Газета Спорт-Экспресс № 222 (3600) от 28 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

29 сентября 2004

29 сентября 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Вилли ВЕБЕР

С ШУМАХЕРОМ ГОВОРИМ ОБО ВСЕМ, КРОМЕ ЕГО БУДУЩЕГО

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Нынешний, 55-й чемпионат мира, в общем, завершился еще месяц назад - 29 августа на трассе в Спа. Именно тогда 35-летний немец Михаэль Шумахер забронировал за собой седьмой чемпионский титул. Достижение уникальное. Но заслуга тут не только самого Михаэля и его команды "Феррари". Немалую роль сыграл и известный в "Формуле-1" менеджер Вилли Вебер - человек, по сути, сконструировавший карьеру не только Шумахеру-старшему, но и Шумахеру-младшему, Ральфу. Эксклюзивное интервью с Вебером стало возможным благодаря содействию известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера.

- Как известно, на трассе в Спа Михаэль Шумахер выиграл чемпионский титул, однако победить ему там не удалось. Не обидно ли вам, что так получилось?

- Если бы Михаэль в этот день не стал чемпионом, наши критики, а их, как известно, немало, получили бы повод позлорадствовать. Незачем давать им такую возможность. Кроме того, в "Формуле-1" всякое может произойти, поэтому никогда не стоит откладывать на потом то, что можно сделать сегодня. Михаэль и сделал. Я был только рад такому повороту событий. Какая разница, выиграл Шумахер или нет, если при этом он вновь стал чемпионом мира!

- У вашего подопечного уже столько побед, что остальные о чем-то подобном даже мечтать не могут. Тем не менее Михаэль до сих пор не пресытился успехами. А вы? Может, для вас это давно стало обыденностью, рутиной?

- Какая там рутина! Вы не поверите, но каждый раз, когда Шумахер приходит первым, я испытываю такой восторг, словно это происходит в первый раз.

- А если вторым, как это было в том же Спа, или, к примеру, 12-м, как в минувшее воскресенье в Пекине?

- К счастью, побеждает мой клиент все-таки довольно часто. А от неудач не застрахован никто. Даже великие гонщики.

- Контракт Михаэля с "Феррари" действителен до 2006 года. А что будет после этой даты?

- Мы об этом не говорим. Единственное, что я от Шумахера слышал: "Я буду ездить, пока это мне доставляет удовольствие. А дальше поступим по ситуации".

- Можете ли вы себе представить, что Михаэль будет ездить и в 2008 году, и позже?

- Вполне. Уверен, с годами его желание побеждать меньше не станет. У него отличная машина, он классный гонщик, на него работают лучшие специалисты. И, слава богу, у всех механиков и инженеров громадная мотивация работать на пределе возможного. Так что не вижу веских причин, по которым от Михаэля в будущем отвернется удача. А значит, и от меня. Мы хотим побеждать и дальше. Во всяком случае, на моей бейсболке есть еще место для двух чемпионских звезд.

- Кстати, почему в августе вы не привезли в Спа новые бейсболки Шумахера, которые обычно готовите к очередному чемпионскому титулу?

- Из суеверия. С тех пор как в 1997 году Вильнев отобрал у Михаэля титул в самый последний момент, я перестал досрочно изготовлять эту продукцию.

- Вот давайте о продукции такого рода и поговорим. Вы ведь не только менеджер пилотов "Формулы-1", но еще и успешный предприниматель - выпускаете разного рода сувениры и одежду, так или иначе связанную с гонками вообще и именем Шумахера-старшего в частности.

- Ошибаетесь. Мы ничего не выпускаем, а лишь продаем лицензии. Дело действительно прибыльное: лицензии идут хорошо. И прежде всего - красные "шумахеровские" бейсболки. Знаете, сколько их в год продается? 300 тысяч! При этом, подсчитано, еще столько же на рынок поступает фальшивок.

- Когда вы начинали работать с Михаэлем, предполагали, что вашего подопечного ждет столь оглушительный успех?

- Михаэль сразу произвел на меня впечатление. Это, помнится, было в 1988 году, когда я увидел его на соревнованиях "Формулы Форд" в Зальцбурге. Подумал тогда: вот, мол, парень, который когда-нибудь вырастет в отличного гонщика. И он быстро это всем доказал.

Сегодня многие утверждают, что они тоже обратили тогда на Михаэля внимание. Ну и пусть утверждают, зато именно я вытянул счастливый билет, заключив с молодым гонщиком контракт на 10 лет. И в первый же сезон мне пришлось выложить миллион франков, чтобы Шумахер принял участие в гонках "Формулы-3". Риск, конечно, присутствовал, но сами знаете: кто не рискует, тот... Я размышлял примерно так: если дело пойдет хорошо, затраты окупятся, если плохо, ничего страшного, это меня не разорит.

Шли годы, мы с Михаэлем стали не только партнерами, но и друзьями. И когда пришло время, контракт продлили. Он выгоден нам обоим.

- Чем вы руководствуетесь, когда подбираете себе клиентов? Есть ли какие-то черты характера или что-то еще, что привлекает вас в первую очередь?

- Я когда-то сам был гонщиком, хотя мои успехи и не были столь впечатляющи, как у Михаэля. Мой секрет прост: я на протяжении 20 лет наблюдал за тем, что происходит в "Формуле-1", и очень многому научился. Люблю пилотов, надеюсь, что понимаю их, могу определить, что творится у них в душе. Пилоты, как мне кажется, отвечают мне взаимностью. Но какие-то особые черты характера я выделять не стал бы. Главное, чтобы гонщик доверял своему менеджеру. Вот и все.

- Беря под свое крыло второго Шумахера, Ральфа, вы видели в нем только младшего брата Михаэля, человека, имеющего прямое отношение к успешному в "Формуле-1" брэнду, - или же разглядели в Ральфе какие-то черты будущего победителя?

- Я размышлял так: раз у них одни и те же родители, то и гены должны быть похожи. С Ральфом я познакомился, когда ему было лет 17. И сразу понял, что у него есть талант. Но мы пошли с ним несколько иным путем, чем с Михаэлем. После "Формулы-3" он оказался в японской "Формуле Ниссан", которая в тот период была на подъеме. Там Ральф столкнулся с другой культурой, выучил языки, стал самостоятельным человеком. И когда он вернулся в Европу, был, на мой взгляд, уже полностью готов для "Формулы-1".

- С кем из братьев работать легче? Кто из них более требовательный - или даже капризный - клиент?

- Трудно сказать. Сейчас я, по сути, живу за счет Михаэля, но когда он завершит свою карьеру, на старость буду зарабатывать с помощью его брата. Он - моя главная надежда на перспективу.

- В чем вообще заключаются обязанности менеджера пилотов "Больших призов"?

- Михаэля я обслуживаю, можно сказать, круглосуточно. Избавляю его от великого множества разных мелочей. Он видит во мне советчика и организатора. Благодаря этому Шумахер-старший может больше времени уделять семье и работе.

- Вы проводите в обществе своих клиентов времени больше, чем, скажем, их родители. Не ощущаете себя кем-то вроде второго отца - или ваши отношения имеют только сугубо деловую окраску?

- "Второй отец" - это слишком громко сказано. Но, конечно, наши отношения намного глубже, чем просто деловые. Мы друзья, и у нас нет друг от друга секретов. Часто обсуждаем темы, далекие от автоспорта. Например, говорим о буддизме. Я исповедую эту религию, и Михаэлю, хотя он в этом и не признается, буддизм, как мне кажется, также близок. Суть проста: если ты сделал хорошее дело, то тебе и воздается сполна.

- Есть ли в "Больших призах" другие гонщики, с которыми вы хотели бы поработать?

- Помимо Ральфа и Михаэля у меня есть немало клиентов. Правда, они не из "Формулы-1". Назову супермодель Клаудиу Шиффер, а также Ютту Кляйншмидт - первую женщину, которая выиграла ралли "Париж - Дакар". Кроме того, с недавних пор занимаюсь и женой Михаэля Шумахера. Дело в том, что Коринна увлекается конным спортом и мечтает когда-нибудь принять участие в Олимпиаде. В Грецию ей поехать не удалось, теперь берем курс на Пекин. А почему бы, собственно говоря, и нет? Семья Шумахеров много чего выиграла, и недостает ей, пожалуй, только олимпийских наград.

- Чем руководствовался Шумахер-младший, выбирая "Тойоту"?

- Это было лучшее решение из всех возможных. Верю, что Ральфу удастся с этой командой пройти тот же путь, что и Михаэлю с "Феррари". Поэтому мы и заключили долгосрочный контракт.