Газета Спорт-Экспресс № 291 (3669) от 20 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

20 декабря 2004

20 декабря 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ДОРОГА В ТУРИН

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

НЕМЕЦКОЕ НОУ-ХАУ ДЛЯ РОССИИ

Назначение знаменитого немца Вольфганга Штаерта главным тренером сборной России по прыжкам с трамплина, о чем "СЭ" сообщил в субботу, стало, безусловно, одной из главных сенсаций нынешнего зимнего сезона. Средненькую (это в лучшем случае) по европейским меркам команду возглавил опытнейший и авторитетный наставник, который на протяжении долгого времени возглавлял национальную сборную Германии. Такие "летающие" звезды, как немцы Мартин Шмитт и Свен Ханнавальд, с гордостью называют себя учениками Штаерта.

Прыжки с трамплина в России, как вид спорта, на протяжении долгих лет находятся в глубокой коме (отечественных чиновников, которые называют состояние дел в этом виде спорта "кризисом", можно легко обвинить в излишнем оптимизме) - и это факт, оспорить который невероятно сложно. Даже если очень захотеть.

По большому счету от прыжков с трамплина в нашей стране уже давно осталось одно название. То есть прыжки-то остались. Нет трамплинов. За последние 30 лет в стране не только не было построено ни одного нового сооружения, но и пришло в полнейшую негодность то немногое, что было. В результате на данный момент в огромной России нет ни одного (!) трамплина, который мог бы отвечать самым минимальным международным стандартам.

А потому сборная России вынуждена готовиться к сезону за границей. О подготовке резерва фактически и речи не было - даже члены основной команды совершали в два раза меньше тренировочных прыжков, чем того требовала программа подготовки, тогда как молоденькие ребята, попадая во взрослую команду, вместо того чтобы заниматься шлифовкой прыжков, заново учились прыгать на нормальных трамплинах.

Апофеозом всего этого безобразия стала печально знаменитая отправка наших прыгунов и двоеборцев с Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити накануне командных соревнований обратно в Москву. Эту акцию, с точки зрения спортсменов, иначе как унизительной не назовешь. Поэтому неудивительно, что костяк команды, состоявший из достаточно опытных и умелых прыгунов, после этого инцидента закончил со спортом. Как итог: сборная России на следующий после Игр-2002 год не смогла выставить в группе сильнейших ни одного спортсмена.

Президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский, с которым мы беседовали на днях, признался, что идея о привлечении к работе с командой иностранного специалиста витала в воздухе давно, не имея, правда, больших шансов на материализацию. Славский честно сказал, что российским тренерам не под силу подготовить к Турину боеспособную команду, - к тому же в последнее время в российском тренерском цехе возникли серьезные разногласия по многочисленным аспектам. Нужен был авторитетный человек, который мог бы сконцентрировать в своих руках абсолютную власть.

Так и возникла кандидатура Штаерта, которого очень кстати для нас уволили с поста главного тренера немецкой сборной за неудовлетворительные результаты команды в летнем сезоне. Предвидя довольные ухмылки скептиков, скажу: то, что в Германии, где прыжки с трамплина пользуются бешеной популярностью, сочли неудовлетворительными результатами, в России назвали бы блестящим успехом.

Контракт со Штаертом подписан краткосрочный - до конца Олимпиады в Турине. Полномочия ему даны практически неограниченные. Конкретных задач пока не поставлено - немцу только предстоит познакомиться с командой и оценить ее перспективы. Конечно, рассчитывать на то, что россияне начнут с ходу прыгать под 140 метров, не стоит, но в то же время не приходится сомневаться, что отечественные прыгуны добьются прогресса - и значительного.

Внушает оптимизм и еще один момент. Решение о заключении контракта со Штаертом не было единоличной инициативой Славского. Окончательное одобрение эта идея получила на расширенном тренерском совете с участием представителей ОКР и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Совет согласился с требованиями Штаерта. Требовал же немец не только зарплаты (по всей видимости, немаленькой), но и соответствующих условий для команды. А именно, отвечающих самым высоким европейским стандартам.

На последней Олимпиаде фурор произвел швейцарец Симон Амманн, до того не замеченный на пьедесталах крупных турниров. Так, может, его роль в Турине суждено исполнить кому-нибудь из россиян?

Сергей БУТОВ