Газета Спорт-Экспресс № 4 (3682) от 11 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

11 января 2005

11 января 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ДОРОГА В ТУРИН

КОНЬКИ

СОБРАТЬ ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ

Через 13 месяцев, 10 февраля 2006 года, сильнейшие атлеты мира начнут в Турине розыгрыш наград очередной Белой Олимпиады. Исторически сложилось так, что весомую роль в распределении зимнего спортивного золота играют конькобежцы: на их долю приходится 10 комплектов наград (больше только у "гладких" лыжников). Недаром у спортсменов существует поговорка: "Без коньков Олимпиады не выигрывают". Собственно, это и не поговорка даже, а аксиома.

И смысл ее сейчас, за год с небольшим до Турина, весьма печален для российских болельщиков. Почему? Все просто.

Предолимпийский сезон в любом виде спорта - время бурного взлета результатов и взрыва сверхновых звезд. Что ни старт - то открытие. Что ни старт - то загадка, отгадку которой мы, скорее всего, узнаем спустя год. Не стал исключением и только что завершившийся в Голландии чемпионат Европы в классическом многоборье: он позволил взять на заметку целую плеяду молодых конькобежцев, блиставших среди взрослых, еще не выйдя из юниорского возраста. Это голландцы Свен Крамер, Иреен Вюст, Моник Клинсман, норвежцы Ховард Бокко и Морин Хаугли, Анна Рокита из Австрии. Любой из них через год может стать автором самой громкой сенсации.

Увы, но в этом списке нет - и не может быть - ни одного россиянина. В нашем случае загадки загадывать просто некому. Ведь уже сейчас, за 13 месяцев до Игр в Турине, можно с очень большой, почти стопроцентной вероятностью назвать имена тех, кто поедет в Италию защищать олимпийскую честь России.

Вспоминаю в этой связи разговор с заслуженным тренером страны Валерием Муратовым, состоявшийся во время декабрьского чемпионата России в Крылатском. Спросив Муратова о впечатлениях от первого национального чемпионата, проведенного на льду первого в России крытого катка, я услышала грустное: "Какие могут быть впечатления, если фамилии призеров и то, как распределятся места, я назвал еще год назад? Если бы не падение в беге на 500 м Дмитрия Шепеля, прогноз вообще сбылся бы на сто процентов. Понимаете, о чем я? Ситуация в наших коньках настолько плачевна, круг спортсменов, на которых можно рассчитывать с точки зрения международных стартов, настолько ограничен, что мы даже ошибиться в прогнозе не можем!"

Не можем потому, что некому бросить вызов первым номерам сборной. Потому что у них за спиной, по сути, никого нет. Они - тот рубеж, после которого отступать некуда.

Тот же Муратов, комментируя итоги чемпионата Европы-2005, с горечью признал: из-за разного рода конфликтов и неурядиц, преследующих российский конькобежный спорт в последнее время, у наших лидеров сейчас далеко не тот уровень, который позволил бы конкурировать с голландцами, американцами, канадцами, немцами, но мы везем на крупнейшие старты именно этих спортсменов, потому что они - это все, что у нас есть. Более того, эти примерно полтора десятка конькобежцев - и есть все российские коньки. Которые международному уровню - тому, к которому мы привыкли, победному, - на данном этапе не соответствуют.

Казалось бы, парадокс. Действует крытый ледовый стадион в Москве, построен каток под крышей в Челябинске, на подходе всепогодный лед в подмосковной Коломне. По условиям жизни российские скороходы наконец-то приблизились к своим зарубежным конкурентам, перестали быть бездомными приживалками, а результаты, вместо того чтобы расти, падают...

Но это парадокс только на первый взгляд. На самом деле никакого противоречия тут нет. Дело в том, что крытые катки в России появились в тот момент, когда конькобежный спорт в стране практически приблизился к самой нижней точке падения. Лед у нас теперь есть, только вот кататься на нем по большому счету некому. Мастерам международного класса, тем, кто представляет наши коньки за рубежами отечества, он сейчас может пригодиться лишь, грубо говоря, для поддержания штанов - для того, чтобы, например, более или менее спокойно готовиться к той же Олимпиаде-2006, не проводя по восемь месяцев в году на чемоданах. Настоящей же отдачи - в том, что касается появления качественного резерва, - от наших катков стоит ждать в лучшем случае к Олимпиаде-2010 в Ванкувере.

Все, что мы можем сделать сейчас, - это постараться сберечь то, что имеем, объединить усилия и мозговой потенциал, собрать воедино имеющиеся резервы и дать возможность опытным Светлане Журовой, Светлане Кайкан, Дмитрию Лобкову, Дмитрию Дорофееву, Александру Кибалко, Ивану Скобреву, Дмитрию Шепелю, Евгению Лаленкову, Ольге Тарасовой, Варваре Барышевой, Светлане Высоковой и их коллегам спокойно работать с прицелом на Турин. Так, чтобы в решающий момент они смогли продемонстрировать весь свой потенциал.

Других реальных кандидатов на поездку в Италию у нас сейчас все равно нет.

Ольга ЛИНДЕ