Газета Спорт-Экспресс № 228 (3606) от 5 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

5 октября 2004

5 октября 2004 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

10 лет назад во время первого локаута Гэри Бэттмен мог позволить себе быть оптимистом и, подобно одному из героев "12 стульев", мурлыкать: "Ах, хоккей! Ах, как мило!" Сегодня - во время локаута-2004 - глава лиги пытается играть ту же роль.

Гэри БЭТТМЕН В РОЛИ Авессалома ИЗНУРЕНКОВА

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

Капитан "Нью-Йорк Айлендерс" Майкл Пека любит читать книги. Это естественно: он же очкарик.

Форвард "Лос-Анджелеса" и герой ЧМ-2003 Энсон Картер любит слушать музыку. И это естественно: он же негр.

Ну а Люку Робитайлу подавай хорошее кино. Тут тоже нечего удивляться, ибо Счастливчик Люк сам снялся в двух художественных фильмах.

Так, во всяком случае, решила телекомпания ESPN, проведшая на прошлой неделе опрос отдыхающих мастеров конька и клюшки, целью которого было, надо думать, подсказать подходящее времяпрепровождение хоккейным болельщикам. Что ж, теперь мы знаем, что Пека открывает Библию в промежутках между романами Стивена Кинга, соседи Картера наверняка уже очумели от его излюбленного рэпа, а вкусы Люка-зрителя (предпочитающего работы Тарантино и Бениньи) сильно отличаются от резюме Люка-актера (где фигурирует Жан-Клод ван Дамм).

"АХ, ХОККЕЙ! АХ, КАК МИЛО!"

Ну а пока хоккеисты читают, слушают и смотрят, их бесстрашный комиссар Гэри Бэттмен пишет. Недавно Гэри разразился письмом к обладателям сезонных абонементов, в котором просил их запастись терпением. "Я сделаю все, чтобы установить экономическую систему, - пишет участливый Гэри, - при которой вы могли бы смотреть хоккей мирового уровня по приемлемым ценам".

Уж и не знаю, что почувствует человек, потративший 2-3 тысячи долларов на несуществующий хоккей, но вполне возможно, что он догадается прочесть между строк. А говорит Гэри, по существу, что деньги за билеты ему придется, скорее всего, вернуть, так как сезона не будет. Зато уж потом и хоккей вернется, и билеты подешевеют, его, Гэри, стараниями. Вот уж не знаю...

Прекрасно помню, что происходило здесь, в Северной Америке, во время локаута 10-летней давности, когда НХЛ потратила половину сезона на заключение договора, который, как выяснилось, совсем ее не устраивает. Тогда, конечно, все было не так.

То есть на поверхности все в точности, как сейчас: Бэттмен и Гуденау делали страшные лица, били себя кулаками в грудь и говорили о последних рубежах и войне до победного конца. Однако вверенная Гэри организация под названием НХЛ переживала тогда совсем другие времена. Лига стремительно расширялась, причем в самые что ни на есть экзотические места: Майами, Анахайм, Сан-Хосе. Ходили слухи о переезде "Нью-Джерси Дэвилз" в Нэшвилл (не подтвердившиеся), "Квебек Нордикс" - в Денвер (что и произошло год спустя), а "Эдмонтон Ойлерз" - в Хьюстон (пронесло!).

Контракты игроков 10 лет назад еще не достигли стратосферы. НХЛ не без оснований надеялась стать последним криком американской моды, а Бэттмен бегал по офису телекомпании "Фокс", хлопал себя руками по бедрам и мурлыкал на манер одного из героев "12 стульев" Авессалома Изнуренкова: "Ах, хоккей! Ах, как мило! Только давайте мы на экранах покрасим шайбу в голубой цвет, а то американский зритель ее все время теряет из виду!"

ОШИБКА КОМИССАРА

Где уж тут было устоять? Тогда казалось, что с игроками можно идти на любые компромиссы и все равно оказаться в "плюсе". И комиссар, держа в уме телевизионные миллионы, прогнулся, подписал наспех состряпанный коллективный договор, дал возможность хоккеистам заламывать неестественные цены, а безответственным владельцам радостно по ним платить. Тогда никто не мог предположить, что роман с телевидением будет скоротечным, новые рынки - скудными, бедные клубы станут нищими, а богатые впадут в декаданс.

Не предвидел Гэри (хотя должен был) и контрактной войны "Каролины" с "Детройтом" за услуги Сергея Федорова (напомним, что "Каролина" попыталась украсть нашего легионера из детройтской - пусть и ограниченной - собственности), и сумасшедших бонусов "в обход" контракта для не сыгравшего еще ни одного матча в НХЛ Джо Торнтона, и золотого дождя, высыпанного "Рейнджерс" на Бобби Холика: результатов его недальновидности.

Зато теперь у Бэттмена уже нет выхода. Простыл след сладколиких телевизионщиков, никто не ждет шайбу ни в Техасе, ни в Оклахоме, и разговоры уже идут не о расширении, а о сокращении лиги. А на разговоры в стиле "ох, хоккей, ах, хоккей!" никто в Северной Америке серьезного внимания уже не обращает.

Теперь хочешь не хочешь, а придется стоять насмерть. И писать письма. Пока есть деньги на гербовую бумагу.