Газета Спорт-Экспресс № 170 (3548) от 29 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

30 июля 2004

30 июля 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОДИССЕЯ-2004

ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 15 ДНЕЙ

КОМАНДА РАПИРИСТОВ ГОТОВА ВЫСТРЕЛИТЬ ТОЧНО В ЦЕЛЬ

Вчера корреспонденты "СЭ" побывали на базе в Новогорске, где готовятся наши мужчины-рапиристы.

Лина ХОЛИНА

из Новогорска

В учебно-тренировочном центре "Новогорск" жизнь бьет ключом. В залах для стрельбы, гимнастики, на гандбольной площадке идут тренировки. Нашли мы и мужскую команду рапиристов, которая делит огромное помещение с "художницами".

Тренировка была в самом разгаре - четыре дорожки заняты спаррингами. На самом краю отдыхали Руслан Насибуллин и Вячеслав Поздняков, Реналь Ганеев проводил бой, а Юрий Молчан - урок с олимпийским чемпионом 1988 года Анваром Ибрагимовым.

Состав российской команды в рапире определился еще зимой, когда было принято решение постараться получить олимпийскую лицензию и в этом виде оружия. Надо сказать, что ситуация с рапиристами была самой сложной, и мало кто мог предположить, что им удастся вскочить в набравший ход "олимпийский поезд". Удалось. На нервах, на силе воли, на сумасшедшем кураже, пришедшем после первых успехов.

- Фехтование живет традициями, - начал разговор главный тренер по рапире Дмитрий Шевченко. - Смотрите, здесь в зале олимпийский чемпион Анвар Ибрагимов, двукратный - Ильгар Мамедов. В свое время в Сеуле именно они были пионерами среди представителей новой волны. Ведь до 1988 года, к сожалению, на протяжении не одного десятка лет наша рапирная команда не могла добраться до олимпийского золота. Хотя в ее состав входили такие выдающиеся мастера, как Александр Романьков, Владимир Смирнов, Сабир Рузиев. А вот после сеульского успеха начали сыпаться звания и титулы. Все это продолжалось до Атланты-96, где рапиристами было завоевано последнее золото. Затем опять наступил спад. Увы, он слишком затянулся. И когда в начале 2000 года мы с Ибрагимовым, который стал тренером резерва, начали работать с командой, то не настраивались на скорую отдачу. Потому что понимали: за год-два ничего сделать нельзя. Мы же реалисты.

Но на протяжении последних двух лет рапиристы стали показывать приличные результаты. Считаю, что отправной точкой была победа на первенстве мира среди юниоров Реналя Ганеева. Парень в блестящем стиле выиграл турнир. Сейчас он самый молодой в команде. И в определенном смысле продолжатель отечественных рапирных традиций. Дело в том, что его первым тренером был Рамиль Аюпов, который в свое время воспитал Анвара Ибрагимова. Теперь в сборной с Ганеевым занимается сам Ибрагимов.

Не скрою, было приятно, когда мы на последних метрах дистанции вырвали олимпийскую лицензию у таких сильных фехтовальных стран, как Польша и Бельгия. Возможно, для определенного круга специалистов это и было неожиданностью, но не для нас. Мы знали, что потенциал есть, просто не были уверены, успеет ли он раскрыться до нынешней Олимпиады.

- На протяжении нескольких месяцев единственной целью была путевка в Афины. Хватит ли вашим подопечным моральных сил, чтобы в Греции бороться за медали?

- Отбор был изнурительным. И как только в апреле он завершился и мы завоевали право на поездку в Грецию, ребята действительно расслабились. И на следующем же турнире в Португалии провалились. Но никто их в этом не винил. Мы знали, что делать дальше. Подтверждение - выступление на чемпионате Европы в Копенгагене. Там меня порадовал не столько результат - золотые медали, - сколько уровень фехтования и психологической подготовки. Они были Командой с большой буквы, были одним целым, монолитом. Если бы удалось поддержать такой настрой и на Играх...

По себе знаю, что Олимпиада ошарашивает спортсмена. Представляете, каждый день в Олимпийскую деревню съезжается большое количество спортсменов, которые уже завершили выступления на Играх. Что чувствует человек, когда мимо него кто-то проходит с олимпийской медалью на груди, а свой старт еще через неделю? Спортсмен, пусть даже выдающийся, запросто может перегореть. Дождаться своего часа и хорошо выступить способен только человек с устойчивой психикой.

- В свое время вам удалось выиграть Олимпиаду. Можно ли свой опыт донести до учеников?

- Надеюсь. Личным примером показываем, что можно всего добиться только через труд, через умение в нужный момент сплотиться. Главным для нас в Греции будет именно командный турнир. Сейчас нам трудно рассчитывать на высокие места в личных соревнованиях, а вот команда способна выстрелить точно в цель.

- Сборная продолжает интенсивно тренироваться?

- Да. Только что вернулись со сбора по общефизической подготовке. 11 дней провели на юге. Там сбросили усталость, которая накопилась за сезон, психологически настроились на работу, получили запас физической бодрости. Сейчас, на заключительном этапе подготовки к Играм, почти все внимание уделяем индивидуальной работе между тренером и спортсменом - индивидуальным урокам.

Естественно, проводим много спаррингов. Ведь очень важно не только знать, как с кем фехтовать, но и понимать, как во время поединка менять тактический рисунок боя. Это особенность нашего вида оружия. В рапире важно не кто кого быстрее уколет, а кто выиграет фехтовальную фразу. Возможно, для непосвященных зрителей этот вид оружия сложноват, но как только начинаешь в нем разбираться, понимаешь, что рапира похожа на шахматную партию в динамике.

Кстати, на днях сюда в Новогорск приедут американские рапиристы. Видите, как только пошли положительные сдвиги в результатах нашей сборной, так и коллеги нами заинтересовались. Видимо, хотят посмотреть методику тренировок. Мы же от присутствия новых спортсменов только выиграем - расширятся возможности спарринга.

- Дальнейшие планы?

- Последняя тренировка в Новогорске запланирована на 8 августа. Потом летим в Афины. Личный турнир рапиристов стартует 16 августа, командный - 21-го. Так что после приезда в Грецию, аккредитации и размещения мы продолжим тренировки - свое тренировочное время в залах уже знаем.