Газета Спорт-Экспресс № 222 (3600) от 28 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

28 сентября 2004

28 сентября 2004 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

В субботу в Москве прошел чемпионат России по байкер-кроссу.

В ПЕКИН - ЧЕРЕЗ ГОРУ С ГОЛУБЯТНЯМИ

С СЕДЛОМ ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ

В тетрадку, куда записывали журналистов, аккредитованных на соревнования по байкер-кроссу, вашего корреспондента внесли под пятым номером. С коллегами, зарегистрировавшимися раньше, я в итоге так и не пересекся, но, полагаю, им тоже выдали фирменную толстовку от спонсора (ее пронзительный цвет автоматически зачислял вас в болельщики футбольной сборной Голландии), пару экземпляров рекламной продукции и 1 (одну) бутылку пива. Не так плохо для чемпионата страны по виду спорта, мягко говоря, не известному большинству россиян.

Хотя многие в курсе, конечно, что помимо стремительных, породистых веломашин, на которых гоняются легенды "Тур де Франс" и Олимпиад, существуют еще растопыренные, как молодежная культура, толстошинные, как ботинки хиппи, и коренастые, как лошадь Пржевальского, аппараты для маунтинбайка. То есть велосипеды для гор. Слово "скорость" с ними как-то не ассоциируется - скорее уж "прочность". Но одно другому, как выяснилось, совсем не помеха!

Если вы велодилетант и если вы все еще продолжаете читать эти заметки, наверняка озадачитесь вопросом: почему чемпионат России по байкер-кроссу надо выделять в отдельное событие по отношению ко всему маунтинбайку?

Все просто. Пока большинство из нас занимались всякой жизненной суетой, горная велообщественность не дремала. В последние годы в недрах маунтинбайка вызрело аж четыре отдельные дисциплины, по которым теперь проводятся крупные турниры. Каждая из них развивается своим путем. Кросс-кантри - езда по пересеченной местности - уже имеет олимпийский статус. Даунхилл - скоростной спуск с горы - услада для любителей скорости в ее чистом виде. Велотриал, напротив, почти статичен и создан для людей вдумчивых, способных держать равновесие на не предназначенных для этого поверхностях. (Правда, задуматься совсем уж глубоко им не позволит конструкция велосипеда: у машин для велотриала нет седел.) Ну а байкер-кросс - самый зрелищный, по общему мнению, вид маунтинбайка, в котором есть место и преградам на местности, и скорости, и вдумчивости. И седла есть, что немаловажно.

ДО ТРЕХГОРБЫХ ВЕРБЛЮДОВ ПОКА НЕ ДОРОСЛИ

Итак, дело было в Царицыне, в субботу. Знать не знал, признаться, что в пределах Московской кольцевой автодороги есть такие места. Прямо через дорогу от новостроек - дивный холм с голубятнями на макушке, а за ним - покатый спуск до самого синего леса, пешеходные дорожки, луговые травы и царство хлорофилла. Недаром перед началом соревнований откуда ни возьмись появился строгий лесничий (редчайшая для Москвы профессия!) и потребовал от организаторов стерильной чистоты и полной противопожарности.

На одной из сторон холма оборудована трасса для байкер-кросса - весьма сложное инженерное сооружение, между прочим. Георгий Ильин, возглавляющий в Федерации велоспорта России комиссию по экстремальным видам, рассказал, что трассу эту строили три года. Вложили в нее кучу денег, задействовали всякие грейдеры, скреперы, шнекороторные экскаваторы и получили то, что получили: хитрую грунтовую дорогу с перепадом высот метров восемьдесят и длиной метров двести пятьдесят. На ней есть лихие повороты, "гребенки", трамплины, одногорбые и двугорбые "верблюды". А вот трехгорбых нет - до этой мировой "примочки" мы по уровню мастерства еще не доросли.

Вообще, байкер-кроссмены мы, если брать по высоким стандартам, не очень грозные - развивающиеся. Правда, находимся сейчас как раз на этапе перехода количества в качество. Ильин сказал, что представители мировой женской элиты могли бы сейчас составить реальную конкуренцию нашим мужчинам. В то же время будущий чемпион, о котором - чуть ниже, выразил уверенность: после качественного двух-трехнедельного сбора за границей он мог бы попасть в двадцатку мирового рейтинга. Вот в ВМХ (Bicycle MotoCross, где слово Cross игриво обозначено буквой X) выбиться в люди сложнее. Недаром эту дисциплину гонок с чуть другими трассами и велосипедами в Пекине ждет олимпийский дебют.

В чем секрет зрелищности байкер-кросса? Кроме рельефа трассы - еще и в системе соревнований. Сначала по абсолютной скорости прохождения дистанции определяются 16 лучших. Затем они стартуют по четыре человека сразу. Двое сильнейших из каждого заезда идут дальше, а в конце четверка финалистов разыгрывает места на пьедестале.

Большинство трасс проектируется так, чтобы время их прохождения было каноническим - около 45 секунд. За этот период не возбраняется подрезать, вытеснять соперника с трассы, слегка контактировать с ним и даже ехать по нему, упавшему, если нет другого выхода. Но тех, кто намеренно устраивает на дистанции тараны и столкновения, за чем внимательно следят судьи-маршалы, ждет серьезное наказание. В прошлом сезоне, например, одного "Гастелло" дисквалифицировали на год.

Хотя падения и травмы, конечно же, добавляют байкер-кроссу зрелищности. Вот препятствие о двух горбах: на первом подлетаешь - во второй врезаешься, если скорости недобрал. Или, если на "гребенке" руль не удержал, - ковыряй туловищем землю, пока не затормозишь. Во избежание эксцессов на финальные заезды организаторы подогнали две "скорые", а перед отборочными стартами, когда неумех на трассе куда больше, в районе соревнований был развернут мини-госпиталь. Кроме того, у пары человек в Царицыне недоставало передних зубов, зато имелись фиксирующие бандажи на шеях.

В субботу любители жареного тоже ждали случаев травматизма посочнее. Кое-кто и впрямь падал на трассе, но затем вставал и ехал дальше, потеряв, правда, надежду стать лучшим. Зато после окончания соревнований прошелестел слушок, заставивший зрителей вновь посмотреть на опустевшую велодорогу. К тому времени с холма - от голубятен - вместо голубей полетели парапланеристы. И зрелище это настолько заворожило какую-то болельщицу, что та не смогла уберечься от колес байкера-любителя. В результате - врачи, милиционеры, носилки, и подтверждение репутации байкер-кросса - травмоопасного, рискового вида спорта.

"ХАРДТЕЙЛ ДЛЯ ПРЫЖКОВ НА ДЕРТЕ"

Список лучших после квалификации не оставлял сомнений в том, что идет чемпионат именно России, а не какой-нибудь другой страны. Лучшее время - у Иванова. Второе - у Петрова, третье... Нет, не у Сидорова, но близко - у Воронина. А семнадцатое - самое обидное, потому что не давало права на финальные гонки - у Альтенталлера. Не повезло.

Вообще, байкер-кросс - спорт молодых. Удивительно, но люди старше тридцати здесь идут уже не по первому тарифу. Официально! Они гоняются в категории "мастера" - почетной, но не лучшей. А есть еще "юноши", "юниоры", "девушки" и "элита". Представителям последней - от восемнадцати до тридцати. И это самый сок, те, под кого выделяют деньги спонсоры - как правило, фирмы - производители велосипедов и экипировки.

Обо всем этом, пожалуй, следует рассказать отдельно, потому что без спецтехники и амуниции маунтинбайка вообще не было бы. Хороший велосипед для байкер-кросса можно подобрать в пределах от тысячи до трех тысяч долларов. (Аппараты для даунхилла стоят под пять-шесть тысяч, но это совсем другая тема.) Пытаясь прозондировать вопрос в Интернете, я нашел сайты, где продаются "топовые модели из серии запредельных хардтейлов, имеющие новую геометрию с низкой верхней трубой, - мечта байкера, прыгающего на дерте". К такому тексту, сами понимаете, остро необходим комментарий специалиста.

Ильин пояснил, что задняя подвеска кроссовому байку не нужна - безвилочная конструкция рамы упруга и не влияет при этом на скорость. Зато спереди обязательно требуются пружинно-масляные или даже газовые амортизаторы "с ходом поршня не менее 120 миллиметров". Успокоители и натяжители цепи не позволяют ей соскочить в условиях жуткой трясучки. Для дождя надевается специальная агрессивная резина, хотя и сухая с виду кажется далеко не сликом. Ну а чтобы все было совсем уж по-взрослому, байки обязательно оборудуются гидравлическими тормозами. Так что, если не учитывать наличие мотора, среднестатистический мотоцикл устроен все-таки малость попроще.

Защита гонщиков аналогична защите мотокроссменов - наплечники, щитки, что-то мягкое под свитерами и т.д. Единственное отличие - шлем. В мотокроссе он тяжелый, а в маунтинбайке легкий. Ильин сказал, что шлем специально устроен так, чтобы при падении он раскололся, а голова осталась целой. Спокойствие, с которым была произнесена эта фраза, никак не вязалось с картиной, нарисованной воображением. Раскалывающийся шлем, из которого вылупляется целехонькая голова... Кошмар!

Ничего подобного, к счастью, в субботу не приключилось. Гонщики стартовали с верхней точки дороги, и каждому из них надо было соблюсти видимость езды по своей дорожке только на первых десяти метрах. Затем четверка входила в крутейший вираж, и тот, кто выбирался из него первым, первым же, как правило, и финишировал. Спринт на старте, прыжки и подскоки, ураганное вращение педалей и финиши, после которых победители таскали на себе велосипед назад к месту старта, выявили лучших - братьев Ивановых.

Причем победил младший - Алексей. Теперь студент РГУФК родом из Удмуртии собирается попробовать себя на европейском и мировом уровне, если спонсоры не подкачают. А в дисциплине ВМХ, с которой братья начинали и в которой продолжают выступать, они хотят отобраться на Олимпиаду в Пекине.

И начало этой большой дороги, как ни удивительно, совсем рядом от большинства из нас - сразу за новостройками, возле синего леса, у горы с голубятнями. Надо лишь не полениться, чтобы разглядеть ее.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ