Газета Спорт-Экспресс № 225 (3603) от 1 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

2 октября 2004

2 октября 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 12-й тур

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ с Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Владимир ВУЙТЕК: "НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ, ЧТО НИКОГДА НЕ ВЕРНУСЬ В РОССИЮ"

Сегодня он еще в Казани. Скорее всего, сегодня у Владимира Вуйтека будет последний день пребывания в России. Билеты на завтрашний рейс Москва - Прага уже ждут, всевозможные дела по месту работы и прописки спешно сворачиваются. Пан Вуйтек уезжает. А вместе с ним уезжает - нет, не эпоха, это было бы слишком громко сказано. Просто уезжает чешский первопроходец в нашем хоккее. Чей первый блин вопреки всему не оказался комом. И второй тоже. Третий у него явно не получился, а четвертый испечь не дали.

Но виноват ли он в этом?

- До недавнего времени никто так и не знал подлинной истории вашего перехода из "Локомотива" в "Ак Барс". Все считали, что действующий на тот момент чемпион был крайне заинтересован в продолжении совместной работы, но казанский клуб сделал предложение, от которого невозможно отказаться. И лишь совсем недавно болельщики стали узнавать, как это было - да и то по различным оговоркам. Получается, никто вас в столицу Татарии не переманивал?

- Нет, слово "переманивал" к данной ситуации совершенно не подходит. Тогда, весной 2003 года, через несколько дней после того как мы привезли из Череповца чемпионский кубок, у меня состоялась беседа с президентом "Локомотива" Юрием Яковлевым. На которой мне и сказали, с максимальным уважением и выразив сердечную благодарность за два года совместной работы, что штурмовать чемпионскую высоту в третий раз уже вряд ли получится, и клубу надо переходить на новые методы работы. И делать это с новым тренером. Потому контракт со мной продлевать не станут - хотя сам я в принципе готов был и дальше работать с "Локомотивом".

Знаете, любому хоккеисту для хорошей карьеры крайне важно хотя бы раз в жизни найти свою команду. Где бы он чувствовал себя как дома, про которую всегда, сколько потом ни пройдет лет и ни сменится клубов, мог сказать: "Моя". Признаюсь вам, что и для тренера это очень важно. Моей командой стал "Локомотив" - а разве от добра добра ищут?

За два дня до беседы с Яковлевым ко мне обращались руководители "Ак Барса", но тогда я заметил, что не могу ответить положительно, поскольку надеюсь продолжить работу в Ярославле. А после разговора с президентом "Локомотива", когда стало ясно, что в моих услугах больше не нуждаются, я принял предложение казанского клуба.

- Задача завоевать золотые медали к 1000-летию столицы Татарии тогда прозвучала?

- Слово "прозвучала" здесь тоже не подходит. Об этом постоянно говорили не только мне, но и каждому приглашаемому в Казань игроку. Правильнее будет выразиться так: иного пути развития "Ак Барса" и не видели.

- Тогда, в год вашего прихода, селекция в клубе получилась немного сумасшедшей. Ваш предшественник успел разогнать половину состава, многие хоккеисты к тому времени заключили контракты с другими командами, и вам пришлось немало потрудиться, чтобы кого-то вернуть, а кого-то найти. Но год спустя уже ни для кого не было секретом, что казанцы нацелены на чемпионство, что под эту задачу выделены фантастические средства, делающие "Ак Барс" самым богатым клубом суперлиги.

- Не считаю себя большим специалистом в финансовых вопросах да и никогда не лез туда, где не разбираюсь. Могу лишь сказать, что даже в нынешнее межсезонье мы так и не смогли заполучить двух-трех очень хороших игроков. Не смогли потому, что в других клубах им сделали более выгодные предложения. Вот и судите сами, насколько велики у "Ак Барса" возможности.

- Но ни одно дело не бывает без шероховатостей, и вряд ли в нашем хоккее хоть один клуб может похвастать, что заполучил летом всех, на кого положил глаз. По итогам межсезонья "Ак Барс" выглядел не просто мощно - он уже смотрелся чемпионом. А во время первых матчей показалось, что в команде некому таскать рояль, что в Казани собрались одни виртуозы. А разве кому-либо удавалось что-то сделать без подмастерьев?

- Так ведь подмастерье тоже может быть хорошим профессионалом и заслуженным работником в своей профессии, не правда ли? И такие в команде есть. Другое дело, что приходили игроки в разное время и в разной степени готовности. Позже других начал подготовку к сезону Морозов, который стал работать вместе с командой лишь с 10 августа, еще позже приехали Ковальчук, Архипов, Быков. В этом нет ничего страшного - просто необходимо время на то, чтобы всех ребят, если можно так выразиться, привести к общему, командному знаменателю. Никто и никогда в подобных условиях не смог заиграть сразу. Я пытался это объяснить, но результат следовало давать сразу...

- Очевидно, руководство "Ак Барса" держало в памяти ваши ярославские успехи. А с "Локомотивом" вы два раза начинали чемпионат с прочного захвата первого места.

- Это сейчас всем так кажется. Иногда даже и мне самому. А на самом деле в нашем первом сезоне в это же самое время мы шли где-то в середине турнирной таблицы. И год спустя тоже лишь начинали движение наверх. Очень трудно, практически невозможно пройти столь суровый и длинный чемпионат на одном дыхании. Надо постепенно прибавлять, выходя на пик формы где-то ближе к концу регулярного первенства. Я всегда так думал и стремился работать именно с таким прицелом.

- Сразу же после отставки вы сказали, что невозможно работать под подобным давлением. А разве ожидали другого? Разве иное могло быть?

- Признаться, полагал, что у команды есть куда больший запас времени. Ведь все понимали, что главные надежды появлялись уже по ходу межсезонья и даже по ходу сезона, что нужно время для их вхождения в команду в частности и в российский хоккей в целом. И если бы давление оказывалось только на меня - я бы это как-нибудь выдержал, перетерпел. Но вся беда в том, что под прессом оказалась вся команда - от лидеров до масочников.

"Вы должны... Вы обязаны... Вы не имеете права проиграть..." - подобная обработка, на мой взгляд, ничего хорошего принести не может. Хоккей - это ведь не только мастерство и физические силы, это в большой степени и психология. Команда нервничающая, постоянно накачиваемая, команда, каждый раз выходящая на лед без права на ошибку и поражение, никогда не завоюет золотые медали. Какие бы звезды в ней не собирались.

Примеров таких - великое множество. Самый свежий из них - прошлогоднее чемпионство "Авангарда". Омский клуб три года подряд обязан был становиться первым, а стал лишь тогда, когда на него махнули рукой и дали возможность спокойно заниматься своим делом. Нет, я ошибаюсь, есть пример и посвежее - "Северсталь". Вот что значит работать спокойно...

- Значит, Казани к своему 1000-летию хоккейного чемпионства не видать?

- Почему же? Состав у команды вполне способен завоевать золотые медали. Требуется только время - и на сегодняшний день его нужно не так уж и много. А еще надо вернуть команде психологическую устойчивость. Если это время появится у моего преемника, если обстановка изменится в лучшую сторону - "Ак Барс" не просто может стать чемпионом, он станет им обязательно.

- А от кого в первую очередь исходило подобное психологическое давление?

- Думаю, мне не стоит об этом говорить. Надеюсь, те должностные лица, которые должны и могут создать в команде должную обстановку, прочитают это интервью и сделают выводы. Многого ведь "Ак Барсу" не надо. А если я стану называть фамилии - это может показаться сведением счетов.

- Но ведь подобная обстановка случилась в команде не вдруг, все началось еще в межсезонье. И тучи над вами сгущались не один день. А совсем недавно, насколько известно, вам было сделано предложение возглавить сборную Чехии.

- Напрямую - нет. Ходили разговоры о том, что лучшие тренерские кадры Чехии на данный момент связаны клубными контрактами, а совмещать работу в клубе и сборной, по мнению нашей федерации, недопустимо. В качестве примеров приводились имена Марека Сикоры и мое. Но еще неделю назад федерация приняла решение о кандидатурах тренеров - настоящего и будущих. Так что речи о моей работе с чешской сборной теперь быть не может.

- Зато, похоже, освобождается место в другой сборной. На посту главного тренера "Ак Барса" вас меняет Зинэтула Билялетдинов, а российская национальная команда вновь оказывается безотцовщиной. Пан Владимир, а если другая федерация предложит?

- Россия - такая страна, где иностранный специалист не вправе быть главным тренером главной команды по определению. Он просто не сможет работать на этой должности.

- А в обозримом будущем вы видите сборную России чемпионом мира?

- Если заокеанский локаут не завершится в нынешнем сезоне, то у вашей команды появятся наибольшие шансы за все последние годы. Правда, опять же с кучей оговорок. Просто последние чемпионаты мира доказывали, что первую скрипку на них во всех ведущих командах играют звезды НХЛ. Они приезжают и делают результат. А у сборной России в общении со своими звездами столько проблем, что до мирового первенства добираются не многие и подчас не самые лучшие.

Это, наверное, так и останется для меня одной из главных загадок. Почему, имея возможность в отличие от всех европейских команд, выставить на чемпионат не одну, а две или даже три сборные, целиком составленные из энхаэловцев (и это будут мощнейшие составы!), Россия каждый раз оказывается у разбитого корыта? За три с лишним года работы в вашей стране ответа на этот вопрос я так и не нашел...

- Пан Владимир, что за время жизни в России вас больше всего поразило?

- Строительство. Причем всего - домов, развлекательных центров, стадионов, ледовых дворцов. Это особенно бросалось в глаза после каждого отпуска, проведенного в Чехии. Началось все в Ярославле, когда меня впервые привезли на недостроенную ледовую арену. Привезли и сказали: дескать, через два месяца будете здесь играть. Я тогда подумал: какие два месяца? Тут еще на полгода всевозможных работ. Но через два месяца мы действительно играли на "Арене-2000", и она была полностью готова к нашему приему.

Из отпуска возвращаешься, едешь по улицам - здесь новый дом построили, здесь шикарный магазин открылся. И это очень здорово задевает, когда сравниваешь с Чехией, - у нас же в последнее время ничего существенного, по сути, не строится. Если только в столице, в центре. А провинция словно спит. Россия в этом плане идет вперед семимильными шагами.

Что же касается хоккея... Понимаете, я в вашу страну ехал не только работать, но и учиться. Учиться замечательному советскому хоккею, который навсегда останется в мировой истории образцом агрессивной, атакующей и в то же время самой сбалансированной игры. А увидел я повальную моду на хоккей оборонительный - и это меня действительно потрясло. Как потряс, например, тот факт, что одной из наиболее оборонительных команд суперлиги - питерским СКА - руководит один из самых грозных форвардов в истории мирового хоккея - Борис Михайлов.

Со временем уже меньше удивлялся, когда видел, что наиболее близкий к советскому хоккею образец демонстрирует команда моего соотечественника Марека Сикоры. Расскажи мне кто об этом до моего приезда в Россию - я бы жестоко высмеял такого "фантазера".

Ваша страна - действительно великая. Удивительная и непознанная. Весь ее уклад, многие привычки переносятся и на хоккей - и поэтому мы, иностранцы, часто не можем понять того, что здесь происходит. Я честно пытался, но понимал далеко не всегда...

- В первом интервью после своей отставки вы сказали, что хотите стать менеджером одного из хоккейных клубов у себя на родине.

- Такое предложение у меня было, но оно поступило ко мне летом, до отъезда в Россию. И сейчас я не знаю, свободно ли то место. В любом случае, надо отдохнуть от тренерской работы, а может, и вовсе ее завершить. Впрочем, в таких случаях предпочитаю отвечать, как Джеймс Бонд: "Никогда не говори "никогда". Кто знает, как судьба сложится?

- Может, и в Россию вернетесь?

- "Никогда" говорить не стану...

P.S. Расставаться всегда трудно, с хорошим другом - особенно. А пан Вуйтек давно стал хорошим другом не только для тысяч ярославских (надеемся - и казанских) болельщиков, но и для всех без исключения журналистов, с которыми пересекалась его российская карьера.

Наверное, мы уже никогда не найдем полного ответа на вопрос, почему ему не дали продолжить работу в Ярославле. Хотя из всего сделанного и делаемого руководством "Локомотива" вывод напрашивается сам собой: после эпохи Воробьевых приходит время Вуйтеков. Петр Ильич создал хорошо отлаженный, вымуштрованный механизм. Потом пришел Вуйтек, к нему - Коваленко и Буцаев, немного приоткрылась "створка", команда вдохнула свежего воздуха - и дважды подряд выиграла чемпионат. Теперь настало время снова муштровать - только нового Воробьева зовут не Петр Ильич, а Кари Хейккиля. Которому Буцаев с Коваленко уже не нужны. Через несколько лет придет пора для нового Вуйтека...

И что бы теперь ни говорили, но в Казани ему не дали доделать того, что он собирался. Что он хотел, что умел и что мог. Однако если "Ак Барс" станет в нынешнем сезоне чемпионом - это будет и его, Вуйтека, заслуга.

Но навсегда с паном Владимиром мы расставаться не собираемся. Он ведь и дома, в Остраве, теперь будет всегда следить за российской суперлигой, радоваться и переживать за свой "Локомотив" и за чуть менее свой "Ак Барс". А мы станем следить за его карьерой и тоже переживать за него. Потому что чех Вуйтек стал частью российской хоккейной истории. И не самой плохой частью. А свою историю забывать нельзя.

Счастливых вам дорог, пан Владимир! Хоть вы и предпочитаете писателя Яна Флеминга, но теперь, вспоминая у камина в окружении внуков три года, проведенных в России, с полным правом можете цитировать Киплинга: "Это была прекрасная охота!"

Спасибо вам, пан Владимир. И - до новых встреч!