Газета Спорт-Экспресс № 292 (3670) от 21 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

22 декабря 2004

22 декабря 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

ЦСКА МОЖЕТ ДОЙТИ ДО ФИНАЛА

Под Новый год всегда тянет оглянуться. Осмыслив прожитое, задаться вопросом: "Чего же было больше - хорошего или плохого?"

Если говорить об отшумевшем российском футбольном сезоне, ответ для меня очевиден. Мы получили великолепный чемпионат, вплоть до последнего тура сохранявший клубок загадок - и в гонке за золото, которое в итоге заслуженно досталось "Локомотиву", и в зоне вылета.

В отличие от европейского турнира четырехлетней давности сборная России была в числе участников Euro-2004. Пусть и не так долго, как всем нам, наверное, хотелось бы. Но многие страны и этого оказались лишены. Не забывайте к тому же, что в нашу группу попали будущие чемпион и вице-чемпион Европы.

Осенью, правда, случился конфуз в Лиссабоне. Однако, как отмечал я в своей предыдущей колонке, 1:7 иногда даже лучше, чем 0:1. Судя по матчу с Эстонией - даже при не самом грозном статусе противника, - тренеры и игроки сборной сделали правильные выводы. А значит - не так все безнадежно.

ЦСКА со второй попытки сумел пробиться в основной этап Лиги чемпионов, где выглядел очень достойно. Заключительная игра армейцев с "ПСЖ" и вовсе заслуживает трех восклицательных знаков. Эх, если бы еще не их горе-пенальтисты... Хотя, может, есть и плюс в том, что ЦСКА оказался там третьим. В Лиге дальше рассчитывать на что-то ему пока сложновато, а вот в Кубке УЕФА армейцам, получившим уже бесценный опыт, убежден, по силам дойти до финала.

Ближайший соперник - "Бенфика" - вполне проходим. Она куда менее организованная команда, чем "Порту", которому ЦСКА в двух матчах абсолютно ни в чем не уступал. Не смущает меня и то, что играть с португальцами предстоит в середине февраля. Декабрь ведь тоже традиционно считается для нас дико неудобным месяцем, но именно в Париже ЦСКА выдал, пожалуй, свой самый блестящий матч в этом году. Вдесятером не оставив ни малейших шансов серебряному призеру первенства Франции! Так что рецепт простой - работать надо...

А сколько молодых звездочек зажег нам минувший сезон - Жирков, Билялетдинов, Самедов... 18-летний Акинфеев, несмотря на мальчишеский, по вратарским меркам, возраст, похоже, прочно закрепился в ЦСКА на последнем рубеже. Анюков с Бугаевым выросли до защитников уровня сборной. А как после марсельской "ссылки" расцвел в "Локомотиве" Сычев!

Отрадно и то, что российские клубы в этом году вышли на новый виток в отношении покупки легионеров. Откровенного импортного "мусора" становится все меньше, зато появляются Лима, Вагнер Лав, Йиранек, Родригес. Да и Кавенаги, полагаю, напомнит о себе чем-нибудь помимо баснословной суммы собственного трансфера.

Конечно, не обошлось в 2004-м и без разочарований, вроде внезапно задохнувшегося в "группе жизни" Кубка УЕФА "Зенита". Главное же, на мой взгляд: РФС или РФПЛ необходимо гораздо серьезнее отнестись к процедуре лицензирования клубов. Накануне чемпионата-2005 они обязаны предоставить четкие гарантии - на какие деньги собираются содержать свои команды. Футболист, заключающий контракт, должен быть уверен: с ним в состоянии рассчитаться после сезона. Зачем заманивать игроков пустыми обещаниями?

А то в России для некоторых клубов, к сожалению, становится нормой месяцами не платить зарплату, премиальные. Если на старте сезона все тихо и спокойно, то ближе к концу открываются многочисленные болячки. И чуть ли не каждый день читаешь в "СЭ": то один игрок, то другой подает заявление в КДК по причине невыполнения контракта. Наш футбол это не красит и уж точно не делает профессиональнее...

Но под Новый год хочется не только оглянуться. Еще и посмотреть вперед.

Следующий сезон, думаю, будет как минимум не хуже. Надеюсь, удачно сложится он и для трех моих родных команд - сборная России попадет на чемпионат мира, "Спартак" наконец-то всерьез вклинится в борьбу за медали, а "Алания" сумеет избежать потрясений, ставших для нее в новом веке, увы, уже привычными. Поверьте, в какой бы стране я ни жил и ни работал, их судьба мне никогда не будет безразлична.