Газета Спорт-Экспресс № 21 (3699) от 31 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

1 февраля 2005

1 февраля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Камерунский новичок "Терека" успел поиграть в Шотландии и в Англии, участвовал в отборочных матчах к Олимпиаде-2000 и ЧМ-2002, а в прошлом году совершенно неожиданно для себя оказался в первом российском дивизионе.

СИМОН АТАНГАНА: "ВО ВЛАДИВОСТОКЕ НАЗЫВАЛИ "МАКСИМКОЙ". КАК ПУЛЕМЕТ"

Константин АЛЕКСЕЕВ

из Белека

ДЕВЯТЬ ЧАСОВ В ВОЗДУХЕ - ЭТО НЕЧТО

- Ехал-то я в премьер-лигу, - рассказывает Атангана. - Российский агент заверял, что будет именно так. Подвели мои слабые знания о вашем футболе. Они ограничивались виденными по телевизору матчами "Спартака" в Лиге чемпионов. А уж название "Луч-Энергия" мне точно ничего не говорило. Агент же утверждал, что уровень турнира, где играет этот клуб, высок, что после второго английского дивизиона я сделаю шаг вперед. Да и условия предлагались неплохие. Приехал в Турцию на сбор "Луча", провел несколько матчей, приглянулся тренерам и спокойно подписал контракт на год. Каково же было мое удивление, когда узнал, что новый клуб не выступает в премьер-лиге! Но ничего поделать уже было нельзя. Решил не расстраиваться, а приложить все силы, чтобы привлечь внимание команд из высшего дивизиона.

Но самое страшное меня еще ждало впереди. Едва начался чемпионат, киллеры застрелили исполнительного директора "Луча" Виктора Скрипаля, с которым я подписывал контракт. За день до этого мы выиграли - 2:0, я сделал дубль, жизнь начала налаживаться, и тут такое. В день убийства у Скрипаля был день рождения, ему исполнилось 49 лет...

Что будет с командой? Как жить в городе, где стреляют на улицах? Вот такие мысли крутились в голове. Хотелось все бросить. Но президент клуба успокоил, сказав, что "Лучу" ничто не угрожает. А впервые шоковое состояние испытал еще до этой трагедии. Когда впервые полетел во Владивосток: девять часов в воздухе!

-Вам не интересно было предварительно посмотреть на карте, где проведете целый год?

- По большому счету мне было все равно. Думал так: в любом случае Владивосток не дальше, чем в трех часах лета от Москвы. Даже представить не мог, что в пределах одной страны можно совершать такие длительные перелеты. Даже если бы и увидел в атласе, где Владивосток, особого значения этому не придал бы. На карте же не указано, что до Москвы лететь так долго. Из-за смены часовых поясов получалось, что вылетаешь из российской столицы, скажем, днем в понедельник, а приземляешься на Дальнем Востоке поздним утром во вторник. И еще несколько суток уходит на адаптацию.

ПОДКАБЛУЧНИК

-С агентом, который ввел вас в заблуждение, расстались?

- Нет, продолжаю сотрудничать. Я бы назвал Алексея очень честным человеком. Он из тех, кому можно дать взаймы большую сумму, не сомневаясь, что деньги он вернет.

-Как-то это не очень вяжется с вашей историей.

- Понятно, что любой агент хочет получить комиссионные за переход, а на первую российскую лигу я не согласился бы. Алексей слукавил, конечно, но в остальном мне жаловаться не на что. Я получил все, что он обещал. Агент сказал, что я не пожалею о переходе в "Луч-Энергию". Так и произошло.

-Не жалеете, несмотря на бесконечные перелеты?

- Да. Перелеты перелетами, зато отношение во Владивостоке было таким, о котором можно только мечтать. Болельщики души во мне не чаяли, едва ли на руках не носили. А я старался отплатить им хорошей игрой.

-Судя по тому, что в опросе поклонников "Луча" по определению лучшего футболиста команды вы намного опередили всех партнеров, получилось.

- Опередил? Правда? Даже не знал. Что ж, приятно. Во многом именно из-за владивостокских болельщиков я не перешел в "Терек" еще прошлым летом. Впрочем, и губернатор Приморского края Сергей Дарькин не отпускал, сказал: пусть даже "Спартак" приглашает, сезон надо доиграть в "Луче". Согласился, но зимой твердо решил уйти. Жаль терять таких болельщиков, но я чувствовал, что ваш первый дивизион - все-таки не мой уровень. Да и семье хотелось поближе к Москве.

-В Приморье вас считают подкаблучником - мол, как скажет жена Патрисия, так и будет.

- Я бы сказал по-другому: мне очень важно мнение супруги. Она оказывает неоценимую поддержку, всегда настраивает на серьезную работу, заставляет двигаться вперед. Без Патрисии мне было бы сложно. Соответственно, и я стараюсь идти ей навстречу. Сейчас жена в Камеруне, но когда начнется сезон, она приедет ко мне в Кисловодск.

-Почему вас во Владивостоке прозвали "Максимкой"?

- Поначалу сам понять не мог: выхожу из раздевалки, а все кричат "Максимка", хотя меня Симон зовут. А потом у нас была экскурсия во владивостокский музей, и я увидел там пулемет "Максим". Видимо, меня сравнивают с этим оружием, поскольку люблю "палить" по воротам.

МАЛЬЧИК PROBLEM?

-В "Тереке" с этим, похоже, будет сложнее?

- Да, пока меня ставят на место правого полузащитника, откуда угрожать воротам гораздо сложнее. Тяжеловато перестраиваться - я же всегда был нападающим. Но, надеюсь, постепенно привыкну.

-Как успехи в освоении русского языка?

- Пока скромные. Когда говорят медленно, многое понимаю, но самому изъясниться непросто. Интервью на русском сейчас не смогу дать при всем желании. Словари-то у меня есть, а вот времени на занятия нет. В течение сезона свободное время уделяешь семье, а на сборах так устаешь на тренировках, что хочется только одного - отдыхать. А с учебником в руках какое расслабление? Засыпаю на первой же странице. Ох уж этот ваш алфавит... Невероятно сложный.

И все же к концу года я уже мог понемногу общаться с партнерами. Важно, чтобы было, с кем перекинуться парой слов. Во Владивостоке у меня появились приятели - Гаря (Гарин. - Прим. К.А.) , Гена (Тумилович), Кузя (Кузнецов), а в "Тереке" я только две недели, еще ни с кем не познакомился. Кстати, Сергея Кузнецова уже успел увидеть здесь в Турции в "Динамо". Молодец парень, в 18 лет пробился в состав такой именитой команды. Кузя меня встретил своим любимым выражением: "Мальчик problem?" Во Владивостоке я иногда на тренировки приходил невыспавшимся из-за того, что всю ночь буянил сынишка, которому скоро исполнится два года. Сергей по-английски не говорит, знает всего два-три слова, поэтому у него и получилось это словосочетание - "мальчик problem", подразумевающее моего сына.

-А друзей из числа соотечественников в России приобрели?

- Да. Тчуйсе из "Москвы", например. До моего переезда в Россию общался с ним всего однажды. В Камеруне мы с Жерри-Кристианом не пересекались: во-первых, он из Дуалы, а я из Яунде, а во-вторых, Тчуйсе постарше и уехал за рубеж, когда я был совсем молодым. Общался же я с ним года три назад, когда Жерри играл в Новороссийске. Туда же перешел мой приятель Альфонс Чами, с которым вместе выступали за "Данди Юнайтед", он нас и познакомил. Теперь же Тчуйсе - мой друг. В марте он встречал в московском аэропорту Патрисию, потом отвез ее в отель - рейс во Владивосток был только на следующий день. Жерри мне много рассказывал о России, о людях, живущих здесь. Опыт-то у него громадный. Рад, что Тчуйсе вызвали в сборную. Кроме того, постоянно общаюсь с Були из брянского "Динамо" и спартаковцем Зоа. Но их знаю уже давно. Зоа вырос в Яунде, а с Були вместе выступал за молодежную сборную.

С ПРИХОДОМ ЖОРЖЕ В СБОРНУЮ ПОПАСТЬ ИЗ РОССИИ ЛЕГЧЕ

-Как складывалась ваша карьера до перехода в "Луч"?

- Футболом начал заниматься в 12 лет в школе "Олимпик Волей", а с 16 лет выступал за эту команду в высшей камерунской лиге. Спустя три года оказался в составе одного из сильнейших наших клубов - "Тоннер", в котором выступали Джордж Веа и Ригобер Сонг. В 2000 году перешел в "Данди Юнайтед", что стоило мне выступления на Олимпиаде в Австралии. В отборочном цикле играл постоянно, был приглашен в тренировочный лагерь и накануне финального турнира, но подписание контракта с шотландцами почему-то заставило тренера олимпийской сборной Камеруна отказаться от моих услуг. За два года в Шотландии в 24 матчах забил 13 голов. Потом перебрался во второй английский дивизион: сначала в "Порт Вейл", а затем в "Колчестер". Но в эти полтора года меня преследовали травмы, так что похвастать особенно нечем.

-Насколько богат ваш опыт выступлений за национальную команду?

- В отборочном турнире к ЧМ-2002 провел четыре матча: по два с Сомали и Зимбабве. Надеюсь, теперь появились хорошие шансы вернуться в сборную. Все-таки ее новый тренер Артур Жорже в прошлом году работал в России и знает, что уровень футбола тут весьма высок. Да и связи какие-то у него наверняка остались. А его предшественник Винфрид Шефер основное внимание уделял тем, кто выступал в немецкой бундеслиге. Любой камерунец, играющий в Германии, автоматически оказывался в команде Шефера просто потому, что постоянно находился в поле его зрения. Тем же, кто выступает, к примеру, во Франции, было куда сложнее попасть в сборную. Что уж говорить о первом российском дивизионе.