Газета Спорт-Экспресс № 276 (3654) от 1 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17

1 декабря 2004

1 декабря 2004 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

Российский воздухоплаватель Лев Маврин является автором уникального достижения: он пролетел на воздушном шаре под мостом через Большой Вердонский каньон во Франции

РЕКОРД В СТИЛЕ ЧКАЛОВА

В мире российского воздухоплавания Маврин - человек известный. Так, он дважды поднимал свой шар на Северном полюсе. Но еще больше прославился тем, что совершил беспрецедентный пролет под мостом через Большой Вердонский каньон.

- До вас кто-нибудь бросал вызов этому мосту?

- Нет. Более того, никто даже и не пытался. Ведь у этого рискованного проекта помимо всего прочего есть такая особенность: ветер в Вердонском каньоне постоянно дует вдоль моста, но никак не сквозь него.

- Что представляют собой каньон и мост?

- Вердонский каньон находится в национальном заповеднике в Верхнем Провансе. Мост через него построен на высоте 160 метров над дном каньона - больше в Европе таких нет. Самое неприятное заключается в том, что стены каньона, отполированные за миллионы лет ветром до блеска, в то же время просто-таки усеяны растительностью - дубками, кустами можжевельника... Представьте себе: сверкающая на солнце поверхность просто утыкана большими "крючками" и "иголками", которые словно специально созданы для ловли незадачливых воздухоплавателей.

- Вы сразу решили пролететь под Вердонским мостом?

- Какое там! В нашем деле очень многое зависит от погоды. Каким бы высоким ни было мастерство пилота, каким бы даром верно оценивать ситуацию он ни обладал, ничего не получится, если погода тебе не благоприятствует. Три дня наша экспедиция колесила вокруг каньона в поисках подходящих мест для старта и приземления. И если стартовую площадку с грехом пополам отыскали, то с финишем были большие проблемы. В конце концов решил садиться на горную дорогу, которая опоясывает каньон.

Приехав на следующий день к мосту ранним утром, мы первым делом бросились на его середину. Достали мелкие клочки бумаги и стали бросать за парапет, чтобы определить силу и направление ветра. О, чудо: бумажки падали почти отвесно! То есть сильного ветра в тот момент не было. Я понял: такой шанс, пусть мне и грозит, без преувеличения, смертельная опасность, упускать нельзя. Было решено сделать пробный полет. Предупредил помощников, что, если все сложится хорошо, я подлечу к середине моста.

И вот старт. Через 10 минут полета я приблизился к парапету, и стоявшие на мосту люди помогли мне приземлиться на него.

- Удалось оценить обстановку?

- Да. Пока подплывал к мосту, какое-то шестое чувство подсказало, что в глубине каньона должен дуть небольшой холодный ветерок, который мог бы протащить меня под мостом, если мне удастся как следует снизиться. И я решился на основную попытку.

- Волновались?

- Еще как! От меня же практически ничего не зависело. Если бы это самое шестое чувство обмануло и в каньоне вместо холодного постоянного ветерка меня ждали порывы, шар просто бы швырнуло на стену.

- О последствиях этого лучше не думать...

- Разумеется. После второго старта я сразу постарался, как можно глубже "провалиться" в каньон, держась при этом по центру. Нырнул в эту бездну и обнаружил, что моста не вижу - он как бы навис надо мной. При этом я чувствовал, что есть слабый ветерок и что я медленно продвигаюсь вперед. Понял, что проплыл под мостом, только по восторженному реву съемочной группы.

- Все было позади?

- Вот и я так сперва подумал - аж в пляс захотелось пуститься. Но на самом деле наступила кульминация. В том месте, где я, выплыв из-под моста, собирался идти на посадку, каньон делает небольшой правый поворот, и меня стало прижимать к левой стене.

- О чем подумали в этот момент?

- Мыслей в голове никаких не было. Сердце практически остановилось, дыхание замерло, слух обострился. Больше всего боялся услышать треск разрывающейся ткани. Главное в такой ситуации - не дергаться, не пытаться снижаться или набирать высоту. Казалось, это продолжалось целую вечность, но на самом деле не прошло и минуты, как мой аэростат словно мячик отскочил от поверхности стены. Я понял, что больше испытывать судьбу нельзя, и повернул к серпантину.

Там меня уже ждали машина сопровождения и участники экспедиции. Один из них воскликнул: "Чкалов может отдыхать после твоего полета!" Сильно, конечно, сказано, но все равно приятно. Сравнение с нашим великим летчиком Валерием Чкаловым, который когда-то пролетел на своем самолете под одним из ленинградских мостов, согласитесь, дорогого стоит.

Сергей БУТОВ