Газета Спорт-Экспресс № 215 (3593) от 20 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

20 сентября 2004

20 сентября 2004 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ПРОКАТЫ

В четверг и пятницу в ледовом комплексе подмосковного Одинцова сильнейшие российские фигуристы представили на суд коллег и зрителей программы нового сезона.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Одинцова

У рабочего мероприятия под названием "прокаты" испокон веку был предельно утилитарный смысл: посмотреть, в каком состоянии подходят к соревновательному сезону те, кому предстоит в очередной раз доказывать на мировой арене, что российское фигурное катание - лучшее в мире.

Но есть и вторая сторона. Прокаты - праздник для сотен российских болельщиков. Долгожданная возможность увидеть на льду своих любимцев после долгого, почти пятимесячного перерыва. Судя по количеству зрителей, заполнявших ледовый дворец в течение двух дней, праздник удался.

Прежде всего он наглядно показал, что изменений в составе сборной предвидится не так много. Если они вообще будут. Но сначала - о тех, кто остался за кадром.

ГДЕ ВЫ, МУЖЧИНЫ?

Из трех фигуристов, представлявших сборную России на прошлогодних чемпионатах Европы и мира, в Одинцове катался только трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко. Илья Климкин активно залечивает травму ноги, причем врачи запретили фигуристу надевать коньки в течение всего периода лечения. Андрей Грязев приехал в Москву, но тоже на лед не вышел - заболела спина. Оставалось довольствоваться отзывами тех, кто уже видел программы фигуриста в американском Симсбери и оценил их как предельно интересные.

В какой-то степени за кадром остался и Плющенко. Фигурист почти все лето занимался лечением колена (рекомендованную российскими и американскими врачами операцию было решено не делать), и это стало основной причиной того, что новые программы выглядели совсем сыро. Настолько, что даже не хотелось пытаться предугадать, как станут смотреться постановки, когда сильнейший фигурист мира наберет полноценную форму.

Времени для этого у Плющенко пока еще более чем достаточно. Евгений уже отказался от участия в турнире Pro-Am в Америке, скорее всего, не примет участия и в этапах "Гран-при". Как заметил его тренер Алексей Мишин, перелеты в Канаду, а затем в Японию (участие Плющенко в "Гран-при" было изначально запланировано именно в этих странах) с возвращениями в Москву и все это - в течение двух недель - неоправданно большая нагрузка.

Решение здравое. Правда, на мой взгляд, дело не столько в перелетах, сколько в том, что канадский и японский этапы состоятся в конце октября - начале ноября, то есть уже совсем скоро. И уж точно не имеет смысла показывать лидера совсем уж широкой публике в полуготовом виде.

ВОЛЧКОВА? СОКОЛОВА? СЛУЦКАЯ? СОЛДАТОВА?

Неожиданный сюрприз в женском катании преподнесли публике сразу три спортсменки. И прежде всего - Виктория Волчкова, на карьере которой год назад едва не был поставлен крест: настолько жалко выглядела Вика на льду. Но после того как в середине сезона фигуристка сменила тренера, перейдя от Елены Чайковской в группу Марины Кудрявцевой, дела сильно пошли на поправку. Нынешний сезон Волчкова начала с того, что выиграла чемпионат России по прыжкам, чем доказала, что проблем с техникой для нее больше не существует в принципе.

Удалось угадать и с постановками. Обе программы Вике поставил Николай Морозов, для чего фигуристка дважды летала в Америку.

- Наверное, раньше мне просто не хватало везения, - сказала Волчкова после прокатов. - Кроме этого, Морозов очень многое мне подсказал. А главное, сделал не просто хорошие постановки, но такие, которые мне безумно интересно катать. Сами понимаете, когда программа нравится, ее и отрабатываешь по-другому.

- Мне казалось, что когда вы пришли к Кудрявцевой в конце января, то не очень верили, что сумеете чего-то добиться.

- Для начала я даже не рассчитывала, что поеду на чемпионат мира - прекрасно понимала, что ехать не с чем. Мы начали с азов - с простых прыжков, с вращении, с обыкновенных пируэтов. Нужно было восстановить все растерянные технические ощущения. К чемпионату мира это почти удалось. Сейчас же удалось выйти на принципиально новый уровень. Еще до чемпионата России по прыжкам чувствовала, что готова хорошо. Да и на прокатах не сорвала в разминке ни одного элемента. И почти не волновалась. Не сделала каскад, но над этим мы усиленно работаем. Осталось сшить костюмы - их делает Наталья Большакова, известный в мире фигурного катания модельер. Так что на этапы "Гран-при" в Японию и Китай поеду уже полностью одетая.

- С новыми правилами стало сложнее?

- Интереснее. Постоянно думаешь, как и что добавить. Раньше в программах допускались места, где можно постоять подольше, ручками взмахнуть, сейчас же все паузы приходится заполнять вращениями. Это сложно, потому что раньше мы никогда не уделяли вращениям должного внимания. Сейчас же деваться некуда. Приходится дополнительно работать, разучивать новые позиции. Но самое главное - я стала получать удовольствие, приходя на тренировки. Даже когда что-то не получается.

Весьма неординарный постановочный ход предприняла Елена Соколова. За помощью она обратилась не к своему постоянному хореографу Алле Капрановой, а к танцевальному тренеру Александру Жулину. В результате появились две классические программы - "Дон Кихот" и "Джульетта". Первое произведение Соколова намеревалась использовать для постановки произвольной композиции. Но случилось так, что эту же музыку приметила Юлия Солдатова. И успела вчерне поставить на нее основную программу, пока Соколова выступала в Type Коллинза.

- Оставить "Дон Кихота" в качестве короткой программы мне предложил Жулин, - вспоминала Соколова. - И сразу сказал, что я стала выглядеть на льду настолько изящно, что в самый раз станцевать в произвольной программе Джульетту. Его поддержал и Артур Дмитриев, который в то время помогал Жулину в работе с Татьяной Навкой и Романом Костомаровым. Ну а какая женщина устоит, когда ей говорят такое? Тут же стали искать музыку. Прослушали множество записей, и я с удивлением обнаружила, что музыка из "Ромео и Джульетты" Чайковского гораздо менее заезжена фигуристами, чем одноименное произведение Прокофьева. Так был сделан окончательный выбор.

- Почему вы решили поехать к Жулину?

- Была уверена, что никто не сумеет придумать более интересные шаги, чем танцор. Во-первых, шаги сейчас очень ценятся. Во-вторых, "танцевальная" направленность дорожек и спиралей, как показывает практика, повышает стоимость программы в целом. В прошлом году, как мне кажется, многие фигуристы не до конца осознавали, насколько могут быть важны вращения и дорожки. Прыжки казались куда более первостепенными. Теперь же, когда ясно, что все элементы одинаково значимы, приходится наверстывать упущенное.

Не очень впечатляющее выступление Соколовой в Одинцове (в обеих программах были заметные ошибки) объяснялось прежде всего тем, что фигуристка всего две недели катается в новых ботинках. Старые, в которых Лена выступала три сезона подряд, украли вместе с машиной - новенькой "девяткой".

- Мы даже в Интернете объявление давали, чтобы вернули коньки, - сказала спортсменка. - Машина - бог с ней! Я так долго и мучительно раскатывала ту пару, что возникла настоящая фобия: боялась даже подумать, что придется так же раскатывать новую. Здесь же оказалась в безвыходной ситуации - хочешь не хочешь, а менять ботинки придется. Наверное, поэтому процесс раскатки воспринимается куда легче.

Настоящий фурор своим появлением на льду в прекрасной форме и прекрасных костюмах произвела Ирина Слуцкая. Ее произвольная программа осталась прежней. С короткой же поработал не очень пока известный в спорте постановщик, бывший артист ледового театра Вячеслав Войтюк.

- Я прославилась не только тем, что столько лет не меняю тренера, но и тем, что без конца меняю хореографов, - рассмеялась по этому поводу Слуцкая. - У каждого, как правило, свой уникальный стиль, и это помогает делать программы неожиданными и неизменно интересными. Мы прекрасно работали в прошлом сезоне с Игорем Бобриным, но захотелось какого-то нового образа. Войтюк предложил эту музыку, и мы все вместе пришли к заключению, что постановка может действительно получиться любопытной. Она, конечно, сыровата, но мне нравится, как продвигается работа. Думаю, удастся сделать ее еще лучше.

- Знаю, что названия у этой программы пока нет. Но замысел вы могли бы сформулировать?

- Воплотить образ женщины времен НЭПа. Саму эпоху, женщины которой начинают вести себя более раскрепощенно, носить другую одежду, - то есть делают первые шаги к тому, что сейчас называется феминизацией.

- Почему вы не стали менять произвольную программу?

- Слишком нравится старая, с которой я выступала не так много раз. Нельзя сказать, что она осталась в прежнем виде - многое мы уже изменили. Планирую поехать на несколько выступлений вместе с театром Бобрина - в том числе и для доработки программы. Игорь - человек, которого я безмерно уважаю. Многогранный, интересный, с бешеной энергетикой и безумным количеством идей. С ним всегда легко работать. Мне вообще повезло, что судьба свела меня с Игорем и Наташей Бестемьяновой. Поэтому всегда с удовольствием принимаю их приглашения.

В девичьем стане могла бы царить полная идиллия, если бы не Юлия Солдатова. Спортсменка, которая год назад завоевала право выступать за сборную России на отборочном чемпионате страны, но так и не сумевшая получить разрешение представлять Россию на чемпионатах Европы и мира, наверняка в этом сезоне будет стараться отвоевать себе место в первой тройке. А значит, одна из четырех спортсменок окажется за пределами сборной. Есть еще и Татьяна Басова. Правда, ей будет объективно тяжелее: за прошедший год Таня еще больше выросла, потяжелела, и это пока сказывается на ее выступлениях не лучшим образом.

КОРОЛИ И СВИТА

Роль первых скрипок в парном катании единолично и совершенно заслуженно взяли на себя чемпионы Европы и мира Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Чемпионы мира-2000 Мария Петрова и Алексей Тихонов в прокате не участвовали - на одной из последних тренировок Маша повредила спину. Две пары Тамары Москвиной, Юлия Обертас - Сергей Славнов и Виктория Борзенкова - Андрей Чувиляев, тянули на данном этапе подготовки разве что на ближайшее окружение особо царственных персон, но никак не на персональный трон.

Тотьмянина и Маринин стали единственным из трех названных дуэтов, кто показал две новые программы - "Аве Мария" и "Шехерезада". Постановщиком была приглашена канадка Лори Ничол, наиболее известной (и, что немаловажно, успешной) работой которой до сих пор считалась "Вестсайдская история" олимпийских чемпионов Солт-Лейк-Сити Джеми Сале - Давида Пеллетье. По словам Татьяны и Максима, главное отличие постановки Ничол от тех, что ставил фигуристам известный итальянский танцовщик Джузеппе Арена, заключается в следующем: канадка изначально стремилась расставить акценты так, чтобы программа воспринималась максимально выигрышно, независимо от того, в какой части катка происходит действие. Арена же работал, как на сцене. Хотя, безусловно, "растанцевал" фигуристов.

Пары Москвиной готовились к сезону по схожему плану. Полностью поменяли короткие программы, оставили прежнюю музыкальную оболочку произвольных композиций, но кардинально изменили содержимое.

- В связи с новыми правилами у нас возникла необходимость значительно пересмотреть все, что мы делали до сих пор, - объяснила Москвина. - Поменять спирали, вращения, поддержки, шаги и постараться добиться третьего уровня сложности. Этот процесс оказался длительным. К тому же Обертас и Славнов довольно долго разучивали четверную подкрутку. Поменять еще и музыку мы просто не успевали. Поэтому и решили, что в этом сезоне сосредоточимся на разучивании элементов, а вот в следующем, олимпийском, возьмемся за создание абсолютно новых во всех отношениях программ.

- Сейчас много говорят о том, что новые правила сильно изменят фигурное катание в целом. А способны ли они, на ваш взгляд, изменить сложившиеся расстановки сил в вашем виде спорта?

- Это только предстоит понять и увидеть. Делать выводы в прошлом году было рано. Сейчас же эксперимент стал реальностью. Чем это обернется - интересно, думаю, всем. Поэтому мы с нетерпением ждем первого международного старта, где Обертас и Славнов будут выступать вместе с Тотьмяниной - Марининым и Петровой - Тихоновым. Я хочу пока одного: чтобы ребята справились с программами. А уж потом будем прицениваться к каким-то конкретным местам.

НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЕВЫ

Платье Татьяны Навки для произвольного танца оказалось к моменту дебюта в сезоне не готовым. Но его заменил имидж. Не игривая "Розовая пантера", но предельно драматичная "Тоска" Пуччини, которую для жены-чемпионки и ее партнера Романа Костомарова придумал Александр Жулин. При этом сам тренер из любящего мужа временно переквалифицировался в натурального деспота.

- Я уже устал выслушивать упреки, что в своих программах только и делаю, что эксплуатирую красоту жены. Вот и решил сделать новую программу максимально сложной. Все шаги, перестроения ставил сам вместе с ребятами. Для отработки поддержек пригласил специалиста из цирка "Дю Солей". С вращениями помогал Артур Дмитриев. Дело в том, что, когда я катался сам, вращении как ключевого элемента в программах не существовало. Если бы мне предложили повторить какое-то вращение из тех, что делают Таня с Ромой, я, наверное, упал бы. И уж тем более не сумел бы объяснить, как нужно тренировать подобные элементы. Артур же подсказал какие-то тонкости, и дело пошло.

Правда, пришлось поменять собственную психологию. Раньше я жалел спортсменов. Если видел, что они "убиваются", тут же облегчал задачу. Не только своей основной паре, кстати. Ставил, к примеру, год назад обе программы французскому одиночнику Фредерику Дамбье. В целом получилось неплохо, но уже после сезона, когда была возможность внимательно пересмотреть все выступления, пришел к выводу, что дорожки выглядели неубедительно. Вот и решил: пусть мои спортсмены убиваются до тех пор, пока не выучат все задуманное. Насколько могу судить, все получилось.

Прошлогодние призеры танцевального российского чемпионата Оксана Домнина - Максим Шабалин и Светлана Куликова - Виталий Новиков пошли по схожему пути: предельная сложность, темп, обилие поддержек и вращении. Но если задача чемпионов мира - отстоять позиции, то двум другим дуэтам надо во что бы то ни стало прорываться наверх. Насколько выполнимой окажется задача, будет ясно уже через пару месяцев.