Газета Спорт-Экспресс № 275 (3653) от 30 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

30 ноября 2004

30 ноября 2004 | Теннис

ТЕННИС

FED CUP

Лариса НЕЙЛАНД: "ЗВЕЗДЫ, СОБРАННЫЕ ВМЕСТЕ, ЕЩЕ НЕ КОМАНДА-ЗВЕЗДА"

- На пресс-конференции после финального матча капитан нашей сборной Шамиль Тарпищев сказал, что вся тренерская работа в ней лежит на вас. Что вам приходится делать конкретно? - поинтересовалась я у тренера команды - обладательницы Fed Cup-2004 Ларисы Нейланд.

- Делать приходится очень многое. Ведь это женская команда, в которой у каждой свои проблемы, свои тараканы в голове. Работать с женщинами сложно, но я верила в тех теннисисток, которых мы собрали. Все они заслужили право сыграть в этом финале и совершенно справедливо стали победительницами. Я даже не представляю, что на их месте мог быть кто-то иной, хотя у нас немало и других классных игроков, которых я уважаю. Но это моя команда, моя мечта, и я рада, что девочки меня не подвели.

- Насколько часто вам приходится видеться с игроками сборной, ездить с ними по турнирам?

- Я редко стала выбираться на соревнования, но мне очень хотелось побывать на заключительном турнире года в Лос-Анджелесе, и я отправилась туда. Хотела увидеть игроков сборной в деле, создать визуальную картину их действий на корте в преддверии финала Кубка федерации. А еще я старалась сохранить ту нашу команду, которая выступала на ранних стадиях розыгрыша, вернее, ее дух. Что бы ни случилось в Лос-Анджелесе, у нас впереди командное выступление, говорила я девочкам, будьте вместе. Мы почти каждый день ужинали всей компанией, болели друг за друга, никакого отчуждения ни у кого не возникало.

- Как, по-вашему, Елена Дементьева справедливо обижена тем, что ее не пригласили в команду?

- Понимаете, у нас очень много звезд с огромными личными амбициями. А в сборной ты должен подчинять себя общим интересам. Ехать туда, куда тебе, может быть, совсем не хочется ехать, из Японии в Аргентину, из холода в жару... И при этом каждый раз играть по максимуму. Я исхожу из того, что в команде должны быть люди, которые, несмотря ни на что, поедут туда, куда необходимо, на которых можно положиться. Повторяю: у нас много ярких индивидуальностей, которые показывают супертеннис, когда играют сами за себя, но командная игра - совсем иное дело. Я все это сама прошла. Мне кажется, тот вариант состава, который играл здесь, идеальный.

- Есть такое выражение team spirit - командный дух. Как он создавался в нашей команде?

- Я пыталась сделать выводы из нашего прошлогоднего выступления в Fed Cup. Почему все так произошло, почему мы, играя в финале опять-таки у себя дома, боролись, делали, казалось, все возможное для победы, но все-таки потерпели поражение?

- Так почему?

- На мой взгляд, нам не хватало организованности. У нас были сильные игроки, но это еще не была команда. И теперь я решила: перед финалом сборная будет жить в гостинице, чтобы девочки все время были вместе - на завтраке, обеде и ужине, в автобусе, возившем нас на тренировки. Мне кажется, это и создавало командный дух, еще более сплачивало игроков.

- В этом году нашу сборную заранее записали в победители. Не сказалось это на боевом настрое теннисисток, не расхолодило их?

- Девочки сами все понимали, им не надо было ничего объяснять. Да, мы знали, что намного сильнее Австрии, а вот француженки для нас в любом составе - соперник очень серьезный. Сражаться с ними, показывать свой теннис было тяжело. И теперь не важно, кто выиграл свои встречи, кто проиграл. Важно то, что в итоге победила команда. Каждая наша теннисистка сделала все, что было в ее силах.

- А вы сами ожидали, что финал будет таким трудным?

- После первого дня, когда мы проиграли одну одиночную встречу, я поняла, что нам придется очень тяжело. Если бы мы повели - 2:0, было бы другое настроение. А тут получилось так, что на каждого игрока легла очень большая ответственность, огромная просто. Не последнюю роль в этой ситуации сыграла психология.

- Когда счет стал 2:2, что было для вас самым главным?

- Правильно выбрать, кто будет бороться за решающее очко. Мы все вместе собрались и решили, что в паре сыграют Мыскина и Звонарева.

- На чем основывались, принимая такое решение? Ведь Вера только что похоронила бабушку, которая ее вырастила и с которой у нее были очень теплые отношения...

- Между прочим, когда два года назад Миша Южный сражался за решающее очко в финале Кубка Дэвиса, у него тоже было горе - скоропостижно скончался отец. Я сидела у себя в Юрмале, смотрела матч по телевизору и, даже когда Миша проигрывал, думала: Бог все видит. Он взял, он и отдаст. Только надо бороться... Первоначально было сообща решено, что в паре у нас выступят Кузнецова и Лиховцева. Но для себя я уже решила, что будут играть не они. Это я вам первой говорю. Два поражения Кузнецовой в одиночных встречах говорили сами за себя.

- Поскольку в будущем году Кубок Дэвиса и Кубок федерации будут проходить почти параллельно, Тарпищев предлагает вам занять капитанское место в женской команде...

- Я на 99 процентов уверена в том, что у меня не будет будущего года с командой. Моя команда - вот эта, которая только что выиграла финал. А с другими игроками мне в сборной делать нечего.

- Вы убеждены, что придут другие?

- Это станет ясно, когда начнется розыгрыш.

Елена РЕРИХ