Газета Спорт-Экспресс № 277 (3655) от 2 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

2 декабря 2004

2 декабря 2004 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

ЛИСТКИ ИЗ БЛОКНОТА Сергея РОДИЧЕНКО

СЕЗОН ХАМЕЛЕОНА

Вот и закончилась половина регулярного чемпионата. Есть о чем подумать.

После тех спектаклей, что выдали в субботу ЦСКА и "Авангард", а в понедельник - "Ак Барс" и "Динамо", я со все большей тревогой жду 6 декабря. Дня, когда лидер профсоюза игроков НХЛ Боб Гуденау пообещал выдвинуть какие-то новые предложения комиссару лиги Гэри Бэттмену. Шанс на немедленное примирение, конечно, невелик, но все же на душе кошки скребут.

Вообще, скребут они довольно давно примерно с середины мая. После того, как мы в очередной раз с треском провалились на чемпионате мира. И в нашем хоккее началась самая настоящая смута, которая не прекращается по сей день. Чем она закончится - непонятно.

Смута эта подчас принимает самые разнообразные оттенки. То станет абсолютно черной - в вопросе о главном тренере сборной. То вдруг сверкнет ярчайшими искрами - когда на лед наших дворцов будто из какого-то волшебного мешка начинают сыпаться суперзвезды из-за океана. То приобретет какой-то маскировочный цвет - как при подготовке к розыгрышу Кубка мира и во время его. Так что толком не поймешь - хорошо это или плохо.

Все перемешивается, перемешивается и в стройную картину не складывается. Ситуация такая, что диагноз нашему хоккею поставить никак не удается (в том, что российский хоккей болен, думаю, никто не сомневается). Тут имеет место довольно обычный медицинский случай - на фоне приема сильнодействующих средств (лекарственных или иных) смазываются симптомы болезни, и постановка диагноза крайне затруднена.

Локаутный наплыв заокеанских звезд - сильнодействующий препарат. С запрещенным наркотиком его, конечно, сравнивать не стал бы, но готов сравнить с наркотиком вполне разрешенным. Думаю, в особой расшифровке этот тип сильнодействующего средства не нуждается. Если уж наш народ начинает его принимать, то остановиться бывает очень трудно. И подавай ему все новые и новые порции. Эйфория, как мы почти все знаем, при этом возникает удивительная. Все болезни будто бы отступают. Кажется, что можно горы свернуть. И, между прочим, не только кажется. Случается, человек в известном состоянии способен на такое, на что в обычном и решиться не смог бы.

На мой взгляд, с нашим хоккеем сегодня происходит нечто подобное. Он накачивается непрерывным потоком прибывающими звездами, брызжет эмоциями, и порой действительно создается впечатление, что он не какой-нибудь спящий на печи тяжелобольной, а расправивший наконец плечи богатырь. Который может побороть любую смуту.

Но в том-то и беда, что временный приезд в Россию выдающихся хоккеистов - это не лекарство, а что-то вроде допинга. И вылечить он, конечно, ничего не может.

Даже если предположить, что принимать его мы будем еще пару лет - в случае продолжения энхаэловской летаргии. Разве приезд звезд из НХЛ способен решить проблему тренера сборной? Или повысить уровень судейства? А может, это улучшит финансирование детских спортшкол? Сами понимаете, подобное весьма сомнительно. А если честно, то на все заданные мной вопросы (а их, понятно, существует гораздо больше) придется дать отрицательный ответ.

Но упаси меня бог призывать руководителей наших клубов отказаться от приглашения заокеанских (или уже европейских) знаменитостей. Ведь в последние годы российский хоккей приносил своим поклонникам так мало радости. И они, не сомневаюсь, уже безумно благодарны клубам суперлиги за долгожданное счастье. И хотят, конечно, еще большего.

И я вовсе не составляю исключения. Только вот очень хочется знать, когда и, главное, в каком состоянии наш хоккей выйдет из смутного времени. Как российское государство в XVII веке - без особых потерь или как то же государство в 1917 году прошлого столетия - о последствиях и вспоминать не хочется? Есть, мягко говоря, разница...

Абсолютно счастливого и благостного выхода из ситуации я, откровенно говоря, не вижу. Вроде такого: наш хоккей, пропитавшись звездным духом, вдруг разом решит все свои проблемы. Но есть и другой вариант: хоккей наш почувствует этот дух, поймет наконец, каким фантастическим он при желании становится, и осознает, что теперь по-старому жить уже нельзя.

Если этот вариант все-таки случится, то можно будет сказать, что локаутная лихорадка пошла нам на пользу. Однако даже при нем предстоит очень долгий путь к выздоровлению. Но если не начать лечиться, то и вылечиться нельзя.

Мечты, мечты... Сегодня же мы наслаждаемся выпавшим на нашу долю шансом вживую увидеть многих лучших игроков мира и мечтаем лишь о том, чтобы чудо длилось как можно дольше. Ну хоть еще один круг. И еще один...

А может, лучше быть до конца честными и назвать то, что происходит сейчас в нашем хоккее, не чудом, а иллюзией? Невероятной иллюзией благополучия, которая так часто возникает при приеме вполне определенных препаратов.

И тут я снова хочу вернуться к этой страшной дате - 6 декабря. Точнее, даже к утру 7-го, когда из-за океана придут новости об очных или заочных контактах Гуденау и Бэттмена. Что они принесут? И прежде всего - нам.

Самое интересное, что любое известие, которое мы получим 7 декабря, станет в известной мере нерадостным. Если выяснится, что локаут продлится еще долго, значит, болезни нашего хоккея будут загоняться все глубже и глубже, и на необходимость их лечения болельщики практически перестанут обращать внимание. Еще бы - ОНИ остаются, пир продолжается!

А вот если мы проснемся утром 7 декабря и узнаем, что ОНИ уезжают... С подобным кошмаром, к сожалению, знакомы многие наши граждане. Называется он похмелье, и хуже, как известно, нет ничего.