Газета Спорт-Экспресс № 168 (3546) от 27 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

27 июля 2004

27 июля 2004 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

"ТУР ДЕ ФРАНС"

Петр УГРЮМОВ: "ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ "БОЛЬШОЙ ПЕТЛИ" - ЛЮДОЕДЫ"

О феномене Лэнса Армстронга, теперь уже шестикратного победителя "Тур де Франс", корреспондент "СЭ" решил поговорить с нашим известным велопрофи, вице-чемпионом "Тур де Франс"-94 и "Джиро д'Италия"-93, третьим призером итальянской супермногодневки 1995 года Петром Угрюмовым.

- В прошлом году вы комментировали специально для "СЭ" всю "Большую петлю". В этом сезоне тренерские заботы в вашей команде помешали нашему сотрудничеству, но тем не менее "Тур" видели. Что скажете о его победителе?

- Лэнс - просто великий гонщик. И выдающийся человек. Вряд ли его рекорд будет хотя бы повторен в обозримом будущем. Уж лет шесть он точно продержится (смеется).

- В чем, на ваш взгляд, феномен этого американского гонщика? И есть ли он вообще?

- Конечно, есть. Вот только разложить его по полочкам ох как непросто! Помню, я впервые заметил Армстронга, которому был тогда 21 год, на чемпионате мира-93 в Осло. Дождь с градом превратили трассу в каток, и вот в таких ужасных условиях этот паренек из Техаса выиграл групповую гонку. По-моему, это о чем-то говорит. В следующий раз я обратил на него внимание, когда, победив на одном из этапов своего дебютного "Тура", Армстронг в ответ на поздравления заявил: "Я еще выиграю всю "Большую петлю". А потом на него обрушилась эта кошмарная болезнь - рак. Борьба с которой, уверен, во многом и создала нового Армстронга. Страшно звучит, но именно рак окончательно слепил его характер победителя. Когда Лэнс вступил в схватку со смертельным недугом, стало ясно, что он не из тех, кто легко сдается. Одолев рак, Армстронг вернулся на шоссе совсем иным. Побывав одной ногой на том свете, он кардинально изменил свои взгляды на жизнь, переоценил все жизненные ценности, пересмотрел прежние приоритеты. И нам вряд ли удастся до конца понять такого человека. Мне кажется, что начиная с того самого 1996 года Армстронг все мчится и мчится наперегонки со смертью. У него какой-то свой жизненный график. Свой отсчет времени. Может, именно поэтому он так классно проходит разделки? Вообще, психологически Лэнс намного сильнее любого из современного пелотона. Я уж не говорю о его сумасшедшей физической форме.

- А как вы относитесь к мнению некоторых известных гонщиков, считающих, что залог выдающихся успехов техасца - в тех медицинских препаратах, которые ему как перенесшему тяжелейший недуг разрешено использовать в отличие от остальных?

- Лекарства, которые принимает Лэнс, необходимы ему не для того, чтобы побеждать в гонках, а чтобы элементарно жить. И потом он же, как и все, проходит допинг-контроль, и его ни разу не поймали на запрещенном препарате.

- Вы неоднократно выходили на старт супермногодневок и финишировали в них вторым и третьим, уступая таким асам, как Индурайн или Ромингер. Поэтому вам, наверное, хорошо понятны чувства Яна Ульриха, в шестой раз проигравшего Армстронгу в гонке мечты.

- В отличие от меня немец все-таки однажды выиграл "Тур".

- Но победный марш Лэнса ему остановить не удалось...

- Знаете, пять раз финишировать вторым в такой великой гонке, как "Тур де Франс", тоже дорогого стоит. Хотя никто не может сказать, что в этом году Ян был слабее себя прошлогоднего. Просто американец образца 2004 года сильнее Армстронга-2003. Да, Ульриху обидно, досадно, даже больно... Но это жизнь, это спорт. С годами начинаешь более философски воспринимать поражения от великих. Утешение лишь одно: и я, и Ульрих проигрывали действительно гениям велоспорта. Хотя сам Ян с не меньшими основаниями претендует на лавры гения.

- Тогда объясните причины постоянных поражений немца.

- Тут мы опять возвращаемся к вопросу о феномене Армстронга. Такие гонки, как "Большая петля", в одиночку не выигрываются, для этого необходима четкая и слаженная работа всей команды. Талант ее капитана еще и в том заключается, чтобы, выстроив правильно иерархию, подчинить каждого партнера своей воле, заставить работать на себя. Мне кажется, Лэнс сумел железной рукой создать из "Ю.Эс.Постал" суперкоманду. Не случайно ее прозвали "синим экспрессом". А какое прозвище у ульриховской "Т-Мобайл"? Верно - никакого. Потому что не смог Ян превратить ее в единый организм. Ульрих - великий гонщик, харизматическая личность, но не вожак от Бога. Помните, как немец, проигрывая по ходу гонки своему товарищу по команде Андреасу Клодену, заявил, что согласен на рокировку, то есть готов, если надо, поработать на более удачливого товарища. Вы можете представить себе Армстронга, согласного поработать на кого-то из "Ю.Эс.Постал" в интересах команды? Хотя бы на своего друга Лэндиса? Да ни за что на свете! Потому что интересы команды - это интересы Армстронга. То есть Армстронг в гораздо большей степени людоед, чем Ульрих. Шестикратными лауреатами "Тура", не сожрав кучу конкурентов, не становятся.

Ровшан АСКЕРОВ