно не станет.

Георгий Ярцев, между прочим, поступил вполне логично: сделал ставку в матче с грозной Италией на блок игроков из лучшей российской команды. Но и это ни к чему не привело. Можно, конечно, вспомнить дежурную фразу о том, что сезон у нас начинается только через месяц. Еще можно окунуться в историю и вспомнить 1988 год, когда мы в феврале уверенно проиграли Италии в товарищеском матче, а через несколько месяцев так же уверенно обыграли ее в бесподобном полуфинале чемпионата Европы. Только от дежурных фраз и сладких воспоминаний легче не станет. У нынешней сборной нет стержня, запаса прочности. У нее нет настоящего, а есть только прошлое и туманное будущее. А к самой этой сборной в футбольных, да и не только в футбольных кругах относятся с явным пренебрежением.

Нечто подобное было в Италии при Джованни Трапаттони. За те два дня, что я провел в лагере "Скуадры адзурры", Марчелло Липпи раз пятьдесят повторил свою мысль: "Мы обязаны вернуть любовь к национальной команде, потерянную на фоне борьбы ведущих клубов". "Мы, - говорил зануда Липпи, - должны понимать, что на любой матч сборной обязаны приезжать все вызванные мною футболисты". "Мы, - добавлял упрямец Липпи, - должны создать такой коллектив, куда игроки мчались бы по первому зову". В этой связи интересно было бы узнать, чего хотим мы, россияне?

Что такое сильнейший состав и как он играет, мы не знаем. Каким авторитетом пользуется нынешний главный тренер в футбольных кругах, можно только догадываться. Как относятся к главной команде страны клубные тренеры, мы уже не раз увидели. А как сами игроки, которые после матчей бегут от журналистов как от чумы, относятся к выступлениям за сборную? Откровенно высказался лишь один голкипер Овчинников: в интервью нашей газете он как-то признался, что клуб для него важнее сборной. Но, похоже, он не одинок. Зенитовец Быстров еще во вторник фигурировал в списках моих итальянских коллег среди тех, кто должен приехать в Кальяри, но вдруг был объявлен травмированным. А в день матча с Италией забил гол за "Зенит" в ворота "Шахтера" на испанском сборе. Хочется, конечно, верить, что отсутствие игроков ЦСКА в Кальяри поможет клубу пройти в Кубке УЕФА "Бенфику". Но разве подобные демарши не подрывают авторитет сборной и всего нашего футбола?

Нет, Лихтенштейну мы, возможно, в марте не проиграем. Но хочется чего-то большего. Например, понять, есть ли у нас еще нападающие для сборной. Везет же итальянцам: Липпи заменил одно трио на другое, и второе сыграло сильнее первого. При этом за бортом сборной в этот раз по разным причинам остались Индзаги, Дель Пьеро, Тони... Мы же едва наскребли двух форвардов, при этом один из них выпал из игры, а второго итальянские телекомментаторы назвали игроком с ограниченными возможностями. Рад за голкипера Малафеева, которого не сломал португальский кошмар, но очень обеспокоен за центр нашей обороны образца Кальяри: мы должны быть счастливы, что пропустили только два мяча. Нет никакой определенности с полузащитой...

Стоп, стоп! Я, кажется, повторяюсь. Ну да, ведь мы уже об этом писали - и после чемпионата Европы летом, и после Словакии в сентябре, и после кошмара в Лиссабоне в октябре. Сборной у нас как не было, так и нет.

Милан

Другие материалы - стр. 2 - 3