Газета Спорт-Экспресс № 132 (3510) от 15 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

15 июня 2004

15 июня 2004 | Авто-мото

АВТО

24 ЧАСА ЛЕ-МАНА

НАШЕ ПРИОБЩЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ СОСТОЯЛОСЬ

Как уже сообщал "СЭ", в минувший уик-энд в легендарной суточной гонке во французском Ле-Мане впервые участвовали российские пилоты Алексей Васильев и Николай Фоменко

Лина ХОЛИНА

из Ле-Мана

ГИМН ЛЮБВИ

В мировом автоспорте есть три вершины, отнюдь не связанные с каким-то определенным классом гонок. Они, как и вершины горные, строго привязаны к определенным местам на карте мира. "Старая кирпичница" Индианаполиса, улицы Монако и трасса Ле-Мана - вот где мечтает побывать каждый уважающий себя пилот. Побывать, поучаствовать, а если звезды сойдутся, то и выиграть.

Но как же эти три гонки друг от друга отличаются! Индианаполис - чистая мощь и зрители, которые жуют фаст-фуд, запивая пивом и колой. Монако - ярмарка тщеславия и гламур в одном флаконе: и как там публика успевает еще обратить внимание на саму гонку? А Ле-Ман - гимн любви к автоспорту.

Эту гонку и гонкой-то назвать трудно. Для того, что происходит на протяжении нескольких дней во французской провинции Сартэ на дорогах между Ле-Маном и Туром , больше подходит слово "событие". Каждый год в середине июня туда приезжают полностью отмобилизованными не только лучшие профессиональные команды, но и обычные энтузиасты автоспорта. Такого количества великолепно подготовленных старинных и не очень старинных автомобилей не увидишь ни в одном музее мира, даже в том, что расположен на самой французской трассе. Все дороги, ведущие к Ле-Ману, его улицы и площади, стоянки у кафе и ресторанов, парковки при отелях и палаточных городках забиты дух захватывающими "Триумфами", "Кобрами", "Корветами", "Морганами", "Порше", "Фордами", "Бентли"... На фоне этой передвижной коллекции меркнет любой из официально проводимых пробегов ретроавтомобилей!

Первый в мире суточный марафон на гоночном кольце (до этого соревнования традиционно проводились по линейному принципу: автомобили стартовали в одном городе и финишировали в другом, то есть продвигались вперед, а не крутились на месте) вот уже более 80 лет - а началась история Ле-Мана в 1923 году - фантастически популярен среди автолюбителей. Причем автолюбителей особого свойства - не банальных эксплуататоров автомобилей, а по-настоящему влюбленных в них людей. Раз в год каждый, кто причисляет себя к таковым, отправляется в Сартэ. Кстати, как мне показалось, самой автомобильно зацикленной нацией являются англичане. Все путеводители, посвященные "24 часам Ле-Мана", пестрят маршрутами проезда сюда из Портсмута, Ньюхейвена, Фолкстоуна, Дувра, хотя британцы и без того ориентируются в окрестностях Ле-Мана явно лучше даже местных жителей. А среди участников знаменитого парада пилотов Ле-Мана, который проходит в пятницу вечером в центре города на площади Якобинцев, англичан больше, чем французов. Поэтому можно смело сказать, что "24 часа Ле-Мана" - это британская гонка во Франции.

Вот на такое грандиозное мероприятие и приехали впервые Алексей Васильев с Николаем Фоменко, гонщики российско-немецкой команды "ЮКОС Фрайзингер".

- Что и говорить, трасса в Ле-Мане очень своеобразная. Такое впечатление, что взяли обычный автодром и увеличили в несколько раз, - делился своими впечатлениями Фоменко. - То, что наверняка выглядело бы с вертолета небольшими поворотами, эсками, на земле поражает своими размерами. На Ле-Мане вообще всего два поворота, которые надо проходить на второй передаче! А сколько тут поворотов, которые проходят вслепую! Раньше мне казалось, что самая интересная трасса - в Спа. А теперь готов поспорить: самая интересная - в Ле-Мане.

ДО СТАРТА ВСЕ РАВНЫ

Как и в предыдущие годы, победа в абсолютном зачете заранее отдавалась "Ауди", хотя в этом сезоне концерн не выставляет свою заводскую команду, а лишь является поставщиком прототипов частным конюшням. В итоге на первых шести местах на стартовой решетке было четыре "Ауди" - две британской Veloqx и по одной от Champion racing и Japan Team Goh. Впрочем, дело не только в машинах: в них сидели первоклассные пилоты, многие из которых уже не раз выигрывали легендарную гонку. Это Лехто, Пирро, Капелло, Биела, Макниш, Херберт, Смит... И, конечно же, Кристенсен, который шел в этом году на рекорд - пять побед подряд. А по общему их количеству он в случае успеха догонял живую легенду Ле-Мана бельгийца Жаки Иккса, выигрывавшего в Сартэ шесть раз. Забегая вперед, скажу, что рекорд состоялся.

Наш экипаж нормально провел квалификационные заезды, несмотря на то что на его "Порше" возникли неполадки с мотором и коробкой передач (то и дело не удавалось включить шестую, без которой на скоростных отрезках Ле-Мана делать нечего). Но если это и расстроило немного, то вскоре потрясающая атмосфера огромного праздника автомобильной жизни развеяла грусть без следа. К тому же за сутки до старта все равны, еще нет ни победителей, ни побежденных. "Все просто супер, в том числе и настроение!" - улыбались Алексей и Николай, раздавая автографы уже успевшим появиться у них фанам.

Механикам "ЮКОС Фрайзингер" за ночь удалось решить все проблемы с машиной, и к утренней предгоночной разминке "Порш" был как новенький.

ПИРУЭТЫ ФАВОРИТОВ

Принимать старт выпало Васильеву. "Дорогие русские, мы постараемся провести здесь хорошую гонку. Болейте за нас!" - воскликнул он в микрофон во время представления пилотов. На первом круге Алексей потерял пару мест, но в итоге за свой час продвинулся вперед в классификации на 4 позиции. Вышел он из машины весь мокрый, словно хорошенько попарился в сауне, однако весьма бодро заметил: "В принципе не так уж и жарко. Перед стартом думал, что будет гораздо хуже. Сейчас чувствую, что мог бы в таком темпе часа два продержаться".

Вскоре случилось то, чего в паддоках никто не ожидал: вылетели на обочину две "Ауди". Почему это произошло, доподлинно неизвестно, ясно лишь, что причиной стала не заруба между Аланом Макнишем и Джей. Джеем Лехто, так как контакт между машинами состоялся не на трассе, а уже в гравийной ловушке. Скорее всего, оба автомобиля поскользнулись на пролитом кем-то масле. Потому что несколько секунд спустя в том же самом месте незавидную судьбу двух "Ауди" разделила "Феррари" Томаша Энге.

Пелотон был близок к потере фаворитов, однако упрямый Лехто заставил комиссаров вытолкать себя из гравия на полотно и, потряхивая оторванными частями обшивки, отправился в боксы. Макниш, хотя его машина получила гораздо более серьезные повреждения, последовал примеру финна.

"Как же такое могло случиться?" - глазами спрашиваю Фоменко. "Ничего, концерт еще только начинается", - отвечает он, намекая, что первый час этой гонки можно сравнить разве что с прологом. И оказывается прав: обе пострадавшие команды возвращаются в гонку!

ГОРЯТ, НО НЕ СГОРАЮТ

Ле-Ман - максимально командная гонка, и выиграть ее в одиночку невозможно: ведь, сменяя друг друга, машиной управляют три пилота. Но раньше встречались отчаянные головы, которые пытались победить в стиле соло. Одним из таких был Пьер Левек, оставивший в истории Ле-Мана заметный и весьма трагический след. В 1952 году он выступал на собственной машине и был очень близок к успеху, но... заснул за рулем, когда до финиша оставалось всего пару часов. После столь обидного фиаско француз "сломался", и в 1955 году "Мерседес" уговорил его защищать свои цвета. И вновь Левек был в шаге от победы, однако его "Мерседес", наткнувшись на другой автомобиль, взлетел в воздух. Итог этой драмы: 87 погибших зрителей, более сотни раненых, вдребезги разбитая машина Пьера и почти 40-летнее отсутствие "Мерседеса" в автоспорте...

Эта катастрофа до сих пор остается самой страшной за всю историю автоспорта.

В наши дни на Ле-Мане каждый год кто-нибудь горит, но, к счастью, без серьезных последствий. Не стала исключением и нынешняя гонка. Воскресным полднем за несколько часов до финиша после дозаправки вспыхнула "Ауди" лидера Ринальдо Капелло. Пока итальянец, пытаясь выбраться из огненной ловушки кокпита, сражался с ремнями безопасности, механики потушили пожар. Капелло не только продолжил гонку, но его экипаж стал победителем в абсолютном зачете!

ПЕРВЫЙ РАУНД - НЕ ВЕСЬ БОЙ

"24 часа Ле-Мана" - это два трудных дня и тяжелейшая ночь. Выдержать такое испытание может команда, у которой есть быстрая и надежная машина, хорошие пилоты и слаженная бригада механиков. Только имея все это, можно надеяться на успех. Не быть уверенным в нем, а именно надеяться. Потому что удача играет здесь одну из главных ролей.

Итак, за первую смену Васильев улучшил положение. Настал черед самого опытного гонщика нашего экипажа догонять соперников, и Роберт Нирн прекрасно провел свою смену, поднявшись на 29-ю позицию. А когда отъездил положенное ему и Фоменко, можно было чуть-чуть перевести дух. Все пилоты побывали на трассе, все освоились, все ехали уверенно. Казалось бы, ничто не мешает вести борьбу за высокие места. Но, увы, не хватило удачи. Когда началась вторая смена Нирна, британец продержался на трассе 21 минуту, а ровно в 21.00 неожиданно врезался в отбойники.

- В одном из последних перед прямой "старт - финиш" поворотов автомобиль закрутило. В лучах заходящего солнца ехать приходилось практически вслепую, - объяснял расстроенный Нирн. - Но это была моя ошибка. До этого ни в одной гонке сход не был причиной моей оплошности. Мне сейчас очень тяжело.

Роберт быстро уехал с трассы, а мы с Васильевым пошли посмотреть, что осталось от "Порше". Удар пришелся в заднюю часть машины, где располагается мотор. Хозяин команды Манфред Фрайзингер почернел от одной только мысли о сроках, в которые предстоит восстановить машину к гонке "грандтуризма" в Донингтоне.

- Ох, какая же непростая эта трасса! - говорил уже немного успокоившийся Фоменко. - Я все сравниваю ее со Спа. Оба эти автодрома неуловимым образом влияют на гонщиков. Бельгийский трек словно спит до поры до времени, а потом просыпается - и либо выкидывает тебя с полотна, либо дает тебе возможность максимально проявить свои способности. Ле-Ман не такой. Он будто наблюдает за тобой, сложив руки на груди, испытывает каждую секунду. Минимальная ошибка - и ты в немилости. Я понимаю, что это был наш дебют во Франции и почти ни у кого он не бывает без сучка, без задоринки. Но, поверьте, так обидно!

Ну а вторая машина команды "ЮКОС Фрайзингер", которой управляли Ортелли, Дюма и Келленерс, за ночь выбилась в лидеры своего класса, на несколько кругов опережала экипаж Саши Маассена из Dale White и должна была выиграть. Подвела малюсенькая деталька стоимостью в несколько евро. Но разве третье место в "24 часах Ле-Мана" можно назвать неудачей?

Что касается российского дебюта, то, просмотрев всю "нашу" гонку, могу только сказать: Ле-Ман - это жестокая схватка с дорогой. Так уж получилось, что сейчас мы проиграли. Но ведь это был только первый раунд.

72-я автогонка "24 часа Ле-Мана". Сартэ (Франция)

1. Ринальдо Капелло/Том Кристенсен/Сейдзи Ара (Италия/Дания/Япония, Audi R8) - 5169,970 км (379 кругов) со средней скоростью 215,415 км/ч. 2. Джонни Херберт/Дэйми Дэвис/Гай Смит (Великобритания, Audi R8) - отставание 41,354. 3. Эммануэле Пирро/Джей.Джей.Лехто/Марко Вернер (Италия/Финляндия/Германия, Audi R8) - 11 кругов. 4. Сойель Айяри/Эрик Комас/Бенуа Трюлюер (Франция, СбО-Judd) - 18 кругов. 5. Франк Биела/Пьер Каффер/Аллан Макнимш (Германия/Германия/Великобритания, Audi R8) - 29 кругов. 6. Оливер Гэвин/Оливье Беретта/Ян Магнуссен (Великобритания/Франция/Дания, Corvette C5-R) - 34 круга... 9. Колин Макрэй/Рикард Риделл/Даррен Тернер (Великобритания/Швеция/Великобритания, Ferrari 550 Maranello) - 50 кругов... 13. Ральф Келленерс/Стефн Ортелли/Ромэйн Дюма (Германия/Монако/Франция, Porsche 911) - 58 кругов. Стартовали 48 экипажей, финишировали 26. Алексей ВАСИЛЬЕВ/Николай ФОМЕНКО/Роберт Нирн (РОССИЯ/РОССИЯ/Великобритания, Porsche 911) сошли на 6-м часу гонки.