Газета Спорт-Экспресс № 237 (3615) от 15 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

15 октября 2004

15 октября 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Игорь ЛАРИОНОВ: "БЕРУ ГОД НА РАЗМЫШЛЕНИЕ"

Нападающий "Нью-Джерси" Игорь Ларионов до недавнего времени был известен болельщикам как великий центрфорвард, глава самой поющей в НХЛ семьи и собиратель редких сортов вин. Но в последние дни ему пришлось выступить в роли нештатного представителя своей первой в карьере команды - "Химика", а также гида по российской хоккейной провинции.

Дело в том, что Ларионов порекомендовал двукратному обладателю Кубка Стэнли Скотту Гомесу во время локаута поиграть в России. И не просто порекомендовал, но и привез американского нападающего к себе на родину. А заодно и тренера "Детройта" Бэрри Смита. Но поскольку "Химик" отправился на выездную серию матчей по маршруту Казань - Нижнекамск, пришлось Ларионову везти гостей в российскую глубинку.

Американцы, казалось, находились на седьмом небе от устроенной им в Казани встречи. Чего не скажешь об их гиде. "Химик" уступил - может, поэтому настроение у Ларионова после окончания матча было не лучшим.

- Какие впечатления остались от казанского визита с хоккейной точки зрения?

- Начну с того, что сегодня я побывал на первой для меня игре российского чемпионата за последние 15 лет. Я приезжал на родину практически каждый год - но это всегда происходило летом, в период хоккейных отпусков. И вот только теперь сумел посмотреть, что называется, воочию. Впечатления двоякие.

Не исключено, что я продолжаю мыслить отжившими понятиями, но, на мой взгляд, игровая разница между потенциальным лидером и дебютантом любого чемпионата не должна быть столь разительной. "Химик" уступил - 0:4, однако разница в счете могла оказаться куда большей, если бы не голкипер воскресенцев Скудра. Очень много "Химик" потерял, очень большой путь ему пришлось, по сути, заново проделать в последние годы - но это только начало пути...

- До 13 декабря осталось не так уж много времени. Состоится ваш прощальный матч, а потом наступит 14 декабря. И что дальше?

- А дальше придет Рождество - самый добрый и самый семейный из всех праздников. Причем мы, русские, немало пожившие за границей, отметим его целых два раза - до Нового года и после. Считайте, будет продолжение хорошего праздника.

Нет, подоплеку вашего вопроса я прекрасно понял. Специально и взял себе год, если хотите, на размышление - этому в какой-то мере поспособствовал и локаут в НХЛ. Наверное, ответить на него даже самому себе я смогу лишь после того, как сам для себя поставлю точку в карьере игрока. За одним решением последует другое. А пока считаю себя действующим хоккеистом, и потому ближайшим главным событием в своей жизни - событием, которому сейчас посвящаю почти все рабочее и свободное время, - вижу игру 13 декабря на Малой спортивной арене Лужников.

- У вас есть желание продолжить спортивную карьеру в другой роли? Например, тренера или чиновника? Наш министр спорта Вячеслав Фетисов уже намекает, что ему нужна ваша помощь. И вообще - по какую сторону океана собираетесь жить и работать после отставки?

- Я даже на вопрос о будущем местожительстве ответить не готов. Да и вопрос дальнейшего трудоустройства является нелегким для любого действующего спортсмена. Есть много путей и трудный выбор. Например, мне очень нравится выходить на лед вместе с сыном и его сверстниками - учить их тому, чему в свое время научили меня. Но это не означает, что я вижу для себя лишь тренерскую стезю. Да и в услугах и опыте нашего поколения, судя по всему, в России, за редким исключением, не очень-то нуждаются - даже несмотря на результаты последнего десятилетия.

- Что, на ваш взгляд, происходит с нашим хоккеем и как долго это будет продолжаться?

- На мой взгляд, самая главная беда российского хоккея - изменение шкалы ценностей, смена приоритетов. Если все мы дружно оцениваем игру нашей сборной на Кубке мира как удовлетворительную - а это ведь место с пятого по восьмое, - то что нам следует ждать от представителей следующего поколения, для которых Кубок мира был первым, максимум вторым соревнованием подобного уровня?

Да, они старались, выложились полностью - но разве от этого болельщикам всей страны легче? А молодые ребята постепенно начинают привыкать к такому отношению. Да что там привыкать, они от него, по сути, и не отвыкали. Мы привыкли к посредственным результатам и такая привычка - страшная вещь.

- А если к этому добавить еще и сложившуюся систему, при которой за результаты сборной никто, кроме тренера, не несет ответственности...

- Вот мы с вами вместе и ответили на вопрос о причинах нынешнего состояния нашего хоккея. Но даже сложившуюся систему нельзя разрушать одним махом. Это самое легкое, но отнюдь не самое правильное решение. Потому что легче всего что-то разрушить - сколько раз в нашей истории мы это проходили?! А потом были попытки создания на руинах - и часто ли новое, созданное в таких условиях, превосходило старое?

Менять сложившуюся систему, конечно, необходимо. Но система эта включает в себя не только руководство, привычно критикуемое на всех уровнях. Например, за один день пребывания в Татарии я увидел, какое внимание уделяется по крайней мере в столице республики спорту в целом и хоккею в частности. Большие ледовые дворцы развитию хоккея, без сомнения, способствуют. Но куда больше этому помогают небольшие крытые ледовые площадки.

С каждым годом общий климат на планете с хоккейной точки зрения все более ухудшается, его глобальное потепление практически ставит крест на открытых "коробках", в которых, по сути, воспитывалось и наше, и более старшие поколения. Без большого количества закрытых ледовых площадок, без такого рода революции снизу мы не поднимем наш хоккей. Можно сменить любое руководство и этим в какой-то мере подправить ситуацию, но хоккейная стратегия определяется развитием детско-юношеского спорта.

Как считают многие, из-за неудовлетворительной организации наверху мы уже второе десятилетие подряд проигрываем все, что только можно. Я не стану оспаривать эти очевидные вещи. Но добавлю, что при отсутствии должного уровня детского хоккея мы никогда не сможем победить в будущем. Очень рад, что в Татарии мыслят точно так же и вкладывают немалые средства в развитие своего хоккейного будущего.

Не возьмусь загадывать, удастся ли одному из местных клубов стать чемпионом России в нынешнем сезоне, но будущие чемпионы - и не только страны - здесь станут вырастать наверняка. Больше всего мне бы хотелось, чтобы эти приоритеты понимали не только в регионах, но и в федерации, чтобы работали они не сами по себе, а вместе, помогая друг другу.

- Вы пригласили Скотта Гомеса попробовать свои силы в российской суперлиге. А будут ли у него последователи из числа столь же авторитетных канадских и американских хоккеистов? Например, из тех, кто приедет на ваш прощальный матч?

- Не возьмусь исключать подобную возможность, но и не рекомендую сильно на это рассчитывать. Прежде всего потому, что под определение "авторитетный" чаще всего подходит игрок уже опытный, отнюдь не в юниорском возрасте. Почти у всех есть семьи, дети, которые ходят в школы. Это у нас в былые времена спортсмен мог жениться в любом возрасте, но становился по-настоящему семейным человеком только после завершения карьеры. А до этого его домом была база, его семьей - команда.

В американском же обществе давно уже создан и прекрасно действует культ семьи. И оторвать его от этого семейного древа - все равно что оторвать лист от дерева - долго не проживет. А к этому можно добавить всевозможные бытовые неудобства, которые мы начинаем считать неудобствами, только прожив на Западе несколько лет.

Нет, полагаю, при любом сроке локаута энхаэловского звездопада в суперлигу ожидать не следует. Да и нужен ли он в конце концов нашему хоккею? Нынешнего приезда собственных высококлассных мастеров, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы придать ему и игровой, и зрительский импульс. Тем более что совсем скоро в полку "возвращенцев" наверняка прибудет.

- Вы первым публично признали возможность приглашения в сборную иностранного тренера, причем придали этому вполне конкретное звучание, назвав кандидатуру Ларри Робинсона. Тогда это вызвало в основном непонимание и где-то даже шок. А теперь все больше болельщиков приходит к мысли о необходимости такой тренерской революции в главном штабе нашего хоккея.

- А я не понимал и не понимаю, почему это могло вызвать подобную реакцию. Поскольку данное решение, можно сказать, напрашивалось само. Прежде всего я исходил из того, что Кубок мира для нашей сборной, в отличие от других европейских, изначально был целиком и полностью заокеанским соревнованием. По энхаэловским правилам и на энхаэловских площадках. И на тот - долокаутный - момент, безусловно, подразумевалось, что в нем примут участие российские хоккеисты, выступающие в НХЛ. Так для какого тренера они были больше на виду - даже без фамилий - у любого российского или любого заокеанского?

Сборную, тем более на соревнование подобного уровня, нельзя формировать по принципу: всех подмести - а там разберемся. На каждую позицию, под каждую тактическую модель должны приглашаться наиболее подходящие исполнители.

А Ларри Робинсон - чрезвычайно талантливый специалист, показавший свою дееспособность. Он выигрывал турниры всех уровней, будучи действующим хоккеистом, не менее результативной оказалась и его тренерская карьера. Он профессионал, многократно доказывавший это, и, на мой взгляд, являлся наиболее подходящей кандидатурой на пост главного тренера нашей сборной на Кубок мира.

Другое дело, что сегодня в связи с наступившим локаутом ситуация изменилась. Теперь уже многие кандидаты в национальную команду, в том числе и постоянно игравшие в НХЛ, находятся на виду наших, российских тренеров. И это означает, что в нынешних условиях при подготовке к чемпионату мира кандидатура российского специалиста, на мой взгляд, более предпочтительна. Он - ближе.

- Возможно ли в нынешних условиях ваше возвращение в сборную? В любом статусе - игрока, тренера, менеджера. Или истории, предваряющей Кубок мира, вам хватило с лихвой?

- А какова сейчас у нас ситуация со сборной? На Кубке мира она сыграла в четвертьфинале - и это считается нормальным. Слегка подкачала на последнем чемпионате мира, не выйдя даже в эту стадию, зато выходила в прошлом и, возможно, выйдет в будущем. Значит, в национальной команде все нормально, все спокойно. А если спокойно - зачем я в ней нужен, не так ли?

Максим ЛЕБЕДЕВ

Казань - Москва