Газета Спорт-Экспресс № 173 (3551) от 2 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

2 августа 2004

2 августа 2004 | Бокс и ММА

БОКС

КОЛОКОЛЬЧИК ДЛЯ ТАЙСОНА

Когда-то великий, когда-то непобедимый, когда-то абсолютный чемпион мира Майк Тайсон был в пятницу нокаутирован в 4-м раунде вполне заурядным британским тяжеловесом Дэнни Уильямсом.

Произошло это в Луисвилле, штат Кентукки, родном городе другого великого боксера, который тоже не смог покинуть ринг вовремя - Мохаммеда Али.

ДУРНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Вопреки особому мнению классика соцреализма жалость все-таки не унижает человека. Но она унижает бойца. Потому что если вам стало жалко бойца, значит, он проиграл. Победителей же не только не судят, но еще и не жалеют.

Не знаю, у кого как, а у меня вид Тайсона, поверженного в 4-м раунде Дэнни Уильямсом, вызвал сильнейшее желание отвернуться от экрана телевизора. И на память пришло то, как некий человечек, английский губернатор острова Святой Елены, куда был сослан Наполеон, издевался над свергнутым императором. Не хочу сказать ничего плохого о Дэнни Уильямсе как о человеке. Но если говорить о нем как о боксере, то разница между побежденным им Тайсоном и им самим примерно такая же, как между Наполеоном и мелкотравчатым губернатором, который изводил пленника.

Еще на память пришла статья из американского журнала The Ring, в которой был описан последний бой Мохаммеда Али. Его соперником тогда был заурядный боксер Тревор Бербик, а сам поединок проходил там, где такие события были крайне редки: на Багамских островах. В этих местах не нашлось даже нормального гонга, и вместо него использовали коровий колокольчик. 39-летний Али, от которого осталось одно имя, с треском проиграл бой, но все-таки продержался до финального гонга, вернее, колокольчика. Свои рассуждения автор статьи подытожил недвусмысленно: уходить надо вовремя, "не нужно доводить дело до коровьего колокольчика".

Однако это все теория. На практике же до него дело доводят почти все. Довел и Тайсон. И для него в колокольчик ударил Дэнни Уильямс, тем самым однозначно давая понять одному из величайших боксеров в истории, что тому пора на покой. Или по крайней мере на то, что может заменить Тайсону покой.

ДУРНЫЕ СЛУХИ

Непосредственно перед поединком Фредди Роуч, тренер Тайсона, много говорил о том, что его подопечный рвется в бой так, что его трудно сдерживать. Что его приходится урезонивать во время тренировок, чтобы не перестарался, и что он обязательно вновь станет чемпионом мира. Однако все это прямо противоречило тому, что доносилось из тренировочного лагеря Тайсона чуть раньше. Говорили, что Тайсон совершенно не может заставить себя тренироваться. Что драться он вроде бы действительно хочет, но не желает готовиться к бою и временами не является на тренировки. Поговаривали даже о том, что бой может вообще не состояться. Наверно, так было бы лучше всего.

Предыдущий бой Железный Майк провел почти полтора года назад, в марте 2003 года, и тогда он не дал себя толком рассмотреть: в первом раунде попал в своего противника Клиффа Этьена справа, а тот, искренне упав, не проявил, однако, столь же искреннего желания встать.

После этого большого желания драться Тайсон не выказывал, хотя его финансовые дела обстоят хуже некуда - он в долгу как в шелку. По оценочным данным, различным кредиторам Тайсон должен 38 миллионов долларов. Правда, он объявил себя банкротом и с него вроде бы все взятки гладки, но на самом деле для мало-мальски комфортной жизни в Америке по долгам нужно платить.

ДУРНОЕ НАЧАЛО

Сейчас много говорят о том, что Тайсон хорошо начал бой. Позволю себе с этим не согласиться. Прежде всего бой на самом деле начинается не с первым ударом гонга, а задолго до него - когда боксер выходит на ринг. Тайсон, шедший на ринг, был совершенно не похож на себя. У каждого свой стиль при выходе на ринг. Один крайне агрессивен, другой расслаблен, третий, наоборот, напряжен и т.д. Некоторые вообще кажутся напуганными, и для них это правильно, так как отход от своей нормы, своего стиля, как правило, ни о чем хорошем не говорит и ни к чему хорошему не приводит.

Раньше Тайсон обычно смотрелся как сгусток еле сдерживаемой ярости. Это было его нормальное предбоевое состояние. Теперь он казался задумчивым и слегка отрешенным. Уже это настораживало, хотя еще почти ни у кого не вызывало сомнения, что Тайсон, сколь угодно задумчивый и отрешенный, все равно без труда разобьет Уильямса.

Первый наскок Тайсона не был столь уж стремительным, и британец, не до конца справившийся с нервами, с помощью достаточно суетливой защиты все-таки закрылся от большинства атак Железного Майка и даже пару раз не совсем неудачно контратаковал. То есть он недостаточно перепугался, чтобы сдуру нанести мощный нокаутирующий удар, как Оливер Макколл во встрече с Ленноксом Льюисом десять лет назад. Но и недостаточно владел собой, а потому его удары были не слишком точны и сильны. В противном случае Уильямс мог бы сильно досадить Тайсону уже в первом раунде: тот шел вперед не мудрствуя лукаво и довольно много пропускал. Правда, пока более или менее чистых попаданий у Уильямса и близко не было.

Первую серьезную атаку Тайсон провел чуть меньше минуты спустя после начала боя - коронный сдвоенный апперкот правой по корпусу и в голову. После этого стало казаться, что никаких сюрпризов уже не будет точно. Ну продержится Уильямс раунд-другой, а потом один из таких ударов попадет в точку, и он будет либо созерцать лампы на потолке, либо нюхать пол. Тогда как-то ускользнуло от глаз, что британец, кажется, именно в этот момент стряхнул с себя остатки робости.

Однако в последующие секунд сорок впечатление, что бой близок к концу, только укрепилось. Сначала Тайсон обманул Уильямса и всунул отличный левый по печени, а потом, когда тот попытался отплатить ему той же монетой, нанес один за другим два левых боковых поверх защиты, от которых соперника качнуло, а затем - после короткой паузы - левый апперкот, от которого соперника уже зашатало основательно. Тайсон попытался продолжить атаку, но Уильямс связал ему руки. Тем не менее дело выглядело сделанным: до конца раунда оставалось полторы минуты, а британца вело во все стороны сразу. Никто раньше, находясь в таком состоянии, не мог отбоксировать с Железным Майком ни полторы, ни полминуты.

Однако Уильямсу удалось снова связать Тайсона в нескольких клинчах подряд. Секунд за тридцать до конца раунда Железному Майку удалось провести неплохой правый кросс. И почти тут же произошел эпизод, о котором потом будут много говорить. В совершенно безобидном с виду боевом эпизоде Тайсон вдруг согнулся, будто от удара ниже пояса. Но Уильямс никакого удара не наносил, а Тайсон на какую-то долю секунды схватился рукой за левое колено, тем самым показав, где была проблема. Видимо, неудачно вывернул коленный сустав.

Насколько это повлияло на последующий ход боя? Здесь каждый вправе строить свою версию. Во всяком случае, концовку раунда выиграл Тайсон. Уильямс полез в рубку, но не добился в ней почти ничего, зато в ответ пропустил два левых по печени, мощнейший левый апперкот - лучший удар в серии, правый боковой, еще два левых боковых и пару джебов вразрез. Все эти удары, за исключением апперкота, частично пришлись на защиту, но все же перепало Уильямсу - ой-ой-ой. В общем, теперь казалось, что если дело не закончилось в первом раунде, то точно закончится во втором-третьем. Что же, так даже интереснее.

Насколько интересно все закончится на самом деле, тогда было еще трудно представить.

ДУРНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

На первой минуте второго раунда Уильямс опять пропустил множество ударов, в основном слева. Однако не стушевался, а попытался использовать преимущество в росте и начал отстреливаться левым джебом, а почти через минуту после начала раунда провел очень сильный левый боковой. Это был первый большой успех, после которого он остаток раунда рубился с соперником почти на равных. Выглядело это странно. Тайсон провел больше точных ударов, опять в основном слева (в частности, британца то и дело крайне огорчал все тот же левый апперкот), кроме того, как всегда, хорошо защищался корпусом, но все-таки его преимущество было не слишком значительным.

В самом начале третьего раунда Тайсон провел два неплохих удара справа и слева, но Уильямса это только раззадорило, и он снова полез в рубку. Тайсон запер его в углу, последовал обмен ударами и столкновение головами. Рефери остановил бой и снял с Уильямса очко за удар ниже пояса. Мне показалось, что нарушения правила не было, но утверждать не берусь. А вот то, что рефери тянул время с возобновлением боя, по-моему, несомненно. Он долго ходил по рингу, переговаривался с разными людьми за канатами, пока наконец примерно через полминуты (!) не вызвал врача: у Тайсона действительно было сильное рассечение. Доктор пришел и ушел, а рефери все никак не давал команду продолжить бой. Сделал он это ровно через минуту после остановки: мне кажется, совершенно сознательно давал Тайсону передохнуть.

Отдохнув, тот достал противника сначала справа, а потом слева. Но Уильямс опять полез в рубку и в размене сумел провести хороший левый боковой. Железного Майка чуть качнуло, но потрясенным он не казался. Размен продолжился, и здесь рефери опять остановил встречу и снял еще одно очко с Уильямса за удар ниже пояса. На этот раз удар, левый апперкот, вне всяких сомнений, был, но пришелся он буквально на пару сантиметров ниже "ватерлинии", и, честное слово, не уверен, что боксер заслуживал такого сурового наказания. Воля ваша, но с судейством все-таки что-то было нечисто. Впрочем, теперь на это вряд ли обратят внимание, так как на исходе матча оно не отразилось.

Противники обменялись ударами справа, потом опять пошел размен, в котором на этот раз точнее был Тайсон, нанесший левый апперкот и левый боковой, а затем еще и правый кросс. Ну а потом пошла затяжная рубка. Тайсон выиграл ее начальную часть, Уильямс - середину, нанеся несколько ощутимых ударов, но концовка все равно осталась за Тайсоном. Он нанес несколько сильных ударов, лучшим из которых стал левый боковой, от которого Уильямса болтануло. После этого Тайсон провел еще правый кросс, но уже после гонга. Однако рефери не снял с него очко, а лишь дружески похлопал по спине.

И ОЧЕНЬ ДУРНОЙ КОНЕЦ

Четвертый раунд начался для Тайсона очень хорошо. Он провел длинную серию, начавшуюся с правого кросса и им же закончившуюся. Последний удар пришелся точно "по бороде" и был очень силен. Ума не приложу, как Уильямс удержался на ногах. Затем наступила довольно долгая пауза, в ходе которой было больше клинчей, чем ударов, а за ней последовал хороший правый кросс Тайсона. Британец отреагировал на это, как бык на красную тряпку: почти тут же провел в ответ целых четыре удара - левый апперкот и три боковых, правый-левый-правый.

Британцу этого показалось мало, и в следующем эпизоде он нанес левый апперкот и короткий, но сильный правый кросс. Потом был еще левый джеб, усиленный встречным движением Тайсона, а затем правый кросс. Тайсон между делом провел в ответ один или два удара, но погоду на ринге делал уже не он. Уильямс через некоторое время опять нанес несколько боковых, не слишком чистых, но сильных, а еще через несколько секунд бесцеремонно оттолкнул его, как куклу, на удобную для себя дистанцию и атаковал навалом с обеих рук.

Британец провел больше двадцати более или менее точных ударов, последним из которых был длинный правый кросс. Пришелся он по левой перчатке, которую Тайсон прижал к голове, но соперника все равно снес. У рефери ушло ровно пятнадцать секунд для того, чтобы досчитать до десяти. Однако в тот момент, когда он говорил "десять", Тайсон, начавший вставать, еще опирался рукой о пол. Рефери остановил бой.

Победивший Уильямс заметался по рингу, не зная, куда деваться от счастья, потом между делом восславил Аллаха, в которого верит, и сделал предложение своей подруге, которое она безотлагательно приняла. Чего только не сотворишь на радостях?!

Сразу после боя Шелли Финкель, менеджер Тайсона, заявил: все дело в том, что Тайсон вывернул колено в первом раунде. А Фредди Роуч обвинил 120-килограммового Уильямса в том, что тот все время ложился на Тайсона в клинчах. Первое, на мой взгляд, более верно, чем второе, но проиграл Железный Майк не из-за вывернутого колена. А потому, что его время прошло. Давно прошло.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ