Газета Спорт-Экспресс № 210 (3588) от 14 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
55-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15-й этап. "Гран-при Италии" |
На вопросы читателей "СЭ" отвечают семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер и спортивный директор "Феррари" Жан Тодт. Помощь в организации интервью нам по традиции оказал известный австрийский журналист Хайнц Прюллер.
СКУДЕРИЯ "ФЕРРАРИ": ПРЕМЬЕР И ЕГО БОСС
Михаэль ШУМАХЕР: "МОИ РЕКОРДЫ БУДУТ ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ,
КОГДА Я УЙДУ НА ПОКОЙ"
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- Великий французский пилот Ален Прост, который, выиграв четвертый чемпионский титул, завершил свою карьеру, одной из причин ухода из гонок назвал недостаток мотивации. Вы же стали чемпионом мира в седьмой раз...
- Моя мотивация никуда не делась, да и не могла деться, потому что я люблю этот вид спорта и не мыслю себя без постоянной борьбы с оппонентами. Пока я чувствую, что могу побеждать, буду вновь и вновь выходить на трассу. Но как только пойму, что уже не способен быть первым, сразу завершу карьеру.
- Сейчас во главе практически всех списков рекордсменов "Больших призов" стоит ваша фамилия. Осталось догнать и перегнать только Айртона Сенну, удерживающего лидерство по количеству поул-позишн за карьеру. Вам доставляет удовольствие этот заочный поединок с великими предшественниками или рекорды для вас - просто цифры?
- Нет, для меня это не просто цифры, но все же они приобретут другое звучание и значение, когда я уйду на покой. Тогда и смогу подвести итоги тому, что я успел сделать.
- Вам приятно, когда вас называют величайшим пилотом в истории "Формулы-1"?
- Я всегда говорил, что самый великий - Фанхио. То, что удалось ему, не идет ни в какое сравнение с сегодняшними достижениями. Ведь в те годы, когда выступал он, условия были абсолютно иные. Взять хотя бы безопасность гонщиков, которая тогда и теперь - как небо и земля.
- Вы говорили, что все ваши чемпионские титулы одинаково ценны для вас. И все-таки попробуйте сравнить свою первую победу - 1994 года и эту, которую вы одержали ровно через 10 лет.
- Я говорил несколько иначе: каждый титул имеет свою прелесть. А самая замечательная из всех - победа 2000 года, которая была так необходима нашей команде.
- А если сравнить Михаэля Шумахера-1994 с Михаэлем Шумахером-2004?.. Кто из них сильнее, профессиональнее, удачливее, счастливее, наконец?
- Я стал на 10 лет старше. Любой человек в период между 25 и 35 годами сильно меняется. Естественно, изменился и я.
Я повзрослел, у меня есть семья, жена и двое детей. Я абсолютно счастлив в личной жизни. И если увижу, что мои близкие начнут слишком уж переживать из-за того, что я постоянно пропадаю на гонках, я найду в себе силы пожертвовать любимым делом ради их спокойствия. Что касается денег, то в начале 90-х я зарабатывал в год 30 тысяч марок, и, несмотря на это, был вполне счастлив...
- Есть нечто символичное в том, что свой седьмой чемпионский титул вы досрочно завоевали в Спа, где дебютировали и одержали первую победу. А какая из гонок на этой трассе для вас наиболее памятна и почему?
- Это, безусловно, моя первая гонка в Спа в 1991 году с Эдди Джорданом. Я до этого ни разу не ездил на бельгийской трассе, но очень быстро на ней освоился и почувствовал себя там как дома. А через год я выиграл в Спа свой первый "Гран-при". Такие вещи остаются в памяти на всю жизнь. Однако в моей карьере было еще и много другого хорошего...
- В воскресенье в Монце вы выглядели таким счастливым, словно в очередной раз победили, а не заняли второе место...
- Это был командный успех. И я рад, что являюсь членом этой команды.
- Складывалось впечатление, что вы могли обогнать своего партнера Рубенса Баррикелло, но не сделали этого.
- Не видел смысла.
- Почему вы с Рубенсом ехали на разных покрышках?
- Дело в том, что я никак не мог решить, на какой резине стартовать. Но когда увидел, что Баррикелло выбрал дождевые покрышки, остановился на противоположном варианте. Исключительно для того, чтобы кто-нибудь из нас оказался прав.
- А что случилось с вами вскоре после старта?
- На первом повороте я не смог справиться с болидом. Бросилось в глаза, что Монтойя специально придерживает свою машину, чтобы создалось впечатление, будто я таким образом хочу заполучить преимущество над ним. А в следующий раз меня занесло, я задел Баттона, и пришлось пропустить вперед весь пелотон. В тот момент я и представить не мог, что сумею практически с последнего места перебраться в итоге на второе.