Газета Спорт-Экспресс № 300 (3678) от 30 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ХРОНИКА |
"СЭ" против ЗНАТОКОВ. Игра третья |
РЕВАНШ В НЕСКУЧНОМ САДУ |
кончание. Начало - стр. 6 |
5-й раунд |
Ведущий: - Волчок указал на вопрос баскетболиста команды НБА "Юта Джаз" Андрея Кириленко. Внимание!
Когда в 1984 году Дэвид Стерн занял пост комиссара НБА, лига находилась в плачевном состоянии - как финансовом, так и спортивном. Энергичные действия нового комиссара оздоровили ситуацию в НБА. Каким своим первым шагом Стерн спас лигу от развала и одновременно повысил конкуренцию в ней? Время!
Рубин: - Ограничил зарплату новичкам?
Виватенко: - А может, наоборот, увеличил?
Белкин: - А сколько всего команд в лиге?
Тимофеев: - Или Стерн сделал то, что в НХЛ сейчас хотят сделать, - ввел ограничение зарплат?
Белкин: - Или систему драфта ввел. Сказали же нам, что он и конкурентоспособность повысил.
Тимофеев: - А расовый вопрос тут ни при чем? Может, он уравнял в правах черных и белых игроков. Потому и конкурентоспособность повысилась.
Орлова: - То есть и зарплату стал им платить вне зависимости от цвета кожи?
Тимофеев: - Типа того...
Белкин: - А еще в 1984 году в Лос-Анджелесе проходила Олимпиада.
Рубин: - Это не имеет значения. Профи тогда на Играх не играли.
Белкин: - Технические детали опускаем, это все могло повысить зрелищность, а нас спрашивают про финансовое состояние и конкуренцию...
Новиков: - Все-таки давайте подумаем, почему лига могла развалиться?
Белкин: - Что он мог придумать? Ввел четыре периода? Не подходит...
Виватенко: - Я думаю, все-таки Стерн что-то с зарплатами начудил.
Новиков: - А если увеличил время рекламы в трансляциях и количество щитов на площадках?
Белкин: - Вряд ли. Реклама и до Стерна не была в НБА на последних ролях.
Ведущий: - Время! Кто отвечает?
Белкин: - Попробую озвучить свою версию.
Ведущий: - Если вы не против, Владимир, давайте сперва побеседуем. Итак, я вам сказал, что НБА была на грани банкротства, спортивная конкуренция тоже упала. И вот новый комиссар призван спасти гибнущее дело. И денег сэкономить, и конкуренцию среди команд повысить. Каким одним шагом этого можно добиться?
Белкин: - Видимо, Стерна не устраивало, что соперничество в НБА сводилось к выяснению отношений между двумя-тремя командами, собравшими всех суперзвезд. Ему хотелось, чтобы звезды были равномерно распределены по клубам. Поэтому Стерн в 1984 году ввел систему драфта... Это позволило бы выравнять общий уровень лиги...
Ведущий: - Вы опять мыслите в верном направлении. Но система драфта существовала вне зависимости от Стерна.
Белкин: - Ну-у, может быть, комиссар НБА в принудительном порядке сам распределял звезд по клубам в зависимости от их силы...
Виватенко пытается что-то подсказать Белкину.
Ведущий: - Все в команде, кроме Владимира, молчат! Я и так позволил себе максимальный либерализм в этом раунде. Итак, Владимир, каким одним шагом можно и финансовые дела НБА поправить, и способствовать тому, чтобы один клуб не собирал под своими знаменами всех самых-самых?
Белкин: - Видимо, в каждом клубе есть фонд зарплаты, а Стерн ввел ограничение на этот фонд и установил эдакий максимум, потолок заработной платы. И ряду суперклубов пришлось расстаться с дорогостоящими игроками.
Ведущий: - Наконец-то! Жесточайшими пытками я все-таки вырвал у Владимира Белкина верный ответ на этот вопрос. Стерн действительно начал свою деятельность на посту комиссара НБА с того, что ввел так называемый потолок зарплат, то есть то, чего пока безуспешно добивается глава НХЛ Гэри Бэттмен. И я обращаюсь вновь к Алексею Якименко, который в нашем зале представляет интересы спортсменов. Алексей, вы согласны принять ответ Владимира Белкина и засчитать в этом раунде победу знатокам?
Якименко: - Несомненно.
Ведущий: - Значит, счет становится 3:2 в пользу спортсменов и редакции "СЭ". И для того, чтобы игроки и зрители отдохнули и пришли в себя после столь нервного раунда, я объявляю музыкальную паузу. Главный меломан нашей редакции, первый заместитель главного редактора Владимир Титоренко предлагает всем перевести дух под новую песню Адриано Челентано.
(Интересно, что статистика игр "СЭ" против знатоков свидетельствует: после паузы знатоки играют гораздо сильнее. Так, в 2002 году тайм-аут был взят при счете 3:0 в пользу журналистов, а в 2003-м при ничьей 3:3. В обоих случаях перерыв пошел на пользу элитарному клубу.)
Ведущий: - Музыкальная пауза закончена. Начинаем шестой раунд.
6-й раунд |
Ведущий: - И против вас играет футболист - торпедовец Игорь Семшов.
Уважаемые знатоки, перед вами эмблемы двух популярных греческих клубов АЕК и ПАОК. Эти клубы были основаны эмигрантами из одной и той же страны. Ответьте, что означает буква К в названии этих команд. Время!
Белкин: - Досрочный ответ. Отвечает Сергей Виватенко.
Виватенко: - АЕК - это аббревиатура, которая означает что-то вроде Ассоциация эллинов Константинополя. А ПАОК - это тоже аббревиатура. Что она означает, я точно не знаю, но буква К в названиях обоих клубов расшифровывается как Константинополь. То есть основатели команд были родом из Константинополя.
Ведущий: - Ну что ж, вы выиграли этот раунд. Действительно, К - это Константинополь, родина создателей ПАОК и АЕК. Современный Стамбул. Счет становится 3:3 - и у знатоков в запасе дополнительная минута. Седьмой раунд.
7-й раунд |
Ведущий: - Прихотливый волчок выбрал для вас блиц - три вопроса по 20 секунд на размышление от сборной России по спортивной гимнастике. Очко будет засчитано знатокам, только если они ответят на все три вопроса. Внимание! Сборная гимнастов и гимнасток рискнула посостязаться со знатоками в знании русской литературы.
Вопрос первый. Вы, уважаемые знатоки, вероятно, отлично знаете русскую литературу и уж роман в стихах "Евгений Онегин" можете воспроизвести наизусть чуть ли не целиком. Тогда назовите самую популярную у Пушкина рифму к фамилии Онегин. Время!
Белкин: - Нет у Пушкина рифмы к Онегину. Там он ни разу не стоит в конце строфы.
Новиков: - Точно. Я не могу вспомнить ни одной. Как там: "Деревня, где скучал Онегин...", нет, "где скучал Евгений". Да, Онегина он не срифмовал...
Ведущий: - Время!
Белкин: - Наш ответ: фамилия Онегин у Александра Сергеевича в романе нигде не стоит в конце строфы.
Ведущий: - Я не спрашивал вас, где он стоит и где не стоит. Я просил назвать самую распространенную рифму к этой фамилии у автора романа.
Белкин: - Отвечаем: нет такой рифмы.
Ведущий: - Верно. Пушкин ни разу не зарифмовал своего героя.
Вопрос второй - скажите, как звали Рахметова, героя романа Чернышевского "Что делать?". Время!
Белкин: - Никак не звали. Ответ такой же - никак.
Виватенко: - Да, он ведь революционер, особенный человек, и все личное, вроде имени, для него не имело значения.
Орлова: - Он везде в романе проходит как Рахметов "особенный человек".
Ведущий: - Время!
Белкин: - У Чернышевского он назван только по фамилии - Рахметов. Имени у него нет.
Ведущий: - Что я могу сказать? У Чернышевского он назван просто Рахметов, вы правы.
А теперь вопрос номер три. Продолжаем тему русской литературы. Александр Блок до последних дней выполнял свой долг просветителя и даже в голодные дни 1921 года в Петрограде читал лекции по истории русской литературы. Скажите, сколько человек пришло на блестящую лекцию Блока, которую он прочел за несколько дней до своей смерти?
Тимофеев: - Двенадцать?
Белкин: - А по-моему, никто не пришел.
Тимофеев: - А поэма-то у него называется "Двенадцать". Вот эти 12 человек и пришли.
Виватенко: - Да никому Блок не был нужен после революции. Я тоже думаю, что никто не пришел на эту лекцию.
Новиков: - Двенадцать - это разумное количество для чтения лекции, а вопрос-то с подвохом. Я думаю, что пришел всего один человек. Ну не читал бы он перед пустым залом лекцию.
Орлова: - Действительно, один человек - это очень хороший ответ. И в логику блица вполне ложится... Ну не может три раза быть ответ "ничего". Не верю я в это.
Ведущий: - Время!
Белкин: - Отвечает Сергей Виватенко.
Ведущий: - Итак, Сергей, скажите нам, сколько было слушателей на этой блестящей лекции Блока?
Виватенко: - Блок пришел, но никто не пришел его слушать.
Ведущий: - То есть, по-вашему, Блок читал лекцию в пустом зале?
Виватенко: - Не нужен был Блок никому в это время. Не о литературе народ думал.
Ведущий: - И все-таки, согласитесь, довольно странно выглядело бы чтение лекции в пустом холодном зале. То есть, по вашей логике, общая идея блица такова: не было рифмы, не было имени, не было слушателей...
Виватенко:(Нервно.) - Ничего не было!
Нервный смех в команде и в зале.
Ведущий: - Нет, все-таки один слушатель, и здесь Илья Новиков и Елена Орлова правы, у Блока в тот день был. И вот для него - единственного - Блок и прочел свою блестящую лекцию. Ну не сумасшедший же Блок читать лекции для пустых лавок, шкафа или трибуны. Вы проигрываете блиц, и счет становится 3:4. Спортсмены опять выводят команду "СЭ" вперед. Восьмой раунд.
8-й раунд |
Ведущий: - Против вас играет обладатель Кубка Стэнли хоккеист Валерий Каменский. Внимание, черный ящик!
В черном ящике три предмета. Первый содержит информацию, второй доставляет удовольствие, третий внушает уверенность. К первому имеют отношение такие люди, как Вячеслав Старшинов и Валерий Харламов, ко второму - Валерий Карпов и Павел Дацюк, к третьему - Илья Ковальчук и тот же Павел Дацюк. Что же лежит в черном ящике? Время!
Виватенко: - Старшинов - спартаковец, Харламов - ЦСКА...
Белкин: - Один центрфорвард, другой - левый крайний. Дальше что имеем?..
Новиков: - Информацию содержит...
Тимофеев: - Амплуа игроков что-то нам вообще могут дать?
Виватенко: - Давайте анализировать: что может нести информацию, что может внушать уверенность, а что дарить удовольствие?
Рубин: - Информацию книги содержат. Может, там энциклопедия хоккея, куда занесены имена Старшинова и Харламова?
Белкин: - История хоккея... Настоящее, прошлое, будущее...
Тимофеев: - Может, призы какие-то хоккейные, которые каждый из них получал... Ну, там приз "Известий", например... Так "Известия" - это газета...
Виватенко: - Отлично, Ленька! Точно, газета же содержит информацию!
Тимофеев: - Удовольствие - это пиво. Кубок "Балтики".
Виватенко: - А уверенность внушает РОСНО. Страховая компания!
Тимофеев: - Тогда в черном ящике - газета, пиво и страховой полис.
Ведущий: - Что ж, откроем черный ящик и посмотрим, что там лежит. А там у нас - газета "Известия", бутылка пива "Балтика" и страховой полис РОСНО. Каждый из перечисленных нами в вопросе персонажей выигрывал в свое время традиционный декабрьский хоккейный турнир, который с 1967 по 1996 год носил название - "Приз "Известий", с 1997 по 2003-й - Кубок "Балтики", а с этого года - Кубок РОСНО.
Браво, господин Тимофеев! Вы в блестящем стиле сравниваете счет. 4:4 - и вся борьба только начинается.
9-й раунд |
Ведущий: - И теперь вам противостоит игрок "Спартака" Егор Титов, который мечтал сойтись с вами лицом к лицу, но главный тренер клуба не отпустил его с тренировки. Скажите, госпожа Орлова, вы любите черную икру?
Орлова:(Улыбается.) - Можно. А вы угощаете?
Ведущий: - Пока нет. А вы, господин Новиков, как относитесь к партянкам?
Новиков: - Отрицательно.
Ведущий: - А кто-нибудь из вас видел черную икру в партянках? Нет? Вы в этом уверены?
А вот друг Егора Титова - музыкант, певец и композитор Александр Маршал вспоминал, что, когда его пригласили в студию звукозаписи в США, он был шокирован тем, что развернул партянку и увидел там не ожидавшуюся им хлеб-соль, а сплошную черную икру. Почему же Маршала так испугала черная икра в партянке?
Орлова: - Что такое портянка вообще в данном контексте?
Новиков: - Если мы это видели, значит, это что-то очень обыденное.
Орлова: - И почему в портянках икра?
Тимофеев: - Почему он ожидал в портянке хлеб-соль увидеть?
Белкин: - А что напоминает икра зернистая?
Виватенко: - Может, действительно какой-то образ, а не реальная икра?
Белкин: - А если перевод поискать? Caviar по-английски - икра... Никаких ассоциаций не возникает?
Новиков: - Дело было в студии звукозаписи. Может, здесь покопать?
Белкин: - А чего он испугался?
Новиков: - Так он ждал, что ему преподнесут хлеб-соль. А дали черную икру.
Орлова: - Причем почему-то в портянке.
Виватенко: - Так, может, портянка это сленг какой-то?
Орлова: - Да, причем, видимо, музыкальный. Да и икра - вещь дорогая. Вряд ли кто-то стал бы Маршала кормить икрой в Америке. Здесь есть какой-то образ, который мы не можем нащупать.
Ведущий: - Время отвечать.
Белкин: - Мы берем вторую минуту. Повторите, пожалуйста, вопрос.
Ведущий: - Запросто.
Музыкант Александр Маршал, будучи в США в студии звукозаписи, был шокирован тем, что ему предложили в партянке не хлеб-соль, которые он ожидал, а сплошную черную икру. Объясните, что же его удивило. Время!
Белкин: - Ага, значит, он ждал, что в портянке будет хлеб-соль...
Виватенко: - А может, портянка и икра - это клички?
Орлова: - Чьи?
Виватенко: - Музыкантов.
Новиков: - Может, Маршал боялся, что икрой испортит себе голос?
Орлова: - А хлебом с солью не испортит?
Новиков: - Может, хлеб-соль - нейтральные продукты...
Тимофеев: - Да нет, тут точно все на сленге. А вдруг портянка - это какой-нибудь список?
Орлова: - А икра на что похожа?
Виватенко: - Вот длинные списки называют портянками.
Ведущий: - Время. И вторая минута завершилась. Отвечайте, господа знатоки.
Белкин: - Отвечает Илья Новиков.
Ведущий: - Перед тем как вы начнете отвечать, я хочу сказать несколько слов. Вы подумайте, неужели музыкант Александр Маршал пришел в студию звукозаписи, чтобы поесть икры или хлеба с солью? Он в партянке ждал хлеба с солью, а ему подали черную икру.
Новиков: - Возможно, он пришел туда записывать музыку или даже петь...
Ведущий: - Может быть...
Новиков: - И хлеб-соль ему, судя по всему, не помешали бы, а насчет икры он опасался, что, поглощая ее без закуски, может посадить себе голос.
Ведущий: - То есть взяли натуральную портянку, положили туда икры...
Новиков: - Ну, портянкой, видимо, назвали какое-то полотенце.
Ведущий: - Сразу видно, что вы, господин Новиков, отрицательно относитесь к портянкам. А вот Лена Орлова, которая хорошо относится к черной икре, никогда не позволила бы положить ее на портянку. Вы пытались понять, что музыканты могли назвать портянкой, вернее партянкой. Так вот, партянкой музыканты называют партитуру.
Все дело в том, что Маршалу принесли партитуру, в которой не было ни одной целой или половинчатой ноты - то есть белых, которых и музыканты называют хлебом-солью, зато были сплошные четвертушки, восьмушки и шестнадцатые - мелкие черные кругляши, как зерна черной икры, играть которые сложнее. Вот Маршал и удивился. Егор Титов побеждает в этом раунде и доводит счет до 5:4. Теперь каждый вопрос может стать последним. Следующий раунд.
10-й раунд |
Ведущий: - Играть будет двукратный олимпийский чемпион велогонщик Вячеслав Екимов. Внимание, вопрос.
После победы в этом соревновании бельгиец Люк ван Лиерде вполне мог бы стать героем фильма известного польского кинорежиссера. Или войти в один ряд с самым уникальным членом клуба джентльменов "Карлтон" в Лондоне. Назовите американского писателя, который стал в этот же ряд уже при рождении. Время!
Белкин: - Какие мы знаем известные польские фильмы и режиссеров? "Ва-банк"...
Тимофеев: - "Похитители велосипедов" - это польский фильм?
Рубин: - Нет, итальянский.
Тимофеев: - Ответ, по-моему, все же должен быть как-то связан с велосипедами.
Новиков: - А были спортсмены, выигравшие титул посмертно?
Виватенко: - Вводные какие-то странные: спортсмен-победитель, какой-то клуб в Лондоне и американский писатель...
Орлова: - А режиссеров польских каких знаем?
Виватенко: - Анджей Вайда.
Рубин: - Кшиштоф Кесьлевский.
Белкин: - И есть еще какой-то американский писатель...
Новиков: - О, у Кесьлевского есть фильм-трилогия "Три цвета времени". А нет ли американского писателя тоже потомка трех рас - негров, индейцев и белых? Какой-нибудь Эдгар По. У него же фамилия приемного отца, кажется...
Белкин: - А при чем тут лондонский клуб джентльменов?
Орлова: - Уникальный член клуба...
Виватенко: - Нет, потомок трех рас отпадает. При чем тут тогда какие-то соревнования?
Ведущий: - Время! Ответ знатоков. Итак, Владимир, есть бельгийский спортсмен, который за победу получил титул, ставящий его в один ряд и с героем польского режиссера, и с уникальным - повторяю, уникальным - членом лондонского клуба джентльменов... И есть американский писатель, которого с рождения называют так же, как этого бельгийца. Только ван Лиерде выиграл титул, а американец при рождении получил это прозвание. Назовите этого писателя.
Белкин: - Илья Новиков.
Ведущий: - Ну, давайте, Илья, порассуждаем вместе. Итак, что же это за соревнования?
Новиков: - Мы так решили, что это какие-то велосипедные соревнования, раз вопрос задает велогонщик.
Ведущий: - Ну, велосипед тоже нельзя исключать. Но есть виды спорта, которые живы не велосипедом единым. Продолжайте.
Новиков: - Да, например, триатлон.
Ведущий: - И что? Ведь вам нужно назвать американского писателя.
Орлова хлопает в ладоши и пишет на бумажке "Железный человек", пытаясь показать эту бумажку Новикову.
Ведущий: - Прекратить подсказки! Итак, Илья, называйте писателя!
Новиков: - Фенимор Купер.
Ведущий: - На самом деле Люк ван Лиерде действительно стал чемпионом в триатлоне - и получил титул "Железный человек". Уникальным членом клуба джентльменов "Карлтон" стала Маргарет Тэтчер - "железная леди". Фильм поляка Анджея Вайды так и называется "Человек из железа", а американский писатель, который при рождении от родителей получил железную фамилию, - Роджер Желязны. Счет становится 6:4 в пользу "СЭ" и спортсменов России. Сборная спортсменов и журналистов впервые обыгрывает знатоков элитарного клуба! Фактор "своего" поля не сработал!
После матча жюри в составе Владимира Титоренко и обозревателя "СЭ", олимпийской чемпионки Елены Вайцеховской определило лучшего игрока команды знатоков. Им стал Сергей Виватенко: его знания в области истории греческого футбола позволили команде сравнять счет и почувствовать уверенность после провального старта. Виватенко была торжественно вручена подписка на "СЭ" на 2005 год, в конце которого команды знатоков и спортивных журналистов, объединивших усилия со спортсменами, вновь сойдутся за игровым столом.
Это ведь уже традиция. А хорошие традиции надо беречь!
Ровшан АСКЕРОВ