Газета Спорт-Экспресс № 275 (3653) от 30 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

30 ноября 2004

30 ноября 2004 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

CUP OF RUSSIA

Шестой этап "Гран-при" - Кубок России, который в воскресенье завершился в лужниковском Дворце спорта, задумывался как генеральная репетиция. Всего через несколько месяцев здесь же пройдет чемпионат мира - и когда, как не сейчас, проверять, как работают всевозможные службы?

ПОСЛЕ БАЛА

В один из первых дней Кубка России во Дворце спорта имел место вроде бы не очень значительный, но крайне неприятный инцидент. Аккредитационная карточка экс-чемпионки мира Ирины Слуцкой чем-то не понравилась охраннику, стоявшему при входе на каток, и он попытался решить проблему наиболее привычным, видимо, для себя способом - выдворить фигуристку из дворца силой.

Ситуация знакомая - с ней приходилось сталкиваться и прежде. Может, и на этот раз все ограничилось бы возмущением в кулуарах, если бы Слуцкая не подняла эту тему на пресс-конференции после своей победы.

- Я вовсе не требую, чтобы меня узнавали в лицо, - взволнованно объясняла она журналистам. - Но зачем же сразу за шкирку хватать? Это было сделано столь хамским образом, что я не выдержала, попросила позвать начальника. Но когда он появился, то обратился ко мне таким тоном, что я сразу поняла: все мои попытки достучаться до здравого смысла просто бесполезны.

Общее впечатление о соревнованиях всегда складывается из мелочей. Причем негативные мелочи держатся в памяти куда прочнее, чем положительные. До сих пор, например, помню, как во время чемпионата Европы по водным видам спорта, в свое время проводившегося в Стамбуле, автобус для участников, который в соответствии с расписанием должен был отправляться от гостиницы каждые полчаса, отбыл на восемь минут раньше срока. В результате добрая половина российской команды осталась в отеле, и пловцы едва успели на собственные финалы.

За год до того чемпионата мне довелось беседовать с одним немецким тренером, и я, зная, что сборная Германии грозит бойкотировать стамбульское первенство ввиду "неспокойной политической ситуации", спросила его: "Вы что, правда боитесь каких-то терактов?" - "Дело, конечно, не в них, - ответил мой собеседник. - Просто, сами знаете, есть страны, в которых хорошей организации не жди. Поэтому и ехать туда не хочется".

Принято считать, что в Москве умеют организовать соревнования чуть ли не лучше, чем в любом другом городе мира. Именно этот аргумент привычно используют наши спортивные чиновники, когда речь идет о том, чтобы заполучить к себе тот или иной крупный турнир.

На самом деле все не совсем так. Организация очень сильно зависит от конкретных людей, стоящих во главе дела. И потому турнир турниру рознь.

Скажем, суперпопулярный у нас в стране "Кубок Кремля" изначально отличался великолепной работой всех своих служб. Возможно, в какой-то степени это объяснялось неудержимой страстью к теннису первого президента России Бориса Ельцина и боязнью опростоволоситься именно перед ним, но, скорее всего, дело было в том, что организацией на первых порах занимались профессиональные западные менеджеры, установившие планку требований очень высоко.

Даже те, кто достаточно равнодушно относится к баскетболу, знают, что каждый матч ЦСКА - это праздник, что все службы во время этих матчей работают, как швейцарские часы, и что на трибунах яблоку негде упасть. О блестящем менеджменте БК ЦСКА восторженно отзываются и руководители НБА. В том, что все так здорово организовано, - заслуга генерального директора клуба Сергея Кущенко.

Достойной организацией всегда отличался и хоккейный Кубок "Балтики" - хочется надеяться, что традиция не будет нарушена и в этом году, когда турнир сменил название на Кубок РОСНО.

А вот чемпионат мира по современному пятиборью, который проходил в Москве летом прошлого года, хоть и был неплохо организован, ярким событием, увы, не стал. Ни достойной рекламы, ни, соответственно, зрителей. Обидно, ведь в Москву приехали многие звезды.

Не было зрителей и на фехтовальном чемпионате Европы-2002. Не думаю, что причина заключалась в невысокой популярности вида спорта, как такового. Скорее те же проблемы с рекламой, а значит - с менеджментом.

Теперь впереди - чемпионат мира по фигурному катанию. Такие турниры в России не проводились ни разу. Европейские первенства мы принимали у себя трижды - в 1970-м и 1990-м в Ленинграде и в 1965-м в столице. Что называется, быльем поросло.

Тем не менее опыт международных турниров у нас есть. Финал "Гран-при", который прошел в марте 2003-го в Петербурге, был проведен на более чем достойном уровне. Самые приятные впечатления остались у спортсменов: прекрасный дворец, до краев заполненный зрителями, потрясающе теплый прием, обилие игрушек и цветов, что летели на лед после выступлений.

За три месяца до финала "Гран-при" в Москве проходил этап чемпионской серии. Это были первые соревнования после многих и многих лет отсутствия фигурного катания в столице. Помню, как болельщики обрывали редакционные телефоны, пытаясь получить информацию по поводу билетов, тренировок. Чувствовалось, до какой степени московский зритель соскучился по фигурному катанию.

Соревнования проводились в Лужниках - на Малой спортивной арене, и не обошлось без сбоев: ясно, что не хватало опыта - слишком давно не было подобных турниров. Но уже сам факт того, что фигурное катание вернулось в Москву, искупал многое.

Год назад этап "Гран-при" был перенесен с Малой арены во Дворец спорта. "Это особый каток, намоленный, - рассказывала мне тогда Татьяна Тарасова. - Не перечислить, сколько великих фигуристов выступали на этом льду. У лужниковского дворца - совершенно особый дух. В нем нельзя выступать вполсилы - слишком большую ответственность накладывают на фигуристов его традиции".

И вот пришел черед "Кубка России"-2004. Его так ждали - ведь выступали звезды первой величины! Но... Самым сильным впечатлением первого дня стали для меня пустые трибуны дворца.

Как раз в тот день я разговаривала со знаменитым питерским тренером Игорем Москвиным. Он, как и Тарасова годом ранее, начал было рассуждать о том, что постоянно рассказывает своим нынешним воспитанникам о былых традициях Дворца спорта, что стены этой арены навсегда останутся для него священными и о великой чести для фигуристов выступать в Лужниках.

- Даже при пустых трибунах? - не удержалась я от вопроса. И тут тренер изменился в лице.

- А как они могут быть заполненными?! - воскликнул Москвин. - Я не видел абсолютно никакой рекламы, не знаю, была ли она вообще. Если то, что мне рассказывали о ценах на билеты, правда, и эти цены действительно вдвое выше тех, что существуют в Питере, я вообще отказываюсь понимать, на что рассчитывали организаторы.

Трибуны пустовали и в следующие дни. Дворец не удалось заполнить даже в воскресенье - во время показательных выступлений.

До их начала, кстати, я наткнулась в Интернете на любопытную дискуссию болельщиков фигурного катания. Она была посвящена советам, как пронести в Лужники любительский фотоаппарат, чтобы сохранить о турнире хоть какую-то память.

Из прочитанного следовало, что пронести камеру во дворец можно, если повезет попасть на невнимательного охранника. И сфотографировать можно - если успеешь вытащить эту камеру, нажмешь на кнопку - и тут же спрячешь контрабандный предмет обратно, пока рядом нет представителя службы безопасности.

Честно признаюсь, если бы сама оказалась в подобной ситуации, мое желание прийти на стадион сильно пошатнулось бы. Не исключаю, что многие потому и не пошли...

Тем же, кто пришел, оставалось думать о том, что, наверное, только Москва может позволить себе роскошь собрать на льду легендарного Дворца спорта звезд первой величины - и окружить их полупустой ареной.

Всему можно найти объяснение. Наш случай - не исключение. Так получилось, что одновременно с Кубком России в Москве проходило сразу несколько крупнейших турниров. Финал теннисного Кубка Федерации, финал Кубка мира по художественной гимнастике. Перенести какое-либо из этих соревнований на другие сроки было невозможно.

С другой стороны, все это было известно очень давно. Так не честнее было ли - прежде всего по отношению к спортсменам и болельщикам - отдать проведение этапа "Гран-при" по фигурному катанию тому же Питеру? Где трибуны никогда не бывают пустыми, где для фигуристов существует обособленное от любопытных место для разминки, а для общения спортсменов и тренеров с журналистами - микст-зона. Ни того ни другого, кстати, в Лужниках не было. И если об этом никто не позаботился за целый год, прошедший с прошлогоднего Кубка России, где гарантия, что позаботятся к чемпионату мира, до которого уже рукой подать?

Что, собственно, мы репетировали в Москве? Работу охранного предприятия? Крепкие там ребята, как выяснилось...

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ