Газета Спорт-Экспресс № 135 (3513) от 18 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

19 июня 2004

19 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

ОПУСТОШЕНИЕ

Игорь РАБИНЕР

ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

Через два года они отметят совершеннолетие, а там уже и до собственных детей недалеко. Речь о тех российских тинейджерах, которые даже в младенческом возрасте не застали выходов сборной России из группы - будь то на чемпионате мира или Европы.

В славную историю нашего футбола они наверняка верят так же, как в учение Маркса - Энгельса - Ленина. Потому что верить можно только тому, что видишь собственными глазами.

А видим мы другое. Видим, как Дмитрий Булыкин, первым направляясь по обязательному маршруту из раздевалки к смешанной зоне, вдруг отодвигает барьер - и вслед за ним в обход ошарашенных таким поворотом журналистов прямо к автобусу едва ли не опрометью бросается почти вся сборная России, а кто-то из игроков через этот барьер даже перемахивает - впору ехать на Олимпиаду в Афины, в барьерном беге участвовать. С прессой имеют смелость пообщаться только Вадим Евсеев (если вспомнить обстоятельства гола Манише, о защитнике "Локомотива" этот факт многое говорит), Владимир Быстров и позже - Сергей Овчинников. Он со сборной в Фару не поехал. Для основного вратаря чемпионат Европы уже закончен.

По микст-зоне идут довольные португальцы. Симау Саброза на ломаном английском выделяет Аленичева и Лоськова, в бейсболке с пресс-конференции сосредоточенно шагает лучший игрок матча по версии УЕФА Манише. Интервью не дает только Луиш Фигу - у суперзвезд всегда какие-то эксклюзивные контракты. Но ведь и он, Фигу, идет по заданному маршруту, не сворачивая ни в какие стадионные подворотни!

А наши - не идут. Причем непонятно почему. Тем более что за второй тайм игры с Португалией стыдно ни футболистам, ни их поклонникам быть не может. Может быть досадно и непонятно - почему не играли так, когда их было 11, а не 10. Когда сил и возможностей атаковать и забивать было больше.

Потому, что это Россия, это русский менталитет. "У нас многое невозможно объяснить", - философски скажет Овчинников, отвечая на мой вопрос, почему после перерыва ослабленная сборная играла лучше, чем до него. Вот потому-то, что невозможно объяснить, мы 16 лет (а еще прибавьте как минимум два года - до ЧМ-2006 в Германии) никуда не выходим. В нынешний футбол по одному наитию и вдохновению не сыграешь. Надо досконально знать соперника и себя. Валерий Лобановский, который последним выходил из группы с нашей (тогда еще союзной) сборной, понял это лет 30 назад. Весь мир - ближе к стыку веков.

А КАК ЖЕ ГРЕКИ?

Да, мы изначально слабее испанцев и португальцев. Да, мы играли на их территории. Да, несмотря ни на какие обстоятельства, не превратились в Болгарию и не дали повода над собой насмехаться. Да, в обоих матчах трижды оказывались в пограничных судейских ситуациях - но ни за Аленичева с Испанией, ни за Быстрова с Португалией пенальти в чужие ворота не назначили, а Овчинникова удалили за руку, которой мяч, возможно, и вовсе не коснулся.

Но как же тогда, простите, греки? Не они ли играли против тех же соперников - и набрали четыре очка? Не они ли последний раз участвовали в чемпионате Европы в год московской Олимпиады, когда еще не родились Измайлов, Кержаков, Бугаев, Сычев, Быстров, Анюков, Акинфеев - почти треть нашей сборной? Не их ли фамилии до недавних пор не говорили вам ровным счетом ничего, а значит, их возможности не могут превосходить наши? Не они ли преподали пример организованной, продуманной до последней мелочи игры, хотя в недавнем прошлом считалось аксиомой, что сделать этих горячих парней управляемыми, - из области фантастики?

Окончание - стр. 4