Газета Спорт-Экспресс № 167 (3545) от 26 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

26 июля 2004

26 июля 2004 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

"ТУР ДЕ ФРАНС"

Вчера традиционным этапом "мира и дружбы" на Елисейских Полях в Париже финишировала 91-я супермногодневка "Тур де Франс". В рекордный, шестой раз ее победителем стал американец Лэнс Армстронг. Еще один рекорд установил француз Ришар Виранк, в седьмой раз подряд выигравший титул горного короля. И второй год подряд лучшим молодым участником "Большой петли" был признан российский велогонщик. Год назад белую майку из Парижа увез Денис Меньшов, в этом сезоне - его товарищ по команде Владимир Карпец.

ЛЭНС АРМСТРОНГ - ВЕЛИКИЙ ДРАКОН

Существует старая поучительная легенда о драконе, стерегущем сокровища. Много было отважных рыцарей, мечтавших о славе победителя монстра. Бесстрашные воины выходили на поединок с чудищем, но ни один из них не возвращался с победой. А между тем дракон не был столь грозен и непобедим. И любой из рыцарей мог бы похвастать снесенной головой чудища, если бы не одно обстоятельство... Каждый победитель, ослепленный блеском золота и драгоценных камней, желал взять с собой немного из сокровищницы побежденного врага. И лишь только рука воина касалась презренного металла, как сам он превращался в дракона.

...Вспомнил я эту легенду, наблюдая за последними этапами исторического "Тур де Франс"-2004. Много ли было в этом году (отмеченном Олимпийскими играми и чемпионатом Европы по футболу!) событий, о которых вы позже будете вспоминать и с гордостью восклицать: "Я видел это!"? Но "Большая петля" нынешнего сезона в любом случае войдет в историю: 25 июля была переписана страница "вечных" рекордов престижнейшей супермногодневки.

"Лига пятикратных лауреатов" волевыми усилиями одного человека получила своеобразное понижение в классе. Американец Лэнс Армстронг выиграл французский супер-тур в шестой раз подряд и основал собственный клуб, единственный член которого - он сам. Он победил "драконов" Анкетиля, Ино, Меркса и Индурайна, став равным им уже год назад. А в этом году превзошел всех! И я могу лишь посочувствовать тем, кто пропустил это трехнедельное действо.

Если же быть справедливым, то "техасский рейнджер" Лэнс Армстронг бросил вызов не одному дракону, а целому сонму чудищ огромных, стозевных. И с каждым справился по-своему. В 1996 году одолел смертельную болезнь, вернулся практически с того света и немедленно сел в седло велосипеда, чтобы одолеть других монстров - великих, бессмертных, легендарных пятикратных. Мало кто верил, что чемпион мира-93 Армстронг вообще выживет после того диагноза, что вынесли ему врачи, а он говорил о том, что все равно будет гоняться. Мало кто верил, что, даже вернувшись на шоссе, он составит серьезную конкуренцию ведущим профи. Но техасец поставил себе сверхвысокую цель. Видимо, тоже знал старую легенду и понимал: для того чтобы победить дракона, нужно самому быть драконом. И спустя три года после того, как пал дракон номер один - рак, пришла очередь дракона номер два - извилистого, серого, питонообразного шоссейного монстра длиной свыше 3000 км, разлегшегося по Франции. С ним он бился долгих шесть лет и победил, сам превратившись в жестокого и беспощадного людоеда. О том, что превращение завершилось, свидетельствует весь "Тур"-2004. А уж концовка его вообще отмела всякие сомнения.

Один из виртуальных соперников Армстронга - пятикратный кавалер "Тур де Франс" Эдди Меркс - за беспощадность к соперникам справедливо получил прозвище Каннибал. В том, что во имя достижения цели техасец тоже способен полакомиться человечинкой, мало кто сомневался и до начала гонки. Армстронг шел вперед к заветной цели, подчинив своей железной воле восемь человек в синей форме, превратив каждого из них в послушный винтик скоростного "синего экспресса". Он неистово пер (другого глагола, увы, не нахожу) на Альп д'Юэз, не обращая внимания на толпы беснующихся болельщиков Ульриха и Бассо, на безумцев, бросающихся под колеса его велосипеда. Шел в сумасшедшем темпе, не желая уступать своему главному конкуренту Яну Ульриху. А ведь немца Лэнс одолевал уже пять раз и все равно не хотел давать повода даже для морального превосходства над собой человеку, которого победил на "Тур де Франс" в шестой раз! Еще бы, ведь на кону стоял выигрыш самого престижного альпийского этапа. Он выиграл эту разделку, хотя ему откровенно плевали в лицо, пользуясь безнаказанностью, фанаты его конкурентов, а вся трасса была исписана издевательскими намеками "Армстронг = ЕРО".

Он выигрывал этапы, идя на штурмы гор и бросаясь в спринтерские разборки. И ничто не могло вывести его из себя: ни попытки журналистов смешать его с грязью, ни попытки организаторов "Тура" нанести удар по его команде и снять с гонки его грегари, ни желчные обвинения в неспортивности и нечестности, которые звучали из уст земляка и двукратного победителя "Большой петли" Грега Лемонда.

С изяществом и благородством истинного короля Лэнс ответил на все оскорбления и обвинения старшего товарища: "Я все равно уважаю Грега, ведь он первый американец, выигравший "Большую петлю" и разбудивший интерес Америки к велоспорту. Я и сам был его поклонником".

И все. Ни слова оскорбления в ответ. А только победы, победы, победы. Вот поведение, достойное дракона.

Впрочем, если нужно, дракон по имени Лэнс отбрасывал всю дипломатию, чтобы покарать врага. Стоило Филиппо Симеони публично обвинить Армстронга и его врача Микеле Феррари в применении допинга, как рассвирепевший техасец пообещал отомстить наглецу и поклялся, что не даст Симеони выиграть ни одной гонки, в которой он сам принимает участие. И стоило на 18-м этапе итальянцу попытаться убежать от пелотона, как Армстронг в желтой майке лидера не побрезговал лично (!) возглавить преследование и вернуть обидчика на место. Что король Лэнс спускает равному себе Лемонду, то не позволит ничтожеству Симеони.

Величие Армстронга мы могли наблюдать и на 17-м этапе, когда он совершил сумасшедший финишный рывок и не дал уже готовому вскинуть руки в победном приветствии Андреасу Клодену первым пересечь финишную черту. Этот выигрыш ничего не давал Лэнсу в плане преимущества над немцем, но жажда побед уже полностью поглотила его. Именно тогда, поздравляя Армстронга с победой на этапе, Ино заметил: "Браво, Лэнс, никаких подарков соперникам. Ты достойный наследник Каннибала Меркса".

Напрасно техасец стал открещиваться от сравнения. Всю гонку, все три недели он шел к этому сравнению и к праву именоваться вторым Мерксом. Хотя нет, теперь он уже Первый Армстронг. Он не подвел Америку, встав по достоинству в один ряд с однофамильцами - джазменом Луи и астронавтом Нилом. Один стал пионером в искусстве, второй - первым землянином на Луне. Лэнс же первым сделал реальностью то, что было невозможным на протяжении 101 года существования "Тура". Это в стиле американцев - всегда стараться хоть в чем-то стать первыми и лучшими. Соревновательность в крови у этой нации, которая подарила миру выдающихся пловцов, бегунов, а теперь и велогонщиков. Армстронг, как истый американец, пришел в легендарную гонку, чтобы самому стать в ней легендой.

* * *

Субботняя гонка с раздельным стартом окончательно расставила все точки над i в "Туре"-2004. Блестяще поведя всю супермногодневку, будучи сильнее конкурентов в горах и в разделках, американец Лэнс Армстронг одержал победу и на 19-м этапе. Таким образом, шестикратный победитель "Большой петли" установил личный рекорд - 5 побед на этапах одного "Тура". Россиянин Владимир Карпец выиграл у француза Тома Воклера звание лучшего молодого (до 25 лет) гонщика, а с ним и белую майку.

Идеально провел разделку вечный оппонент Армстронга - Ян Упьрих. Прекрасно понимая, что отыграть отставание в 4 минуты от шедшего перед этим этапом вторым итальянца Ивана Бассо ему не удастся, немец принялся работать на своего партнера по команде Андреаса Клодена. Олимпийский чемпион-2000 и победитель "Тур де Франс"-97 задал необходимый темп Клодену и практически вел своего товарища, помогая тому отыгрывать секунды у Бассо. В итоге Клоден сместил итальянца со второго места.

Ровшан АСКЕРОВ

91-я супермногодневка "Тур де Франс". 19-й этап. 24 июля. Безансон. Индивидуальная разделка. 55 км. 1. Армстронг (США, "Ю.Эс.Постал") - 1:06.49. 2. Ульрих - отставание 1.01. 3. Клоден (оба - Германия, "Т-Мобайл") - 1.27. 4. Лэндис (США, "Ю.Эс.Постал") - 2.25. 5. Джулич (CLUA,CSC) - 2.48. 6. Бассо (Италия, CSC) - 2.50... 8. КАРПЕЦ (Россия, "Иль Балеарес") - 3.33... 16. ЕКИМОВ (Россия, "Ю.Эс.Постал") - 4.54... 32. ПЕТРОВ (Россия, "Саеко") - 6.25... 36. Виранк (Франция, "Квик Степ") - 6.37... 54. ИВАНОВ (Россия, "Т-Мобайл") - 7.46... 56. Цабель (Германия, "Т-Мобайл") - 7.52... 58. БОЧАРОВ (Россия, "Креди Агриколь") - 7.56... 70. Симони (Италия, "Саеко") - 8.38.

20-й этап. 25 июля. Монтре - Париж. 163 км. 1. Бунен (Бельгия, "Квик Степ") - 4:08.26. 2. Назон (Франция, "Превоянс"). 3. Хондо (Германия, "Герольштайнер"). 4. Макивен (Австралия, "Лотто-Домо"). 5. Цабель (Германия, "Т-Мобайл")... 25. ЕКИМОВ... 32. Ульрих... 38. Клоден... 55. ИВАНОВ... 57. Виранк... 61. ПЕТРОВ... 85. Бассо... 94. БОЧАРОВ... 97. КАРПЕЦ - у всех то же время... 114. Армстронг - отставание 0.19.

Итоговый зачет. 1. Армстронг - 83:36.02. 2. Клоден - отставание 6.19. 3. Бассо - 6.40. 4. Ульрих - 8.50. 5. Азеведу (Португалия, "Ю.Эс.Постал") - 14.30. 6. Манчебо (Испания, "Иль Балеарес") - 18.01... 13. КАРПЕЦ - 27.16... 15. Виранк - 28.11... 36. БОЧАРОВ- 1:10.54... 38. ПЕТРОВ - 1:12.24... 57. ИВАНОВ - 1:49.51... 80. ЕКИМОВ - 2:16.44... 122. Макивен - 2:59.18.

Зеленая майка (лучший спринтер). 1. Макивен - 272. 2. Хусховд (Норвегия, "Креди Агриколь") - 247. 3. Цабель (Германия, "Т-Мобайл") - 245... 8. Армстронг - 143... 11. Ульрих - 100.

Белая майка в красный горох (горный король). 1. Виранк - 226. 2. Армстронг - 172. 3. Расмуссен (Дания, "Рабобанк") - 119... 6. Ульрих - 115.

Белая майка (лучший молодой гонщик). 1. КАРПЕЦ - 84:01.13. 2. Касар (Франция, "Франсез де Же") - 3.42. 3. Воклер (Франция, "Бриош ла Буланжер") - 6.01.

Командный зачет. 1. Т-Мобайл - 248:58.43. 2. Ю.Эс.Постал - 2.42.3. CSC - 10.33.