Газета Спорт-Экспресс № 201 (3579) от 3 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
Два бразильских защитника подмосковного клуба - весьма колоритные фигуры в российском футболе.
ЖЕДЕР, ЖАН: "ИЗ "САТУРНА" В СБОРНУЮ РОССИИ? МЫ НЕ ПРОТИВ"
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ПЕЛЕ ВЫБИРАЮТ ЕВРОПУ
Бразильцы уверяют, что их страна может быть представлена на крупнейших футбольных турнирах не одной, а пятью сборными. Причем каждая в состоянии будет претендовать на пальму первенства.
Да, это только смелая гипотеза. Но реальная жизнь дает основания так утверждать. Скажем, 10 лет назад Карлос Алберто Паррейра выиграл чемпионат мира в США без Роберто Карлоса, Сезара Сампайю, Амарала, Флавиу Консенсау, лучшего бомбардира национального первенства Эваира, Клаудиу, Клебера, Эдилсона, которые в июне 94-го поражали российских болельщиков и специалистов уникальной по слаженности и классу игрой в составе "Палмейраса", совершавшего турне по нашей стране. А если вспомнить, что Паррейра и его коллеги могли обойтись без таких звезд, как Ромарио, Элбер, Андерсон, Жардел, станет понятно, насколько действительно велик выбор у тренеров сборной Бразилии.
Стоит ли удивляться повышенному спросу на кудесников мяча с родины Пеле на футбольном трансферном рынке Старого Света - во многих, в том числе в ведущих, клубах Европы погоду делают именно они. Но если прежде мы восхищались в основном бразильскими голеадорами и хавбеками атакующего плана, то теперь справедливо отдаем должное их соотечественникам-защитникам: хладнокровным, цепким и расчетливым.
За примером далеко ходить не надо. Бывшие игроки обороны "Васку да Гама" и "Сан-Паулу" 26-летний Жедер и 24-летний Жан, защищающие цвета "Сатурна", - весьма заметные фигуры в российском футболе.
О ПЛОХОМ НАДО ПОСКОРЕЕ ЗАБЫТЬ
- Роберто Карлос мне однажды сказал, что в европейских клубах футболисты подолгу вспоминают прошедший матч, а в Бразилии о нем - независимо от результата - моментально забывают. В разговорах же фантазируют о том, как будет складываться следующая встреча, какие комбинации в ней будут разыграны и какие голы забиты. Вы тоже так считаете?
Жедер: - Роберто Карлос прав. В Бразилии все обстоит именно так. По-моему, если матч выигран - "Васку да Гамой" ли, "Сатурном" ли, - повода для огорчений, естественно, нет, а значит, продолжаем жить в прекрасном настроении. Если же матч проигран, сколько о нем ни вспоминай, счет не изменится. Есть смысл поскорее вычеркнуть его из памяти, еще больше и прилежнее тренируясь, добиваться побед в следующих встречах.
Жан: - Все верно. Тут, видите ли, в чем еще дело: в Бразилии чрезвычайно плотный календарь - нередко приходится за неделю трижды выходить на поле. И терять день на обсуждение предыдущей игры - непростительная расточительность. Гораздо полезнее подумать о новом матче и сосредоточиться на подготовке к нему.
- Тем не менее: какой из матчей, сыгранных вами в Бразилии, запомнился больше всего?
Жедер: - Едва ли не все дерби "Васку" - "Фламенго". Эти два гранда из Рио представляют классическую школу футбола. С тех пор как я пришел в "Васку" подростком, все без исключения матчи с нашим вечным соперником отличались бескомпромиссностью и упорнейшей борьбой до последней секунды. К тому же эти поединки проходят на "Маракане", где 100-тысячная торсида создает неописуемую, неповторимую атмосферу. А сколько разговоров и дискуссий сопутствуют любому матчу этих клубов - и до них, и после.
Жан: - У "Сан-Паулу" однажды наступила черная полоса. В ходе матча с "Коринтианс" мы уступали - 0:1, но потом сравняли счет, а в компенсированное время я забил победный мяч. Такие игры надолго остаются в памяти.
- А в России какой матч поставите на первое место?
Жедер: - Два прошлогодних. Со "Спартаком" в Москве, выигранный "Сатурном" - 2:0, и с ЦСКА, завершившийся осенью на "Динамо" вничью - 1:1.
Жан: - С "Торпедо" в Лужниках, где "Сатурн" выиграл - 2:1, а мне опять-таки посчастливилось забить решающий гол.
- Кто из бразильских нападающих доставлял вам больше всего хлопот?
Жедер: - Таковых немало. Ромарио, Адриану, Рони.
Жан: - Луис Фабиану из "Сан-Паулу". Против него было играть ох как непросто. К счастью, только на тренировках, поскольку мы защищали цвета одной команды.
- А из русских?
Жедер: - Все нападающие из "Зенита", "Локомотива" и ЦСКА.
Жан: - Сычев.
- Какой из бразильских стадионов нравится вам больше других?
Жедер: - "Маракана".
Жан: - "Морумби".
- А из российских?
Жедер: - "Сатурн".
Жан: - "Локомотив". Я на нем, правда, пока не играл, но видел по телевизору. Он мне очень понравился.
У РОССИИ ВПОЛНЕ ПРИЛИЧНАЯ СБОРНАЯ
- Какие функции вы выполняли на поле в прежних клубах?
Жедер: - В "Васку" играл правого защитника. Эту роль отвел мне Антони Лопес - тренер, который меня открыл и сделал таким, какой я есть. Он дал мне путевку в жизнь, став вторым отцом. И после отъезда в Россию нередко созваниваюсь с ним. Его советы для меня бесценны. Лопес не уставал повторять, что в футболе - какие бы функции ты ни выполнял - чрезвычайно важна концентрация на игру в целом и на каждый эпизод в отдельности. Защитнику же надо стараться лишать форварда пространства, а при стандартном положении не грешно идти к воротам соперника.
Жан: - В "Сан-Паулу" играл центрального защитника, и тренеры всегда акцентировали мое внимание на том, чтобы полностью сосредоточивал усилия на обороне.
- В "Сатурне" вам предложили что-то новое в этом плане?
Жедер: - Нет. Задачи приблизительно те же самые, что в "Васку". Плотнее опекать нападающих, не давать им развернуться, быть предельно внимательным в обороне и по возможности подключаться в атаку, что я и делаю, пытаясь забить головой.
Жан: - Борис Игнатьев перевел меня на левый фланг и предоставил больше свободы действий. Нередко иду вперед, и такая "работа" мне нравится больше.
- Чем объяснить, что сборная Бразилии комплектуется в основном из футболистов, выступающих в Европе?
Жедер: - Бразилия, к сожалению, не имеет возможности содержать всех игроков высокого класса. И, мне кажется, по этой причине каждый из них мечтает играть в Европе, где созданы наиболее благоприятные финансовые условия для продолжения карьеры. Вовсе не удивительно, что очень многие наши звезды предпочитают выступать в одной из стран вашего континента. В том числе в России.
Жан: - Как только на небосклоне бразильского футбола зажигается новая звезда, спрос на нее сразу заметен. Бразильские клубы при всем желании не в состоянии конкурировать с европейскими. В итоге игроки суперкласса в основном базируются на вашем континенте. Им, естественно, и отдают предпочтение тренеры бразильской сборной.
- Какое впечатление на вас произвела игра сборной России на Euro-2004 в Португалии?
Жедер: - Мне сложно однозначно ответить, почему русские одними из первых покинули Пиренеи. К примеру, в напряженнейшей и, быть может, решающей игре с португальцами ваша команда почти не уступала, но фортуна улыбнулась хозяевам.
Жан: - Я еще раз убедился, что в сборной России немало достойных игроков. Но в Португалии они не слишком удачно взаимодействовали и потому заняли последнее место в своей группе. Правда, напоследок хлопнули дверью, победив будущих чемпионов Европы.
- Вы готовы усилить сборную России, если вам представится такая возможность?
Жедер: - Да. С удовольствием принял бы подобное предложение, став таким образом первым темнокожим игроком в российской сборной.
Жан: - Я играю в "Сатурне" всего-навсего полгода, а мой контракт рассчитан на три сезона. Если бы меня пригласили в сборную России, недолго думая, дал бы положительный ответ. А после этого отрастил бы волосы и покрасил их в белый цвет.
- В чем главное отличие бразильцев от русских?
Жедер: - Это - люди с полярными характером и менталитетом. У бразильцев в отличие от русских душа нараспашку. Потому-то для них принимать гостей - одно из самых больших удовольствий в жизни.
Жан: - Нахожусь в России сравнительно недолго, но успел сделать один серьезный вывод: существенная разница в климате предопределяет отличия между бразильцами и русскими. У меня на родине едва ли не 12 месяцев в году людей согревает солнце - поэтому у них менее суровое выражение лица, поэтому они более открыты, раскованны и веселы. А в России народ в основном замкнутый. Многие, похоже, зациклены на решении собственных житейских проблем.
- А если речь вести исключительно о футболе?
Жедер: - Не хочу сравнивать тактику, физическую готовность, технику, волевые качества. Обращу внимание лишь на один факт: Бразилия - пятикратный чемпион мира. У России же такие футбольные амбиции, будто она выигрывала это звание как минимум в два раза чаще.
Жан: - Футбол в России основан на силе и скорости. В Бразилии - на технике. У вас футболисты больше бегают по полю, чем мяч. У нас - наоборот. Это, по-моему, самое главное отличие.
ПОЖАТЬ РУКУ ДЖОРДАНУ И ПОПОВУ
- Насколько хорошо вы знакомы с губернатором Московской области Борисом Громовым?
Жедер: - Губернатор бывает едва ли не на каждом домашнем матче "Сатурна", а иногда даже заходит к нам в раздевалку. Знаю, что прежде он был военачальником очень высокого ранга и участвовал не в одном серьезном бою. А сейчас на мирном фронте стремится к тому, чтобы люди в Подмосковье жили как можно лучше. Чтобы у них были хорошие условия для занятий физкультурой и спортом. Для меня же очень важно, что сеньор Громов очень заботится о нашей команде и сильно за нее переживает.
Жан: - Знаю, что наш губернатор - боевой генерал, выигравший не одно важное сражение. Когда такой уважаемый и авторитетный человек приходит перед матчем в команду и разговаривает с нами по душам, стыдно потом ударить лицом в грязь.
- Какое бы вы использовали средство в борьбе с терроризмом?
Жедер: - Очень хочу, чтобы в мире не было терроризма, но даже не представляю, как этого добиться.
Жан: - Борьба с терроризмом может продолжаться до бесконечности, ибо те, кто стоит у руля террора, прежде всего опираются на религию.
- А с наркоманией?
Жедер: - К сожалению, наркоманов с каждым днем все больше и больше. Самое ужасное, что среди них огромное количество детей и подростков. Это - величайшая проблема всего земного шара. Но решать ее должны не мы, футболисты, а специалисты в этой области.
Жан: - Тут тоже замкнутый круг. Одна категория людей не в состоянии бросить курить, вторая не в силах отказаться от наркотиков. Да, обычный никотин не причиняет здоровью такого страшного вреда, как кокаин и героин, но у рядовых курильщиков, как и у наркоманов, привычка переходит в зависимость. Как от нее избавиться, в мире пока никто точно не знает.
- О чем бы вы попросили папу римского, окажись у него на аудиенции?
Жедер: - Во-первых, дать моим детям все то, чего я был лишен в их возрасте. Во-вторых, чтобы я как можно дольше оставался здоровым человеком - только при этом условии моя футбольная карьера может длиться еще много-много лет, а моя семья - жить в достатке.
Жан: - Покончить в мире с терроризмом, бедностью и голодом. Повторю: самое страшное, что жертвами всего этого становятся дети.
- Какие напитки вы предпочитаете?
Жедер: - Апельсиновый и ананасовый соки. И еще пиво.
Жан: - Апельсиновый сок. А из алкогольных - вино.
- Какое блюдо русской кухни вам по вкусу?
Жедер: - Извините, но мне по вкусу бразильская кухня.
Жан: - Не помню, как это правильно называется... Такой салат с кусочками рыбы.
- Кому из политических деятелей хотели бы пожать руку?
Жедер: - Тем, которые помогают "Сатурну".
Жан: - Первому человеку в России Владимиру Путину.
- А из спортсменов?
Жедер: - Майклу Джордану.
Жан: - Александру Попову. И еще хотел бы познакомиться с Анастасией Мыскиной.
- С кем из знаменитых киноактрис хотели бы провести вечер?
Жедер: - С Дженнифер Лопес.
Жан: - С Джулией Робертc.
ХОЧЕТСЯ В ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ
- Почему бразильские сериалы в России также популярны, как у вас на родине футбол?
Жедер: - Наши сериалы нечто среднее между выдумкой и реальностью. Но люди хотят, чтобы в жизни у них все складывалось именно так, как у телегероев, постепенно становящихся едва ли не членами семьи. Это происходит еще и благодаря блестящей игре актеров и актрис, которые выкладываются на сто процентов и, как мне кажется, порой испытывают те же самые чувства, что их персонажи. Точно так же считает моя жена, которая в Бразилии не пропускает ни одного сериала. К слову, в России их показывают по телевидению спустя несколько лет после премьеры у меня на родине.
Жан: - Популярность наших сериалов в России, как, впрочем, и на моей родине, прежде всего объясняется прекрасной игрой актеров. В Бразилии, если получалось, я следил за событиями одновременно трех сериалов.
- Какой самый светлый день в вашей жизни?
Жедер: - Мои дети родились не в один день. Мария Антонио - два года назад, а Жедер-младший - всего-навсего четыре месяца. Когда узнавал о их появлении на свет, чувствовал себя самым счастливым человеком на земле.
Жан: - В 2000 году юниорская команда "Сан-Паулу" победила в чемпионате Бразилии. Это незабываемый день в моей футбольной биографии.
- А самый мрачный?
Жедер: - В 1999 году я повредил крестообразную связку колена. В Бразилии мне сделали операцию, но, хотя она прошла успешно, вынужден был полгода оставаться вне футбола. Это были самые что ни на есть черные дни в моей жизни.
Жан: - Четыре года назад убили моего друга. Ему было всего-навсего 23 года.
- Ваша самая любимая игрушка в детстве?
Жедер: - По-моему, еще не научившись ходить, я пинал с утра до вечера мяч. Любая другая игрушка увлекала меня на один день - не больше. Зато мяч никогда не надоедал. В этом смысле я не оригинален. Нечто подобное происходит чуть ли не со всеми бразильскими мальчишками.
Жан: - В детстве я любил играть в футбол и в прятки.
- Какой предмет в школе вас интересовал больше всего?
Жедер: - Со школой, если быть честным до конца, у меня связаны самые мрачные воспоминания. Посещал ее не каждый день и без всякого удовольствия. А домашние задания делал из-под палки. Помню, однажды сказал маме: "Все. Не хочу больше учиться!" Какой же нагоняй я тогда от нее получил. Но, поняв, что мои дела в школе обстоят безнадежно плохо, она смирилась с тем, что в голове сына один футбол. В 16 лет я покинул родительское гнездо и переехал в другой город. С тех пор и началась биография футболиста-профессионала. Кстати, сравнительно недавно мама впервые заговорила о том, что я выбрал правильную дорогу в жизни. Но в пору детства она, по ее словам, очень волновалась за мою дальнейшую судьбу, почему-то полагая, что мечта ее сына стать классным игроком вряд ли может осуществиться.
Жан: - География.
- Как часто вы звоните в Бразилию?
Жедер: - Прежде почти каждый день звонил жене и маме. Но сейчас супруга живет здесь со мной, и количество звонков на родину сократилось примерно вдвое.
Жан: - Ежедневно звоню маме и друзьям. Из Раменского, из Москвы, из других городов, где "Сатурн" проводит матчи.
- Довольны ли вы тем, что приехали в "Сатурн"?
Жедер: - В "Сатурне" меня очень хорошо приняли, и я с удовольствием выхожу на поле в футболке подмосковного клуба. И сегодня, положа руку на сердце, могу признаться: абсолютно не жалею о том, что решил продолжить карьеру в России.
Жан: - Доволен. Ведь я же сказал, что получаю наслаждение от игры в "Сатурне". А это для футболиста-профессионала едва ли не самое главное.
- Что бы вы пожелали себе и своей команде?
Жедер: - Хотел бы в составе "Сатурна" выиграть первенство России, чтобы наша команда выступала в Лиге чемпионов.
Жан: - "Сатурну" - выиграть какой-либо крупный турнир. А себе - помочь ему сделать это.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ