Газета Спорт-Экспресс № 231 (3609) от 8 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

9 октября 2004

9 октября 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Виктор КАПЛАЦКИЙ

Родился 1 августа 1951 года в Москве. Защитник. Мастер спорта. Выступал за команды "Локомотив" Москва (1968 - 1972), "Искра" Смоленск (1973 - 1974), "Динамо" Москва (с января по июнь 1975), "Даугава" Рига (с июня по декабрь 1975), "Шинник" Ярославль (1976 - 1880), ГСВГ Потсдам Германия (1981 - 1986). Тренировал женские команды "Серп и Молот" Москва, "Спартак" Москва, "Турбина" Потсдам.

- Живу в Германии, недалеко от Потсдама. Тренирую местную женскую команду, работаю с детьми. Кроме того, играю сразу за четыре команды ветеранов: две из них для тех, кому за 40, еще две - кому за 50. Так что нахожусь в неплохой физической форме.

- Это было заметно и по вашей игре на ветеранском турнире "Негаснущие звезды", где вы вместе с бывшими партнерами по "Локомотиву" победили в очередном туре. Причем играли не на привычной позиции защитника, а в нападении.

- Напротив, как раз роль форварда для меня сейчас основная. В Германии почти всегда действую в качестве свободного художника: то назад отойду, то на острие выдвинусь... Возможно, когда только начинал карьеру, тренеры немного ошиблись и доверили мне не те обязанности. Все-таки, несмотря на то, что с детства играл сзади, техника у меня была неплохая, и я мог бы не без успеха исполнять роль нападающего. Но вышло так, что голы начал забивать, лишь перейдя в ветераны. Интересно получается: как правило, на закате карьеры форварды постепенно отходят назад, подчас становясь центральными защитниками. У меня же все пошло в обратном направлении.

- По-прежнему считаете себя железнодорожником?

- А как иначе? Я ведь и школу "Локомотива" закончил, и всю жизнь за него переживал. Не представляете, как рад нынешним успехам клуба. Очень хотел бы помочь родной команде в качестве детского тренера, только вот места все заняты. А ведь у меня есть опыт работы с детьми за границей, чем не могут похвастаться другие специалисты. Но я надежды не теряю.

- Вы ведь именно в составе "Локомотива" получили звание мастера спорта?

- В начале 70-х выиграли Кубок железнодорожников. Вот вы улыбаетесь, а зря: соревнование было весьма серьезное. Звание мастера ведь просто так не давали, верно? По сути, это и есть мое самое большое достижение за карьеру игрока.

- А как удалось в 81-м отправиться играть в Германию?

- До этого пять лет выступал за "Шинник". Приходилось разрываться между Ярославлем и Москвой, где оставалась семья. Поэтому, когда мне предложили отправиться за границу вместе с женой и дочкой, долго не раздумывал. Так и начался мой роман с Германией, продолжающийся до сих пор. А поначалу нелегко было. Нам платили всего 400 восточных марок - это примерно 130 западных. Их хватало только на самое основное. За профессиональные клубы нам выступать запрещалось, поэтому почти все футболисты поигрывали за любителей. Там нам немного помогали. Вообще же команда Группы советских войск в Германии (ГСВГ) была достаточно сильной. Например, берлинское "Динамо", чемпиона ГДР, в товарищеских матчах мы обыгрывали регулярно. В целом за счет пятилетнего немецкого вояжа мне удалось продлить свою карьеру. В Союзе, думаю, я бы смог отбегать еще максимум два-три года.

- Вернувшись в Москву, вы через какое-то время стали работать с женскими командами...

- Знакомый пообещал устроить детским тренером в школе при заводе "Серп и Молот". Только свободных вакансий и тогда не было, поэтому он попросил немного подождать. Числился инструктором по физкультуре, то есть фактически бездельничал. А потом один из начальников побывал в командировке в Венгрии, где впервые в жизни увидел женский футбол. И загорелся идеей создать команду. Вот меня и бросили это дело поднимать. Оказалось, что работа с противоположным полом мало чем отличается от работы с детьми. И те и другие требуют особого подхода. За семь лет многое удалось, после чего меня вновь позвали в Германию. В результате в составе немецкой сборной, которая недавно стала чемпионом мира, выступали пятеро моих воспитанниц.

Сергей ДЕРЯБКИН