Газета Спорт-Экспресс № 290 (3668) от 18 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

18 декабря 2004

18 декабря 2004 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

Как уже сообщал "СЭ", в Рио-де-Жанейро прошли грандиозные соревнования Red Bull Giants of Rio, ареной которых стали джунгли, горы, Атлантический океан, а также улицы и пляжи знаменитого бразильского города.

БИТВА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ГИГАНТОВ

КРУТОЕ ШОУ

Многие мечтают побывать в Бразилии, где, как утверждают известные литературные персонажи, очень много диких обезьян, а все мужчины ходят в белых штанах. Лично я начала мечтать об этом еще в прошлом веке и уже готова была смириться с тем, что мечта так и останется мечтой, но тут компания Red Bull решила провести в Рио под Новый год грандиозную тусовку экстремалов, совместив ее с не менее крутым шоу по мультиспорту под названием Red Bull Giants of Rio, и мне выпало счастье побывать на этом увлекательнейшем мероприятии в качестве корреспондента "СЭ".

В Рио-де-Жанейро собрались 80 команд, по 4 человека в каждой, из 35 стран. Битва гигантов состояла из четырех этапов. Первыми стартовали пловцы, которым надо было преодолеть 4 км в открытом океане. Затем эстафету принимали байкеры. На своих горных велосипедах они должны были проехать 37-километровый отрезок по городским улицам, включавший в себя подъем к знаменитой гигантской скульптуре Христа на холме Корковадо, спуск сквозь джунгли Национального парка Тижука и штурм вершины Педра Бонита, где их ждали дельтапланеристы. Те, пролетев 10 км над Рио, приземлялись на пляже Ипанема, откуда в путь отправлялись бегуны. Им предстояло покрыть по асфальту и песку 20 км, обогнув красивейшее озеро Родриго де Фрейтас, и финишировать на Копакабане, где давался старт эстафете.

Поскольку это было экстремальное шоу, организаторы постарались украсить каждый этап какой-нибудь "фенечкой". Так, например, пловцы после отметки 1,6 км выбирались на берег, пробегали метров 300 вдоль подножия скалы и, прыгнув с высокой платформы в воду, продолжали дистанцию. Байкеры с 10-килограммовыми велосипедами на плечах взбегали по ступенькам к подножию статуи Христа. Дельтапланеристы на финише пролетали через ворота, образованные двумя надувными колоннами, расстояние между которыми составляло 30 м. Марафонцам на последней трети дистанции преграждала путь скала, по которой им приходилось карабкаться.

Среди участников были олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы, не говоря уж о чемпионах своих стран. У пловцов из звезд первой величины на старт вышли Рик Нитлинг из ЮАР - олимпийский чемпион в эстафете 4х100 вольным стилем, швед Йонас Колтинг - победитель чемпионата мира по триатлону-2004, а также Маркос Диас, представлявший Карибские острова, и испанец Иван Ранья, в разные годы выигрывавшие чемпионаты мира по триатлону. Золотой медалист Афин француз Жюльен Абсалон и серебряный призер Олимпиады-2004 испанец Хосе Антонио Эрмида защищали цвета своих команд на этапе маунтинбайка. Швейцарец Свен Ридерер, завоевавший в столице Греции олимпийскую бронзу в триатлоне, и неоднократный чемпион мира по горному бегу новозеландец Джонатан Уайатт бежали полумарафонскую дистанцию.

ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА

Задрав головы, все смотрели в небо над Копакабаной. Слепило солнце, но все-таки я успела заметить, как от вертолета, кружившего над пляжем, отделилась точка и камнем понеслась к земле. Какие-то секунды - и над нами с характерным треском раскрылся парашют. Как Феликс Баумгартнер, легендарный экстремал, сумевший перелететь на дельтаплане через Ла-Манш, ухитрился сесть на единственный свободный пятачок между кромкой океана и пловцами, готовыми к старту, уму непостижимо. Едва Баумгартнер коснулся земли, толпа пловцов рванула к воде, которая тут же забурлила, в волнах мелькали руки и ноги, появлялись и пропадали головы... Так был дан старт битве гигантов в Рио.

На первом этапе сборную России, выступавшую под № 70 , представлял Антон Саначев, серебряный призер чемпионата мира и обладатель Кубка мира по плаванию на открытой воде. Вообще-то Антон специализируется на дистанциях 10 и 25 км, а тут - всего 4. Маловато. На более длинной водной трассе ему в Рио наверняка бы не было равных.

Перед стартом услышала, как диктор в числе фаворитов назвал Наталию Яковлеву. Припомнила, что на Олимпиаде-92 в Барселоне она входила в состав сборной СНГ, плыла 200 м баттерфляем. Посмотрела в стартовый протокол: выступает за чисто женский коллектив Бразилия-14 (всего бразильцы выставили 30 команд). Разыскать Наталию помог Антон.

- Наташа, как вы оказались в Бразилии?

- В 94-м меня пригласили выступать за клуб штата Минас-Жерайс. Ехала на два года, а задержалась на девять лет.

- Речь шла о плавании в бассейне?

- Конечно, но теперь плаваю только в открытой воде.

- Единственную женскую команду в этих соревнованиях выставила Бразилия. Что, у местных представительниц прекрасного пола так популярны экстремальные соревнования?

- Я впервые в них участвую. Думаю, придется очень трудно. Наверняка мальчишки будут бить нас нещадно.

- Что представляет собой ваша команда, бросившая вызов трем с лишним сотням мужчин?

- По плаванию у нас были отборочные соревнования. Я выиграла и попала в состав. Еще пригласили лучших в маунтинбайке и беге. На велосипеде едет Жаклин Моурау, побежит Сандра Солдан - обе выступали на Олимпиаде в Афинах. А на дельтаплане стартует немка Коринна Швайгершаузен - я мало что о ней знаю.

- На что рассчитываете?

- Как говорится, главное не победа, а участие. Настроены решительно, поборемся.

Забегая вперед, скажу, что Наталия финишировала 46-й, а Бразилия-14 в итоге стала 78-й, опередив две мужские команды.

ДРОЖУ, НО ФАСОН ДЕРЖУ

Когда был дан старт пловцам, журналисты поспешили к платформе, с которой спортсменам надо было прыгать. Устрашающие волны создавали немалые трудности при выходе на берег, а то и просто смывали пловцов обратно в океан, да еще норовили сорвать с головы шапочку и очки. Мы видели, как наш Антон Саначев выбрался на сушу в числе лидеров, добежал до скалы и сиганул по команде маршала с платформы обратно в океан.

Погрузившись в автобус для прессы, мы отправились на финиш первого этапа. Поспели вовремя. Мимо нас промелькнули по набережной американец и австралиец, стремясь поскорее передать эстафету своим байкерам. А вот Антона пришлось ждать около двух минут. В чем дело? Почему такое неожиданное отставание? Кинулась выяснять это у Саначева, но притормозила по пути, увидев дрожащего под горячим солнцем Рика Нитлинга.

- Да вас просто трясет! Что, такая холодная вода?

- Жуть! До сих пор не могу согреться. Дистанция для меня слишком длинная, волны высокие - было очень тяжело.

- Это ваш первый океанский заплыв?

- Раньше несколько раз стартовал в ЮАР, но в командных соревнованиях до этого не участвовал.

- Довольны результатом?

- Нет, думал выступить лучше (как выяснилось позже, Рик приплыл 7-м. - Е.Р.).

- Зачем вам, олимпийскому чемпиону, такие эксперименты?

- Red Bull - мой спонсор, они меня пригласили, и я не мог отказаться. Впрочем, мне и самому было любопытно проверить себя.

- Еще раз рискнете выступить в таких соревнованиях?

- Пока мне этого хватило с избытком.

- Собираетесь приехать в Москву?

- Да, в конце января на Кубок мира.

Антон Саначев погодные и прочие перипетии воспринял спокойнее. На финише он вспоминал:

- Когда дали старт, передо мной парень в толчее упал. Ну, думаю, сейчас тоже шваркнусь, и тогда все, хана. К счастью, успел его перепрыгнуть. Вбежали в воду - и первой же волной почти всех накрыло. Только 10 - 15 человек смогли ее проскочить, в том числе и я. По пути к скале чуть ли не всех соперников обогнал. Стали выходить на берег - кого волной выносило, кого накрывало. Я посмотрел - никого нет. Тут волна сзади как даст! Выныриваю - слева и справа народ появился. Еще волна - опять никого нет, я впереди. Следующая волна - я сзади, они впереди... Все так непонятно. Взобрался на платформу и вижу: метров 10 высоты точно есть. Стою, смотрю вниз, маршал держит передо мной красный флажок. Думаю: прыгать, не прыгать... Тут он зеленый показал, я шаг сделал, лечу и все стараюсь побольше воздуха в легкие набрать. Нырнул, дно достал, оттолкнулся и стал догонять основную группу. Первые двое, американец и австралиец, контрольный буй не прошли, и им по 5 минут штрафа дали. Проплыл я нормально. Вода была прохладная, градусов 20, но плыть можно. А вот в таких волнах соревноваться еще не приходилось. На финише было потише, но после платформы волны - просто жуткие! Тем не менее в воде я легко догонял ушедших вперед, однако бег выбил из ритма. Для пловцов он - смертельный номер. Когда приплыл и передал эстафету, подумал: жаль, что дистанция такая короткая, еще бы километров пять...

У ХРИСТА ЗА СПИНОЙ

Антон передал эстафету байкеру Юрию Трофимову шестым. В Юре мы не сомневались - как-никак участник Олимпиады в Афинах, пусть среди его соперников и было как минимум пять человек из первой десятки мирового рейтинга.

Автобус с журналистами натужно преодолевал подъем на Корковадо. Дорога была настолько крутая, что некоторые машины попросту задыхались и глохли. Каково же было велосипедистам, которые штурмовали гору, используя лишь силу собственных ног! В одном месте дорога настолько сузилась, что наш автобус, не имея возможности разъехаться со встречной машиной, остановился, перекрыв путь следовавшему за нами байкеру. Тот от отчаяния едва не высадил окно в автобусе. Жаль было парня, ясно, что дыхание ему сбили, но виноваты в этом были никак не мы, а маршалы, которые руководили движением.

Не доехав до подножия статуи Христа несколько десятков метров, наш автобус остановился - дальше маршалы не пускали. Нам была видна лишь Христова спина, к которой ползли пешком из последних сил велосипедисты, а навстречу им опрометью скакали вниз по лестнице уже в седлах счастливчики, преодолевшие этот безумный подъем. Но впереди байкеров ждало еще одно испытание - подъем на соседнюю вершину Педра Бонита, где им предстояло передать эстафету дельтапланеристам.

Как только маршалы дали добро, автобус с прессой тоже рванул вниз, оставляя на обочине продавцов каких-то экзотических фруктов, растущих в лесу Тижука. Они похожи на огромные груши серо-коричневого цвета, которые, как нам объяснили, надо есть сразу после того, как плод сорван, прямо под этим же деревом - настолько быстро портится и становится несъедобным это чудо. Так хотелось попробовать, но куда там - автобус мчал нас к стартовой площадке дельтапланеристов. Однако, несмотря на все старания водителя, из-за пробок мы туда не успели. Может, и к лучшему, а то бы нервы не выдержали всего, что случилось на третьем этапе.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Приключения начались еще в пути. При досмотре багажа в аэропорту у нашего дельтапланериста Владимира Люськова отобрали нож, который, как он уверял, необходим ему при сборке дельтаплана. А по прилете в Рио-де-Жанейро выяснилось, что нет и самого дельтаплана. Мол, забыли погрузить при пересадке в Париже, но завтра, то есть в субботу, его обязательно доставят в Рио.

Дело осложнялось тем, что аппарат был новый и Владимир на нем еще ни разу не летал. Да что там не летал - он его еще ни разу и не собирал даже. А если дельтаплан не опробовать, то есть шанс вообще не взлететь. Слава богу, ранним утром в субботу наш Змей Горыныч прибыл, и Владимир смог его облетать.

Как он это делал, нам не ведомо, но только во время соревнований выяснилось, что Змей Горыныч не хочет взмывать под облака. Набрав небольшую высоту, он не спеша полетел к финишу.

Как объяснил потом Люськов, он потерял много высоты на старте, из-за чего пришлось передвигаться не так быстро, как намеревался. В итоге Владимир не только не долетел несколько метров до финиша, но и не прошел ворота. Пришлось бежать штрафной круг - 500 м.

Капитан команды Александр Постников как чувствовал, решив отправиться именно на финиш третьего этапа. Думаю, без него Люськов никогда не закончил бы этот бег.

МАРАФОН В ЗЫБУЧИХ ПЕСКАХ

Все мы, включая успевшего прибыть на финиш Постникова, с нетерпением ждали появления Дмитрия Сафронова. И вот он, обгоревший, прихрамывающий, вбегает в финишный коридор. Когда все уже позади, Постников подхватывает его и ведет к океану. До него метров 20, а кажется, что бредут они бесконечно долго. Купаются, нет, скорее просто окунаются в холодные океанские волны. Затем тут же, на берегу, массаж. Только после этого Сафронов оживает.

- Здорово досталось? - спрашиваю еще лежащего на массажном топчане Дмитрия.

- На первых семи километрах, когда трасса пролегала по асфальту, было полегче. Донимало только слишком жаркое для нас солнце. А вот когда побежали по песку, стало очень тяжело. Такое чувство, будто зарываюсь в него, бегу на месте. Пытался ставить ноги в ямки, оставленные другими бегунами, чтобы не так глубоко вязнуть в песке.

- А со скалой как справились?

- Это уже в конце было, за семь километров до финиша. Ноги не бегут, скала крутая, залезал просто на четвереньках.

- Вы ведь кого-то обгоняли на дистанции?

- Помню, троих достал. Первого обогнал до скалы, еще двоих - после. Нет, еще одного обошел - уже на повороте к финишу.

- Это был ваш самый трудный забег в жизни?

- За последнее время - точно. Для бега не подходят песок и жара. Песок забивался в кроссовки, и они стали как бы на размер меньше. У меня даже ногти на ногах от этого посинели. Теперь, наверное, болеть будут. А чтобы в такой жаре нормально себя чувствовать, надо родиться здесь или в Африке.

- Сильно нервничали из-за того, что вам достался заключительный этап?

- Да ничего страшного. Рассчитывал, что в призеры попадем. Не понял, что там случилось с дельтапланом. Но раз уж так вышло, не мог сачковать, ведь до меня ребята вовсю старались.

ДРУЖБА С ЛИСТА

Эту эстафету команда России провела с листа. Впервые встретившись в аэропорту Шереметьево-2 в четверг, ребята уже в воскресенье вышли на старт и, отдав борьбе все силы, заняли 7-е место, которое было признано всеми специалистами большим успехом. Немалая роль в этом принадлежит Александру Постникову, официальная должность которого - менеджер по спорту. По существу же он был капитаном нашей сборной, ее душой и мозгом.

- Трудно было собрать команду и в столь короткий срок подчинить ее одной цели? - поинтересовалась я у Постникова.

- Проблем с комплектованием не было, исключая лишь подбор кандидата на последний этап. В команде собрались абсолютно разные люди, их надо было координировать и в то же время создавать непринужденную атмосферу общения. Для этого хватило длительного перелета и двух дней пребывания в Рио. Как ни странно, сдружиться нам очень помог Володя Люськов. Он оказался совершенно не готов к работе в команде, его действия постоянно обсуждались всеми, но делалось это очень по-доброму и весело. В результате мы все быстро сплотились, причем вокруг Володи - тоже. Это было для меня неожиданно.

- Как оценили в мире экстремалов выступление россиян?

- После финиша вся Европа бросилась нас поздравлять. Ведь кроме России и Австрии ни одна европейская команда не попала в десятку. Все кричали "Ура!"

- Что запомнилось больше всего?

- Два момента. Первый - когда мы с Люськовым бежали штрафной круг. Володя бежать не мог. Я мог, но что в этом толку? Он отдал мне все свои вещи, я бежал нагруженный, он - налегке, но все равно часто переходил на ходьбу. Я орал на него. Володе было так трудно, что без моего ора он бы не добежал.

Второй момент - когда финишировал Сафронов. Он выложился полностью. Мне кажется, даже Володе в беге было не так трудно, скорее ему было лень напрягаться. Дима же был максимально нацелен на результат, и когда он финишировал, я понял, что Сафронов сейчас не здесь, не с нами. Какие-то девочки бежали за ним с микрофонами, хотели взять интервью, но Дима не был способен в этот момент говорить. Я забрал его и увел в океан.

- А как оцениваете действия других ребят?

- О Саначеве можно сказать только одно: супер! И за Трофимова я не волновался, потому что это настоящий профи. А Сафронов еще только формируется как профессионал.

- Наша команда выступала с листа. А как другие?

- Я беседовал с менеджером победителей, австралийцем. Он честно признался, что команда готовилась к соревнованиям два года. В том или ином составе ребята часто вместе выступали.

- Чего больше было в этом шоу - спорта или тусовки?

- Очень хороший вопрос. Я считаю, что в первую очередь это тусовка, которая помогла состояться спортивной части программы. Прекрасная идея собрать всех под Новый год в Рио. Между прочим, никто из тех, кто приехал сюда, в начале года не ожидал от этой идеи ничего хорошего. Считали этот проект бредовым. Но он состоялся, да как! Эта удача показывает пути развития мультиспорта, поднимает его на совершенно иной уровень, превращает в самостоятельный вид.

КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ, ФУТБОЛ

Вот так, прямо у нас на глазах, происходит формирование новой спортивной дисциплины. Взаимопроникновение одних видов в другие, их сочетание в различных комбинациях обогащает спорт в целом, расширяет его возможности, привлекает новых поклонников и зрителей. Во время соревнований в Рио перекрываемая по воскресеньям авенида Атлантика, где находились старт и финиш, была запружена зрителями. Наверняка детям, увидевшим это шоу, захочется самим принять в нем участие, испытать себя в экстремальных условиях. Так что в Рио мы стояли у истоков нового вида спорта.

Немного о роскошной Копакабане - 3-километровом пляже, вдоль которого тянется авенида Атлантика. У самой кромки тротуара растут рощицы, штук по 20 - 25, кокосовых пальм. Под ними простенькие павильончики, возле которых сложены груды кокосов. Подходишь, показываешь приглянувшийся орех, тебе его тут же разделывают, и ты наслаждаешься прохладным кокосовым молоком. Никакого пива и уж тем более горячительных напитков.

А кто сказал, что на Копакабане носятся орды диких футболистов? Да ничего подобного. Как только рассветет, часиков в 6 утра, а то и раньше, на пляже возле множества стационарных ворот появляются группы детей с... Не знаю, кто эти взрослые, сопровождающие ребятню, может, тренеры, может, какие-то воспитатели или родители, но только все прекрасно организовано. У каждой группы своя площадка, занятия начинаются с разминки, затем следуют различные упражнения, потом все играют в футбол... В общем, никакой дикости, все очень цивилизованно и со спортивной точки зрения грамотно.

Ну а что касается обезьян и мужчин в белых штанах, то первых в Рио нет как таковых, а вторые все сплошь ходят в шортах.

Елена РЕРИХ
Рио-де-Жанейро - Москва

Red Bull Giants of Rio. Рио-де-Жанейро

1. Австралия - 4:26.41,1. 2. Бразилия-8 - 4:27.11,5. 3. Австрия - 4:27.51,4. 4. Бразилия-9 - 4:32.50,0. 5. США - 4:38,18,3. 6. Бразилия-11 - 4:39.16,5. 7. Россия - 4:39.35,9.