Газета Спорт-Экспресс № 272 (3650) от 26 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

26 ноября 2004

26 ноября 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

НОУ-ХАУ

ХОЗЯЙКИ ФУТБОЛЬНЫХ ДОМОВ

ЖЕНЩИНЫ. Принято считать, что футбольный менеджмент - дело сугубо мужское. Автору этих строк довелось убедиться в том, что в наш эмансипированный век это не более чем заблуждение.

Вначале октября, когда определялись соперники "Зенита" в групповом турнире Кубка УЕФА, я по заданию редакции отправился в Ньон, в штаб-квартиру Европейского футбольного союза. И был немало удивлен, обнаружив, что от лица немецкой "Алемании" переговоры с делегатами питерского клуба вела энергичная дама. Похожую картину увидел и на совещании другой группы, куда попал хорошо знакомый россиянам "Базель". Причем если немка была, как я понял, всего лишь одним из представителей "Алемании", то швейцарский клуб представляло первое лицо. А уже позже, занявшись изучением "женского вопроса", выяснил, что и глава "Базеля" в сегодняшнем европейском футболе - не исключение.

БИЛЕТ ЗА ДВА КИЛО ПРОДУКТОВ

В рабочем квартале Мадрида Вальекас, где проживает около миллиона человек, большинство болеет не за "Реал" и не за "Атлетико", а за скромный "Райо Вальекано", который когда-то, правда, слыл грозой гигантов, но в последние годы сбавил обороты и покинул высший дивизион. Что для его почитателей не имеет ровным счетом никакого значения.

Владеет "Райо Вальекано" Тереса Риверо, одна из первых в мире женщин, занявшаяся сугубо "мужской" футбольной работой. Интересы ее простираются не только на футбол, но и на многие виды бизнеса, а также благотворительную деятельность. Последняя связана и с футболом. Например, билет на матч "Райо Вальекано" не обязательно покупать за деньги. Можно сдать в приемный пункт два килограмма любых продуктов, получить талон, а затем обменять его на билет. Собранные таким путем продукты распределяются среди нуждающихся.

Сотни семей из Вальекаса зарабатывают на жизнь, работая на фабрике, где выпускаются футболки, шарфы, часы и другие товары с клубной символикой. Занимается "Райо Вальекано" и борьбой с одной из главных проблем бедных кварталов - наркоманией. От тлетворного влияния улицы, по самым скромным подсчетам, уже удалось отвадить 800 подростков. На деньги доны Тересы многие из них решили свои жилищные проблемы, в планах хозяйки клуба - создание социального центра, который будет помогать трудоустройству жителей Вальекаса.

- Мы стараемся помочь людям выжить в трудных условиях, показать им, что даже при помощи скромных средств можно добиваться успеха, - говорит президент "Райо Вальекано". И в доказательство приводит пример 1999 года, когда ее команда, еще выступавшая в высшем дивизионе, несколько недель продержалась в лидерах, хотя ее бюджет был в десять раз меньше, чем у мадридского "Реала".

Бывший игрок "Штутгарта" немец Герхард Пошнер, игравший тогда за "Райо Вальекано", вспоминает: "Часто мы мылись холодной водой, тренировались на чужих полях, так как собственной базы не имели, а на выездах из экономии спали в гостиницах на раскладушках. Зато атмосфера в команде царила потрясающая. В ней все были друзьями".

По-спартански клуб живет и теперь. О дорогих трансферах не может быть и речи. Покупаются только игроки, цена которых смехотворно мала, а кое-кто достается и бесплатно. Нет чинопочитания, все делается сообща, как на семейном предприятии. Денежные премии игрокам давно отменены, вместо этого дона Тереса устраивает в честь наиболее отличившихся футболистов праздничные ужины. И профессионалы, как ни странно, не ропщут. Большинство из них обеспечили себе благосостояние, выступая в других клубах, а в рабочем квартале Мадрида доживают футбольный век, играя в свое удовольствие. "Дона Тереса очень простая, чуткая, искренняя женщина, - говорят они о своем боссе. - Она нам как вторая мать, и мы, понятно, делаем все, чтобы ее не огорчать".

Как оказалась во главе команды Тереса Риверо? Ей 73 года, и она замужем за некогда одним из самых богатых предпринимателей Испании, в собственности которого в свое время находилось 700 фирм. В 1983 году государство обвинило его в финансовых махинациях и большую часть имущества конфисковало. Из руин империю мужа подняла дона Тереса, попутно вместе с ним вырастив 13 детей и 33 внука.

Сегодня у Тересы Риверо порядка 300 предприятий, но образ жизни она сохранила очень простой. Сама убирает дом площадью полторы тысячи квадратных метров, стирает, гладит, готовит. Первой и пока единственной в Испании женщиной-президентом профессионального клуба она стала в 1999 году. Муж купил "Райо Вальекано" еще в 91-м. А когда клуб оказался на грани банкротства, переписал его, чтобы уйти от налогов, на имя жены. Тогда дона Тереса в футболе не разбиралась вовсе. Сейчас она знает о нем все. Как только заканчивается матч, нередко бежит в раздевалку - поблагодарить игроков и сказать им, что сегодня они были великолепны. Правда, поговаривают, что во время игры она все чаще засыпает в своем кресле. Что поделаешь, возраст...

ФУТБОЛ И ПЛЮШЕВЫЕ МИШКИ

Главный акционер "Базеля" значительно моложе испанской коллеги, а потому на матчах она не то что не спит, а ведет себя, как заправский фанат, и порой даже начинает поносить судей. Как и Тереса Ривера, Гиги Оэри не стесняется заходить в раздевалку "Базеля" и отмечать вместе с игроками победы. Сам видел документальные кадры, где ее, облаченную в купальный костюм клубных цветов, по традиции бросают в бассейн с игроками. "В душе она с нами не моется, - говорят о ней в "Базеле", - зато остальные мужские занятия освоила". Действительно, Гиги играла в футбол, занималась бобслеем и прыгала с парашютом.

Формально она второй человек в "Базеле". Могла бы без проблем занять и высший пост, но ей это просто не нужно. "Мадам "Базель", как ее называют в Швейцарии, - хозяйка клуба, и ей этого достаточно. Даже на вице-президентство она согласилась только потому, что не было другого выхода. Бывший президент отправился спасать германский "Кайзерслаутерн", его место автоматически занял вице-президент, и кому-то надо было закрыть образовавшуюся вакансию.

Обладательница немецкого и швейцарского паспортов умеет очаровывать мужчин. Недавно в перерыве матча Кубка УЕФА "Шальке" - "Базель", который складывался не в пользу швейцарцев, ведущий передачи немецкого телевидения заявил ей: "Знаете, хотя я и немец, но, будучи вашим поклонником, желаю вам увезти из Гельзенкирхена хотя бы очко". И пожелание сбылось. Под конец встречи "Базель", как по заказу, сравнял счет - 1:1. Кстати, после этого его темпераментная владелица без лишних церемоний бросилась в объятия менеджера "Шальке" Руди Ассауэра, опешившего от таких нежностей оппонентки.

У Гиги Оэри также имеется богатый супруг. Состояние семьи, обладающей химическим концерном и выпускающим препараты против гепатитов и рака, оценивается в 10 миллиардов швейцарских франков. "Дела у нас идут хорошо, а меценатство у нашей семьи, можно сказать, в крови, - уверяет Гиги. - И когда я поняла, что все области уже охвачены, кроме спорта, решила вложить деньги в футбол. И страшно увлеклась". Не меньше, чем коллекционированием плюшевых медведей - их в ее музее 2000 штук. Сегодня, по словам хозяйки "Базеля", она могла бы позволить себе не менее дорогие покупки, чем Роман Абрамович, но не делает этого, так как просто ей это не нужно.

"Базель - очень футбольный город, здесь люди так энергично болеют за любимую команду, что, хочешь не хочешь, последуешь их примеру", - говорит Оэри. Кстати, ее пример увлек многих горожанок: теперь на домашних матчах команды их на 30 процентов больше, чем прежде. А по продаже годовых абонементов "Базель" обогнал даже "Баварию". Но главной заслугой босса в юбке считают то, что ей удалось уговорить остаться в команде главного тренера Кристиана Гросса, которому сулили золотые горы в "Шальке". "Конечно, речь шла о деньгах, но не только в них дело. Мне удалось убедить лучшего в Швейцарии специалиста, что в "Базеле" его ждут большие перспективы". Вторым своим достижением она называет привлечение в качестве главного спонсора "Базеля" парфюмерного концерна, причем конкурирующего с предприятиями ее семьи.

ХОТИТЕ ВЫИГРЫВАТЬ - ДОВЕРЯЙТЕ ЖЕНЩИНАМ

Недавно, общаясь с журналистами, среди которых был и корреспондент "СЭ", свои цели в футболе Оэри сформулировала так:

- Мы должны стать постоянными участниками Лиги чемпионов, а также выиграть Кубок УЕФА.

- Не ощущаете ли вы ревность "сильного пола"?

- Скорее не ревность, а удивление. В представлении моих соотечественников, женщины вести футбольные дела не способны. А тут появилась я и разрушила их стереотипы.

- Но, признайтесь, вам приходится туго в столь суровом бизнесе, как футбол?

- Не то слово! Особенно трудно было на первых порах. Увы, ощущала, что мужчины, работающие рядом со мной, косо смотрят на мои инициативы. Теперь все изменилось: они убедились, что под моим началом - полный порядок.

- Что бы вы могли посоветовать мужчинам, которым не удается наладить дела в своих командах?

- Больше доверять женщинам! (Смеется.) А если серьезно, то мне просто повезло. Думаю, возьми я под свою опеку другой клуб, мне было бы значительно сложнее добиться успеха. В "Базеле" имелось все, чтобы я не ударила лицом в грязь.

В заключение мы устроили собеседнице своего рода мини-экзамен на знание футбола. И она с честью выдержала испытание - из пяти каверзных вопросов не ответила только на один.

Борис ТОСУНЯН

Ньон - Вена