Газета Спорт-Экспресс № 290 (3668) от 18 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФУТБОЛ |
ФЕНОМЕН |
"КРЫЛЬЯ"
Особое отношение мое к самарским "Крыльям Советов" подогрето, как я понимаю, двумя моментами.
Краем детского уха я слышал, что в наиболее тревожные дни войны город Куйбышев дублировал столицу - туда эвакуировали правительственные учреждения, иностранный дипкорпус и так далее. Но в жизнь мою этот город вошел футболом. В первом настоящем матче, который я увидел осенью сорок седьмого года с промокших от мелкого непрерывного дождя трибун стадиона "Динамо", куйбышевские "Крылышки", как все вокруг меня их называли, выиграли у столичных динамовцев.
Мир повернулся ко мне неожиданной стороной: я понял, что нет в нем ничего постоянного, нет непоколебимых репутаций. Новичок на стадионе, я точно знал, однако, что тогдашнее "Динамо" с Хомичем, Карцевым и прочими вправе проигрывать одному лишь ЦДКА. Очень скоро выяснилось, что именно армейцам и в тот именно день - отнесем поэтому мой первый матч к историческим - динамовцы проиграли первенство того года.
Позже я узнал, что, несмотря на всю сенсационность досадного проигрыша, поражение "Динамо" совсем не стопроцентно случайно. Великие мастера столкнулись с оборонительной системой, именуемой "волжской защепкой". А ее создатель Александр Абрамов, работавший с командой шесть сезонов в конце сороковых - начале пятидесятых, вошел в футбольные анналы прочнее остальных тренеров "Крыльев", включая знаменитого Вячеслава Соловьева. Правда, еще позже, в единственном своем разговоре с известным форвардом, игравшим в Москве, Куйбышеве, а потом вновь в Москве, Виктором Федоровичем Ворошиловым по прозвищу Клим (был такой красный маршал Клим Ворошилов), я почувствовал раздражение футболиста термином "защепка": "А что же нам, против Кости Бескова или Трофимова Васи на встречных курсах играть?!"
Раздражение прояснило давнюю ситуацию. Защита большим числом - не фокус. Фокус при такой системе игры - улучить мгновения для безошибочной контратаки. А у давнишних "Крыльев" было целых два - роскошь по нынешним временам - нападающих: сам Клим и Александр Гулевский, которые шанса забить единственный гол суперклубам обычно не упускали.
За годы и годы, прошедшие с момента моего приобщения к футболу, "Крылья Советов" взбирались в турнирах и повыше, чем при Ворошилове с Гулевским и, соответственно, Абрамове. Но нечто скромно-фирменное из судьбы команды исчезло. Как знаем мы теперь - до поры.
...Два года назад позвали меня на телевидение - поучаствовать в круглом столе, за который, кроме футбольных ветеранов и тружеников пера, усадили и тех начальников, что увлекаются футболом и склонны номенклатурно-демократически изрекать (впрочем, с искренним удовольствием) общеизвестные истины. Я по складу своего характера (и согласно занимаемому положению) отношусь к начальству сдержаннее, чем следует. Но и склонен с годами все реже упрекать начальников, перекладывая на них вину за неоригинальность собственных суждений - я бы, мол, сказал, да кто позволит?
Из господ с флажками на лацканах меня в тот раз, однако, расположил к себе приятный на вид молодой мужчина, говоривший - едва ли не единственный из присутствующих - толковые вещи. И, главное, говоривший эти вещи естественным и не содержавшим в себе, как сейчас у нас принято, агрессии и дежурного категоризма тоном. Мужчина оказался хозяином сегодняшних "Крыльев" - президентом клуба Германом Ткаченко.
Естественно, что не краем, а всем повзрослевшим ухом я был наслышан про успехи команды из города, сбросившего партийный псевдоним и вернувшего себе родовое имя - Самара. Но в повзрослевшем ухе эмоциональной чуткости меньше, чем в крае детского. И мне теперь, посчитав себя шапочно знакомым с владельцем клуба, совершенно правильно сохранявшего красивый прежний брэнд, интереснее стало следить за взлетом самарского футбола. К тому же и тренер Александр Тарханов не представлялся мне человеком чужим. Я принимал участие в съемках фильма про алешинское "Торпедо", когда он там трудился. Да и всегда сочувствуешь тренерам, вышедшим из запомнившихся тебе игроков.
Земляк Романцева по Красноярску, Тарханов года два, по-моему, работал у него вторым тренером в "Спартаке". Но ни в ЦСКА, ни в "Торпедо", куда перешел с внушительной группой преданных, как он считал, ему игроков, Александр Федорович игры, выказывающей стилевое родство со спартаковской, на мой взгляд, не поставил. А может быть, с той компанией игроков и не видел в том полного резона - не мне судить. В "Крыльях" же, на мой опятьже дилетантский взгляд, инъекции спартаковского стиля пришлись кстати. Только аудитория футбольная не из одних гурманов состоит. И через несколько сезонов эстетического штурма, не принесшего призовых высот, Тарханов уступил должность уважаемому всеми мудрецу Гаджи Гаджиеву - и новому тренеру повезло больше.
У пишущих в газету о футболе вряд ли когда-нибудь будет столько денег, чтобы вообразить себя в шкуре президента клуба. Но в случае с Германом Ткаченко я предвижу поворот темы, в результате которого руководство командой может стать общим знаменателем преемственности в тренерской работе, а не непременных разрушений, учиняемых тренером тому, что было сделано предшественником.
Александр НИЛИН