Газета Спорт-Экспресс № 277 (3655) от 2 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 16
ФЕХТОВАНИЕ |
Алишер УСМАНОВ: "МЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ ЗА БУДУЩЕЕ НАШЕГО ВИДА СПОРТА"
3 - 4 декабря в Париже состоится отчетно-выборный конгресс Международной федерации фехтования (FIE). Он примечателен тем, что впервые на пост главы FIE будет баллотироваться представитель нашей страны - президент Федерации фехтования России (ФФР) Алишер Усманов. В случае победы он станет единственным сейчас российским руководителем международной спортивной федерации по олимпийскому виду спорта. В эксклюзивном интервью "СЭ" Алишер Усманов рассказал о мотивах, которыми был продиктован этот его не только очень ответственный, но и весьма рискованный шаг.
- Когда и почему возникла у вас идея выставить свою кандидатуру на пост президента Международной федерации фехтования?
- В 2001 году я согласился занять пост президента ФФР, потому что хотел всерьез помочь развитию у нас вида спорта, которому отдал 15 лет жизни. Я вложил и продолжаю вкладывать в российское фехтование довольно крупные суммы из своих личных средств. Однако с каждым годом для меня становится все более очевидным, что целый ряд важнейших проблем невозможно решить на уровне национальной федерации. Для этого необходимы усилия в масштабах FIE. Речь идет, например, о значительном увеличении объема и повышении качества телетрансляций с соревнований, о принципиальной реорганизации этих трансляций, которая позволила бы привлечь к сотрудничеству с фехтовальными организациями серьезных спонсоров и инвесторов. Без решения этой задачи мы не сможем в полной мере раскрыть зрелищный потенциал фехтования, убедить молодежь в привлекательности нашего вида спорта, создать необходимую финансовую основу для его интенсивного развития. Необходимо также вывести диалог FIE с МОК на качественно иной уровень, который гарантировал бы фехтованию более достойное место в программе Олимпийских игр. Список первоочередных задач достаточно велик, и для их скорейшего решения необходимо существенно изменить идеологию развития всего мирового фехтования.
Я с уважением отношусь к нынешнему президенту FIE господину Рене Року. Благодаря его усилиям за последние 12 лет количество национальных фехтовальных федераций значительно возросло, множество людей приобщилось к нашему прекрасному виду спорта. Однако это был экстенсивный рост, не обеспеченный в должной степени ни организационными, ни финансовыми ресурсами. В результате мы получили целый ряд негативных последствий. Дошло до того, что не так давно в олимпийских кругах всерьез обсуждался вопрос об исключении фехтования из программы Олимпийских игр.
С одной стороны, FIE перечисляет своим новым членам из так называемых малых стран выделяемые МОК средства, а с другой - взвинчивает размеры всевозможных денежных сборов до такой степени, что участие в международных соревнованиях становится для спортсменов этих стран практически невозможным. При этом FIE до сих пор не разработана международная программа обучения тренеров и спортсменов из малых стран. То есть их федерации искусственно поставлены в зависимое от руководства FIE положение.
Одновременно страдают и представители ведущих фехтовальных держав, в том числе России. Сегодня FIE широко практикует своеобразные "асимметричные ответы" по названной проблеме. В частности, правила отбора таковы, что элитные фехтовальщики завоевывают себе право участвовать в Олимпиаде на изнуряющей череде соревнований, количество которых возрастает год от года. А представители стран, в которых фехтование развито слабее, свободны от этого "оброка". Они подходят к Олимпиаде абсолютно свежими, и порой наши спортсмены совершенно незаслуженно уступают им на дорожке. К тому же правила соревнований и их регламент слишком часто меняются, что вынуждает фехтовальщиков ломать свои графики и методики подготовки.
Очевидно, что такой подход очень далек от идей олимпизма и быстро приведет к моральному разложению. Уровень фехтования в мире падает, интерес к нему любителей спорта катастрофически тает. Так, например, непродуманное введение нового вида - женской сабли - привело к снижению уровня женской шпаги и особенно рапиры: после ухода второго эшелона рапиристок и шпажисток в саблю возник огромный разрыв между лидерами и третьим эшелоном. А отбор из 12 видов фехтовальных соревнований 10 олимпийских фактически превратился в рулетку.
В современном мире, где границы между государствами становятся все более условными, пагубные тенденции неизбежно затрагивают даже сильные национальные федерации, которые сегодня еще сопротивляются. Я убежден: нельзя строить политику так, чтобы проблемы одних спортсменов решались за счет других. Особенно в фехтовании, где такие понятия, как честь и благородство, не пустой звук. Нельзя искусственно делать сильных слабее. Надо, наоборот, помогать слабым стать сильными и побеждать в честной борьбе. Только так можно сохранить истинный дух соперничества, на котором основан спорт.
Неудивительно, что за 12 лет пребывания господина Рока на посту президента FIE из нее ушли многие хорошие специалисты. Исполком федерации, по сути, перестал быть органом, всерьез решающим фехтовальные проблемы. Стало очевидно, что FIE при всех ее достижениях нуждается в принципиальном обновлении. Ряд моих зарубежных коллег давно предлагали выдвинуть мою кандидатуру на должность президента FIE, и я решил принять их предложение. Тем более что оно было продиктовано не только моим опытом в области крупного бизнеса, но и тем ростом общественного интереса к фехтованию в России, которого удалось добиться за последние годы нашей национальной федерации.
- Каждый из претендентов, естественно, рассчитывает на победу. А для этого надо представить действительно актуальную и грамотную программу действий. Что намерены предложить вы?
- Вместе с группой коллег я создал фонд "За будущее фехтования", который призван аккумулировать интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы для разработки и реализации новой комплексной модели развития нашего вида спорта. Моя предвыборная программа отражает основные направления этой концепции. Хочу подчеркнуть, что сегодня не нужны красивые слова, которые повисают в воздухе без дальнейшего воплощения в конкретные дела. Нынешнее руководство FIE постоянно обещает привлечь к сотрудничеству спонсоров, помочь нуждающимся федерациям. Но воз и ныне там.
Моя программа основана на обязательном, заранее рассчитанном финансовом и организационном обеспечении решения каждой указанной в ней задачи. Президент FIE способен найти необходимые денежные средства, если действует профессионально, если любит не себя в спорте, а спорт как таковой.
Приоритетной задачей я считаю демократизацию системы управления FIE. Вот некоторые шаги в этом направлении. Полномочия президента FIE будут четко определены. Исполком станет действительно коллегиальным органом. Континентальные конфедерации получат значительно больше самостоятельности, им будет передана большая доля ответственности. Будет создан попечительский совет, состоящий из президентов континентальных конфедераций и вице-президентов национальных федераций. По всем необходимым направлениям деятельности FIE будут созданы или воссозданы коллегиальные органы - комитеты и комиссии, обеспечивающие гласное и прозрачное принятие решений. Будет сформирован официальный призовой фонд для победителей международных соревнований.
Мы значительно усилим роль комиссии по агитации и пропаганде, которая обеспечит резкий рост производства кино- и видеопродукции, организует обучение телекомментаторов национальных федераций. Также я предлагаю возродить ежегодные конгрессы FIE, которые обеспечат регулярный демократический контроль за действиями руководства международной федерации.
Следующая часть программы посвящена решению проблемы подготовки кадров. Нами будут созданы международные школы для тренеров национальных федераций, увеличено финансирование действующих региональных школ. Будет организована система повышения квалификации судей, которая позволит значительно расширить и качественно улучшить их состав. Все вышеперечисленные органы FIE начнут наконец работать, потому что получат для этого не только организационную и законодательную, но и реальную финансовую основу. Кроме того, я готов инициировать учреждение Академии FIE с филиалами на каждом континенте.
Также я предлагаю перестроить финансовые отношения внутри FIE. Следует, к примеру, отказаться от ежегодных поборов с национальных федераций и значительно снизить стартовые взносы спортсменов и команд.
Все эти меры я планирую обсудить, скорректировать и утвердить на внеочередном конгрессе FIE, который в случае моей победы на выборах будет созван в кратчайшие сроки.
- Никто не выставляет свою кандидатуру на важный пост, не имея представления о том, кто за нее проголосует. На поддержку кого вы рассчитываете? Велась и ведется ли сейчас соответствующая работа?
- Какой-либо целенаправленной предвыборной борьбы в классическом виде я не веду. Никаких коалиций не организую и интриг не плету. Действую абсолютно открыто и корректно. В моих личных организационных и финансовых возможностях никто сомнений не высказывает. Что же касается программы, то она разослана национальным федерациям, где ее изучают и обсуждают. Недавно я выступал на проходившем в Будапеште форуме Европейской конфедерации фехтования и нашел поддержку своего проекта в рамках этой континентальной организации. Надеюсь на аналогичную реакцию и других континентальных организаций. Конкретнее говорить об этом пока не хочу - давайте дождемся результатов выборов.
- На пост президента FIE будет баллотироваться и Рене Рок. Что известно о его программе?
- ФФР долго никакой его программы не получала, хотя за границей говорили, что каким-то национальным федерациям что-то такое направляли. Слухи эти пошли после того, как я изложил в Будапеште суть своего проекта и предложил господину Року с учетом его несомненных заслуг стать пожизненным почетным президентом FIE. И вот наконец несколько дней назад мы получили его программу. На мой взгляд, в ней нет ответа на главный вопрос: за счет чего осуществлять необходимые преобразования?
- На любых выборах всегда сложно бороться с действующими функционерами. За счет чего вы рассчитываете победить Рока?
- Нынешняя система власти опирается на противоречия между национальными федерациями и их группами - в частности, между представителями малых стран и высоко развитых в фехтовальном отношении государств. Сегодня очевидны негативные последствия такой политики. Членам FIE нужен президент, который был бы хорошим организатором, способным наладить и обеспечить конструктивный диалог для принятия выгодных всем федерациям решений. Плюс он должен быть опытным финансистом, умеющим находить деньги и максимально эффективно использовать их в общих интересах.
Принцип "разделяй и властвуй" - это принцип слабых руководителей, которые ради сохранения собственной власти провоцируют междоусобные конфликты. Сильные же лидеры всегда способны современными, демократическими методами объединить усилия людей для достижения общих целей. Я уверен, что смогу донести эту простую истину до мирового фехтовального сообщества.
- Как технически проходят выборы президента FIE?
- Сам процесс голосования прост. Согласно уставу FIE, делегаты голосуют в изолированном помещении, заходить в которое можно только по одному. Каждый заполняет бюллетень и опускает его в закрытую урну. После того как все проголосуют, начинается подсчет голосов.
- В случае победы вам придется оставить пост президента ФФР. Кого бы вы хотели видеть своим преемником?
- Есть несколько достойных людей, но я не буду называть сейчас их имена, чтобы не разжигать нездоровые страсти. Скажу только, что среди них - и чемпион Олимпийских игр, и выдающийся организатор, и прекрасный тренер, и ряд других авторитетных в фехтовальном мире людей. Надеюсь, что в любом случае все они будут работать в одной команде. А кто из них будет первым, решит конференция ФФР. Сам я тоже буду принимать активное участие в работе нашей национальной федерации.
- Не исключено, что после Олимпийских игр в Афинах большой спорт покинут такие наши прославленные ветераны, как Сергей Шариков, Павел Колобков, Станислав Поздняков. Видите ли вы их на каких-то постах в ФФР, и как это соотносится с ранее сказанными вами словами о том, что после Афин в федерации произойдет значительное омоложение руководящего состава?
- Вы назвали наших выдающихся спортсменов, которых мне, как, наверное, и вам, хотелось бы видеть на дорожке вечно. Их пример вдохновляет молодежь, привлекает ее в ряды фехтовальщиков. В то же время опыт и авторитет наших ветеранов очень нужны ФФР. Я обязательно обсужу с каждым из них этот вопрос, ну а окончательное решение принимать им самим.
- Вы являетесь крупным российским предпринимателем. Реально ли чисто технически совмещать бизнес с руководством международной спортивной федерацией?
- Это не так трудно, как кажется со стороны. Но при одном условии: если собрать вокруг себя талантливую и работящую команду. Специалистов, которые работают у меня в сфере финансов, коммерции, юриспруденции и связей с общественностью, я могу без всякого преувеличения назвать лучшими профессионалами в России. Так что не волнуйтесь, мы справимся.
- И напоследок - о неприятном. Предположим, что в результате выборов вы проиграете. Может ли это нанести какой-то ущерб авторитету ФФР?
- Возможно, какие-то отдельные негативные последствия и будут, однако серьезных проблем ожидать не стоит. Как бы то ни было, если мы сегодня не будем активно бороться за будущее мирового фехтования, достойного будущего не будет и у Федерации фехтования России.
Беседу вели Ровшан АСКЕРОВ и Лина ХОЛИНА