Газета Спорт-Экспресс № 134 (3512) от 17 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
ОЛИМПИЙЦЫ-2004 |
Алина КАБАЕВА и Ирина ЧАЩИНА
ГЛАВНЫЕ ПОБЕДЫ - НЕ ТЕ, ЧТО ОДЕРЖАНЫ НА КОВРЕ
Простой тест на стандартное мышление: река - Волга, поэт - Пушкин, художественная гимнастика - Кабаева и Чащина... Кажется, ни усложнения программ и новые требования техкома FIG, ни происки WADA и длительные дисквалификации, ни молодые амбициозные соперницы не способны поколебать лидирующие позиции наших девушек в этом виде спорта.
Англия подарила миру футбол, но сборная Британии сумела стать олимпийским чемпионом лишь на заре современного олимпизма. В Голландии были заложены основы спортивной гимнастики, но жители Страны тюльпанов еще ни разу не выигрывали золотую олимпийскую медаль в этом виде. Местом рождения художественной гимнастики можно смело назвать нашу страну. И именно воспитанницы отечественной школы задают сегодня тон на турнирах всех уровней.
Перед стартом Игр в Афинах мы, как и четыре года назад, ждем победы от блистательной Алины Кабаевой. Однако не забываем, что у нашей примы есть добрая подруга, жесткий конкурент и надежный дублер Ирина Чащина. Беседа с ними корреспондента "СЭ" началась перед отъездом спортсменок на проходившее недавно в Киеве европейское первенство, а завершилась, когда девушки вернулись с очередными титулами.
НАС ПОСПЕШИЛИ "ПОХОРОНИТЬ"
- Алина, в вашей коллекции наград пока не хватает одной, самой, наверное, желанной...
Алина Кабаева: - Если вы имеете в виду золото Олимпиады, то не угадали. Самой большой победой для меня стало преодоление себя. Я очень горжусь тем, что не сломалась в трудное время, когда была отлучена от соревнований, лишена возможности заниматься любимым делом. Конечно, мне очень помогла выстоять Ирина Александровна (Винер, главный тренер сборной России. - А.Р.). Если бы не она, не знаю, хватило бы у меня сил выдержать такое испытание. Нас ведь с Ирой Чащиной "похоронили", едва были оглашены результаты судебного заседания в Лозанне. Но Ирина Александровна сумела нас встряхнуть. И мы доказали всем, что нас рано сбрасывать со счетов. Вообще, я считаю, что у нас с нашим тренером идеальные взаимоотношения. И было бы удивительно, если бы мы не отблагодарили ее за поддержку новыми турнирными успехами.
- Насчет тренера, которую вы нередко называете второй мамой, все ясно. А какие отношения друг с другом у лидеров российской и мировой художественной гимнастики Алины Кабаевой и Ирины Чащиной? Кто вы больше - подруги, защищающие честь одной сборной, или непримиримые конкурентки?
А.К.: - На соревнованиях я никогда не смотрю, как выступает Ира, если она выходит раньше меня на ковер...
Ирина Чащина: - ...равно как и я не слежу за Алиной, когда она работает со снарядами...
А.К: - ...и не думаю искать какие-то ошибки в ее действиях. А когда сама выполняю композиции, забываю обо всем на свете, кроме одного: как бы точнее сделать каждый элемент. Я уже не раз говорила, что у меня только одна конкурентка - я сама. У нас с Ирой доброе соперничество, мы стремимся превзойти не друг друга, а самих себя. Ира - очень хорошая гимнастка и прекрасный оппонент. Мы заставляем друг друга быть лучше, совершенствоваться.
- Но тем не менее на Олимпиаде Кабаева, скорее всего, будет первым номером сборной, а Чащиной, видимо, придется страховать ее в случае, не дай бог, каких-то неожиданностей.
А.К.: - Я бы не сказала, что Ира - второй номер. Знаете, мы с ней стали кем-то вроде сиамских близнецов. Когда выступаем на разных соревнованиях, я физически чувствую, что ее нет рядом, и мне становится неуютно.
И.Ч.: - А меня отсутствие Алины расхолаживает. Пропадает соревновательная острота, поскольку всегда хочется состязаться только с лучшими.
А.К.: - Я по натуре очень азартная, мне необходим сильный раздражитель, стимул для выступления на пределе возможностей. Так что спасибо, Ира, за то, что ты у меня есть! Как-то на одном из турниров Чащина травмировала ногу после двух видов программы и снялась, так мне потребовались просто титанические усилия, чтобы собраться и продолжать работать по максимуму. Да и победы в отсутствие Иры меня не так радуют, поскольку достаются легче.
ПУСТЬ ТУСОВКИ ПОДОЖДУТ
- Алина, вы недавно въехали в новую квартиру. Успели уже обжиться, обставить ее по своему вкусу?
А.К.: - Что вы! Я в ней практически и не жила еще: то сборы, то соревнования. Обитаю на базе в Новогорске, а квартиру пока мама обустраивает. Заскочу иногда туда и вижу: новая кастрюля повилась, фужеры красивые... А недавно сигнализацию поставили.
- Что стало главным для вас на киевском чемпионате Европы - пятый подряд титул абсолютной королевы Старого Света или очень важная в психологическом плане победа над главной зарубежной соперницей в ее родных стенах?
А.К.: - Прежде всего этот турнир был генеральной репетицией перед Играми в Афинах, которые являются сейчас моей целью номер один. До этого передо мной стояла очень принципиальная задача вновь стать после дисквалификации чемпионкой мира, и я ее решила в Будапеште, доказав всем недоброжелателям: Кабаева вернулась, чтобы опять побеждать. А теперь так хочется отыграться за сиднейский промах и завоевать олимпийское золото!
- Афины станут для вас венцом спортивной карьеры или вы планируете выступать и после них?
А.К.: - Нет, я еще задержусь в гимнастике. До конца года уж точно, а там посмотрим. Планов громадье, но боюсь загадывать. Все проекты и прожекты отложены до конца августа.
И.Ч.: - Век гимнасток-художниц короток, и, конечно, уже начинаешь задумываться о своей послеспортивной жизни. Тем более что после Олимпиады грядут изменения в правилах, и приспособиться к ним нам будет сложнее, чем молодым - тем же Ляйсан Утяшевой, Ольге Капрановой, Вере Сесиной, которые и так наступают на пятки. Чем займусь после ухода на "пенсию"... Есть одна мысль: открыть собственный фитнес-клуб.
- Алина, во время вынужденного отлучения от спорта вас можно было видеть на различных светских раутах, в телешоу, на обложках глянцевых журналов. Говорили, что вы получаете заманчивые кино- и телепредложения. Нет идей попробовать сделать карьеру в какой-либо из этих сфер?
А.К.: - После окончания дисквалификации я завязала со всеми тусовками и полностью сосредоточилась на Олимпиаде. Не получается у меня совмещать адскую работу в зале со светской жизнью. Чтобы добиться в чем-то успеха, я должна посвятить себя этому целиком. Вот и приходится обижать людей, отказываясь выступить в какой-то передаче, принять участие в телешоу. За четыре года, отделяющие Сидней от Афин, я сильно изменилась: стала мудрее, спокойнее. И коль судьба дала мне шанс в виде второй в жизни Олимпиады, я не имею права его упустить.
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО ОБРУЧА
- Алина, упустив в Сиднее обруч, вы упустили вместе с ним и золото Игр. Не раз подводил он вас и впоследствии. В одной из наших бесед вы пообещали к следующим Играм укротить наконец этот строптивый снаряд. Удалось с ним справиться?
А.К.: - Действительно, в Сиднее обруч меня так расстроил, что я как бы по инерции продолжала ронять его. Кажется, только к концу того 2000 года смогла прийти в себя и одержать три победы на этапе Кубка мира. С тех пор наши отношения с обручем налаживаются (смеется). А вообще, как любит повторять Ирина Александровна, не жалей о том, что было, не гадай о том, что будет, а цени то, что есть. Так что сегодня я уже не вспоминаю о сиднейской ошибке и довольна тем, как работаю с этим снарядом.
- Какой у вас сейчас распорядок дня?
А.К.: - Пока по одной-две тренировки в день. Но занятия довольно продолжительные.
И.Ч.: - А я замечаю, что чем ближе Олимпийские игры, тем тяжелее становится работать в психологическом плане.
НАДО УМЕТЬ ЗАСТАВИТЬ ЗАЛ ПОЛЮБИТЬ ТЕБЯ
- Алина и Ира, перед чемпионатом Европы в Киеве пресса разжигала страсти, писали, например, что какому-то российскому арбитру звонили с угрозами, а вам на Украине выделили охрану. Все это не напрягало вас, не выбивало из колеи?
А.К.: - Нет. Когда надо, я могу полностью отрешиться от происходящего вокруг. Да и как могут помешать люди, которые заботятся о тебе? К тому же я ведь девушка, и чем больше симпатичных молодых людей меня окружает, тем приятнее (улыбается).
- Насколько для вас важно, доброжелательно или враждебно по отношению к вам настроены зрители?
И.Ч.: - Я безумно люблю выступать в просторных залах и перед симпатизирующей тебе публикой. Тогда все получается. Но даже если тебя встречают холодно, ты все равно должна выйти на ковер и четко сделать свое дело.
- А бывало, что вам удавалось переломить настроение зала, заставить его за те полторы минуты, что длится выступление, полюбить вас?
А.К.: - Конечно. Помню, как-то раз в Болгарии на трибунах собрались сплошь болельщики местной звезды Симоны Пейчевой. Как же тяжело было!..
- И чем все закончилось?
А.К.: - Да чем обычно. Выходила и занимала свои первые места.
- Сейчас Симона в такой же ситуации, что и вы обе два года назад...
А.К.: - Мне ее искренне жаль. Дай бог, чтобы Пейчевой тоже хватило сил выстоять, не сломаться. Нам с Ирой повезло, если это слово тут уместно: после дисквалификации у нас было время, чтобы войти в соревновательный ритм, провести предолимпийскую подготовку. А у Симоны срок наказания истекает как раз перед Играми. Но она опытная и сильная спортсменка, должна справиться.
- А какие у вас отношения с украинкой Анной Бессоновой, которую называют вашей основной конкуренткой в Афинах?
И.Ч.: - Нормальные. "Привет", "Пока"...
ГАИШНИКАМ ТОЖЕ ЖИТЬ НАДО
- Понятно, что работы у вас сейчас, как говорится, выше крыши. И тем не менее свободное время, пусть и немного, наверняка бывает. Как вы его проводите?
А.К.: - Стараюсь выспаться. Эдак часов до четырех дня. В кино люблю ходить.
- Что из виденного в последнее время произвело самое сильное впечатление?
А.К.: - Наверное, "Последний самурай" с Томом Крузом. Думаю, фильм очень понравился еще и потому, что я понимала: до возвращения из Афин вряд ли удастся еще сходить в кино.
И.Ч.: - В принципе я тоже стараюсь почаще выбираться в кинотеатры.
- Одна или с кем-то?
И.Ч.: - Иногда в компании с Ляйсан Утяшевой. Но чаще одна.
- Судя по вашему серьезному виду, фильмы, наверное, предпочитаете философские?
И.Ч.: - Не угадали. Обожаю комедии. А еще очень люблю читать. Любимые авторы - Паоло Коэлью и Харуки Мураками.
- Алина, а на машине вы любите гонять? У вас ведь РТ Cruiser.
А.К.: -(Смеется.) Бывает. Хотя на этой машине особенно и не погоняешь. Вот поменяю автомобиль, тогда развернусь по-настоящему.
- Часто инспекторы ГАИ вас останавливают? И как ведут себя, узнав спортивную звезду? Отпускают? Штрафуют?
А.К.: - Бывает, что и отпустят. Но обязательно пожурят: как же так, вы наша гордость, должны беречь себя, а то кто будет Олимпиаду выигрывать! Однако встречаются и такие постовые, которые не только штрафуют, но и откровенно деньги требуют. Впрочем, я их понимаю - жить-то надо.
ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА ГОТОВИТ СЮРПРИЗ
- Можно ли сказать, что на европейском первенстве в Киеве вы показали публике и судьям свои олимпийские программы?
И.Ч.: - В принципе да. Но мои композиции еще будут немного меняться.
- Как именно?
И.Ч.: - Вы, журналисты, не раз писали, что на ковре я не раскрываю свою душу, скрываю эмоции...
- ...вас даже прозвали царевной Несмеяной.
И.Ч.: - Вот-вот. А потому в преддверии Олимпиады я решила вас всех приятно удивить. Моя олимпийская программа будет более выразительной, более экспрессивной, чем обычно. Как известно, хороший экспромт требует серьезной подготовки, вот этим я и занимаюсь в оставшееся до Игр время.
- Мысли об Олимпиаде воодушевляют или, наоборот, сковывают, давят грузом ответственности?
И.Ч.: - Я сейчас максимально от всего абстрагировалась. Просто работаю, стараюсь качественно делать свое дело, а там будь что будет. К тому же об Олимпийских играх вообще лучше не думать.
- Вы были в Афинах, участвовали в предолимпийских соревнованиях. В последнее время организаторы Игр-2004 подвергаются серьезной критике в связи с задержкой ввода в строй спортивных объектов. Что вы можете сказать об арене, на которой вам предстоит выступать в августе?
И.Ч.: - Не знаю, что там творится на других объектах, но я просто влюбилась в зал, где мы будем соревноваться. Он такой просторный, светлый - никакого сравнения с сиднейским. В Австралии зал был очень неуютным, сразу видно, что его соорудили только на время Олимпиады. А в Греции чувствуется, что хозяева подошли к этому делу с любовью. Разминочные помещения у нас тоже очень удобные - четыре ковра на выбор. Не могу не сказать и о публике. Перед такими зрителями, как греки, выступать - одно удовольствие. Очень тепло принимают спортсменок, а наших - особенно. Впрочем, это и понятно, мы же для многих из них свои: в Греции полно репатриантов с Украины, из Грузии, Казахстана. Вот и приходят поболеть за соотечественников.
- Вы подчеркнули просторность зала в Афинах. Неужели для вас так важны размеры арены? Ведь ваше выступление ограничено стандартными размерами ковра.
- Ой, не скажите! Знаете, как важно, когда зал светлый и большой, когда стены не давят и потолок не нависает над головой? Обожаю выступать на таких аренах, да еще если трибуны заполнены до отказа! Судя по всему, с этим проблем у нас в Афинах не будет. И на предолимпийских соревнованиях народа было много, и, как я слышала, на олимпийский турнир гимнасток-художниц билеты уже распроданы.
"ЛЮБЛЮ. ЦЕЛУЮ. УБЬЮ!"
Попрощавшись с девушками, я попросил рассказать о ситуации в нашей сборной Ирину Винер.
- Сейчас у нас горячая пора. Ведь мы, тренеры, готовим к Играм не только российскую сборную: вместе с нами на базе в Новогорске занимаются под нашим руководством команды Японии, Казахстана и Азербайджана.
Что касается наших девочек, то все они работают, не жалея себя. Между прочим, неверно считать, будто у нас только две гимнастки мирового уровня - Кабаева и Чащина. У них есть довольно честолюбивые дублеры, которые уже переросли роль запасных. Да они и не запасные, а очень надежный второй эшелон. Это и Ольга Капранова, и Вера Сесина, и Зарина Гизикова, которая в течение тех двух лет, что длилась дисквалификация Алины и Ирины, была настоящей спасительницей России, выступая на самых ответственных турнирах. Я вообще сторонница длинной скамейки в сборной. Меня часто спрашивают, почему Кабаева и Чащина после чемпионата мира-2003 в Будапеште и до чемпионата России-2004 в Москве практически не выступали вместе на одних и тех же соревнованиях. Нет, я не пыталась развести девочек и снизить накал борьбы на этапах Кубка мира или турнирах серии "Гран-при". Просто к одним соревнованиям лучше была готова Ира, к другим - Алина. И потом, золото всегда одно, а я хотела, чтобы каждая из них подошла к Олимпиаде с хорошим запасом положительных эмоций.
- Сильно переживаете за своих подопечных во время соревнований?
- Безумно! А ведь я, будучи членом техкома международной федерации, не имею права даже подойти к ним перед стартом, подбодрить. Помню, на последнем чемпионате мира, когда Алина уже выходила на ковер, я успела передать ей коротенькую записку.
- И что там было написано, если не секрет?
- Не секрет. "Люблю. Целую. Убью!"
Ровшан АСКЕРОВ