Газета Спорт-Экспресс № 26 (3704) от 5 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

6 февраля 2005

6 февраля 2005 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2005

Виктор КОСИЧКИН: "СТО ТЫСЯЧ ГОРЯЩИХ ГАЗЕТ В ЧЕСТЬ МОЕГО ЗОЛОТА"

Последний раз чемпионат мира российская столица принимала в далеком 1962 году. Тогда, в Лужниках, в присутствии ста тысяч зрителей победу одержал Виктор Косичкин.

Наша встреча состоялась во время пресс-конференции, посвященной открытию мирового первенства-2005. Взять у Косичкина интервью оказалось делом непростым - сначала его о чем-то долго пытали голландские телевизионщики, а затем он начал обмениваться рукопожатиями, казалось, со всеми присутствующими, причем делал это с такой скоростью, что корреспондент "СЭ" едва за ветераном поспевал.

-За вами не угнаться, Виктор Иванович. Как были самым быстрым, так и остались. Когда последний раз на коньки вставали?

- С тех пор как закончил карьеру, не вставал. И, честно говоря, не тянет.

-Вы, смотрю, по-прежнему нарасхват - не зря голландцы, у которых коньки суперпопулярны, так долго мучили вас вопросами. Не обидно, что теперь коньки в России далеко не так популярны, как в Голландии?

- Обидно, еще как! Ведь раньше-то коньки в нашей стране были куда популярнее, чем сейчас у тех же голландцев. На трибунах в Лужниках собиралось по сто тысяч зрителей! Разве можно такое себе представить? Тем более что на открытых катках ныне почти никто и не катается.

-Объясните читателям, в чем принципиальное отличие бега на открытом воздухе и в закрытом помещении?

- Так ведь все по-другому - работа мышц, характер бега. Сейчас по большому счету все решает одна левая. Если у человека левая нога сильная, то он на повороте хорошо отработает - а на прямой легко катит. Потом прошел вираж как следует - и опять катись. Хотя, конечно, везде есть свои сложности: на нынешних скоростях удержать вираж - не упасть, не сбиться с ритма - дорогого стоит.

-На новом катке в Крылатском уже бывали?

- Ну конечно! Великолепный каток. Побольше бы таких - да еще чтобы они использовались на все сто процентов. Я вот руководство катка критиковал за то, что не дают кататься на нем молодежи, и сейчас ситуация вроде изменилась. С другой стороны, олимпийских чемпионов стали пускать туда бесплатно - а то Виктор Меркулов жаловался мне, что с него берут деньги. Если на этом катке будут готовить... нет, не детей, их еще можно воспитывать на старых катках, а тех, кто на подходе к сборной, тогда дела наши, возможно, и пойдут в гору.

-Что не позволяет нам сейчас претендовать на высокие места?

- Я вам такую историю расскажу. Когда-то царская Россия не нашла денег, чтобы послать Николая Струнникова на чемпионат мира. И после этого он бросил коньки.

-То бишь денег нам не хватает?

- Нам всегда чего-то не хватает (смеется). Конечно, в первую очередь денег. В плане тренерских методик мы всегда были на передовой. Просто нет нормальных условий. А без них, хоть лопни, все равно ничего путного не получится.

-В этом году все отметили такой парадокс. Пока не было в России нормального крытого катка, и спрос был соответствующий. Сейчас построили отличный стадион - а результата по-прежнему как не бывало.

- А вы хотите, чтобы результаты за неделю выросли? Для того чтобы воспитать чемпиона мира, нужно как минимум лет пять. Я уже озвучивал свою точку зрения: настоящие победы к нам придут лет через десять - пятнадцать. Никак не раньше.

-То есть, по-вашему, хороших результатов в ближайшее время можно не ждать?

- Почему? Один раз "выстрелить" может любой. Но я говорю о системе. Ведь сколько раньше было у нас скороходов самого высокого уровня - и Гончаренко, и Меркулов, столько фамилий еще можно назвать! И все знали, что, если не пойдет у одного, лидерство обязательно подхватит другой. Вот это и есть система.

-Как оцениваете перспективы российских конькобежцев на нынешнем мировом первенстве?

- Им предстоит борьба за 9 - 10-е места. Выше - вряд ли. Хотя вполне допускаю, что на отдельных дистанциях Лаленкову вполне по силам завоевать медаль.

-А кто будет бороться за золото?

- Лично мне кажется, что всех "прибьет" Шэйни Дэвис из сборной США. Хотя и второй их парень (Чед Хедрик. - Прим. С.Б.) тоже не подарок. Я чего боюсь: не дай бог, этот афроамериканец Дэвис выиграет - там же сразу пол-Америки таких, как он, на коньки встанет (смеется}.

-Генетика, говорят, у них, афроамериканцев, особая.

- Да не в генетике дело. Мы с ними с самого начала были в разных условиях. Послевоенное поколение котлете искренне радовалось, что с нас взять? Помню, когда я в 1957 году впервые попал на сбор национальной команды, так за стол сел и говорю: "Это что, все для меня"? (улыбается).

-Не могу вас не спросить о вашей победе на московском чемпионате мира 1962 года. С тех пор у нас золотых медалей было раз-два и обчелся...

- Трудный получился чемпионат. Я, правда, был уверен, что его выиграю, еще за год до старта. Но, как назло, произошел серьезный конфликт с руководством федерации, из-за которого я не поехал на чемпионат Европы. Не обошлось без женщины. Наябедничали на меня, а в федерации, не разобравшись, отстранили меня от участия. Я тогда крепко обиделся. На неделю вообще ушел в подполье - даже сгоряча разбил о стену свои коньки. Так что стартовать пришлось на коньках Евгения Гришина, которые ему подарил норвежец Андерсен. Совсем старые они были, 1938 года выпуска.

-По свидетельству очевидцев, финишировали вы в невероятной обстановке...

- Зрители тогда стояли на трибунах прямо на снегу и потому подстилали под ноги газеты, чтобы ногам потеплее было. А тут они все эти газеты достали и подожгли. Представляете, весь стадион - сто тысяч человек. Пожарные вообще не знали поначалу, что им делать, а потом, осознав всю опасность ситуации, принялись метаться по трибунам. А потом меня принял Брежнев (он тогда был председателем Президиума Верховного Совета) - сказал мне пару ласковых (улыбается). Надо отдать Брежневу должное: все два дня, что шел чемпионат, он просидел на трибуне - терпел, но не уходил.

Сергей БУТОВ