Газета Спорт-Экспресс № 131 (3509) от 14 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2004 |
МАТЧ № 2 |
Группа А |
ИСПАНИЯ - РОССИЯ - 1:0 |
ТАК ЧТО ЖЕ СКАЗАЛ МОСТОВОЙ?
Игорь РАБИНЕР |
из Фару |
ШЕСТЬ СЕКУНД
Шесть секунд потребовалось Хуану Карлосу Валерону, чтобы решить исход матча в пользу Испании. Шесть сколь роковых для нас, столь, увы, и справедливых по игре секунд. Бесстрастный компьютер нашего фотокорреспондента Александра Федорова зафиксировал, что именно в такое число мгновений вложился целый сюжет. С выходом на замену диспетчера "Депортиво" вместо Морьентеса - шагом со стороны Иньяки Caeca на первый взгляд парадоксальным, потому что при счете 0:0 он поменял снайпера на подносчика снарядов и оставил впереди лишь невыразительного Рауля. С прострелом Пуйоля из-под смертельно уставшего Измайлова. С приемом мяча в центре штрафной Валероном - вот она, несыгранность нашей новой защиты! С искусным ложным замахом, на который, как выяснится после игры, поддался не только Смертин, но и Овчинников. И в финале - с расстрелом. Без единого шанса для отлично сыгравшего в этот вечер голкипера. Вы верите, что все это - за шесть секунд? Что в столь ничтожный период времени можно сделать одну страну счастливой, а другую - несчастной?
Второе - не преувеличение. Россия жила этим чемпионатом Европы, мне кажется, больше, чем когда-либо. Впервые в истории выбранная страной до конца квота на болельщиков, приехавших в Португалию, - тому подтверждение. Как и громоподобные "Шайбу!" и "Россия!", не раз и не два за матч заглушавшие желто-красное море испанцев, в день игры по-хозяйски устроивших в центре Фару беззаботно-зажигательный карнавал.
При этом наши восемь тысяч прекрасно понимали, за чем, скорее всего, едут на край Европы. Они с достоинством несли свой крест, превратив могучей поддержкой по сути выездной матч в игру на нейтральном поле. Они были фантастически разными: от хозяина "Челси" Романа Абрамовича с семейством до веселых парней из Белоруссии, которые проехали из Минска на машине через пять стран и были счастливы уже тому, что могут около базы в "Браунс клаб" сфотографироваться с Александром Мостовым. После встречи с ними уже не удивляешься, сталкиваясь в гостиничном лифте с солидным мужчиной с октябрятским значком из Екатеринбурга - столицы Урала, которая, несмотря на семь часов лета, прислала в Фару два забитых под завязку чартера. Люди из городов вплоть до Новосибирска и, представьте, даже Находки, которым пришлось добираться до Португалии через всю Азию и всю Европу, конечно, приехали с извечной болельщицкой надеждой на чудо.
Но кто, скажите, будет по-настоящему ждать и требовать победы над испанцами, когда последний раз в финалах чемпионата Европы твоя команда выигрывала в позапрошлой декаде прошлого века? Историческая справка для совсем молодых: это произошло 22 июня 1988 года в полуфинале с итальянцами. Представляла сборная тогда СССР, включала в себя дюжину киевских динамовцев, а ее тренером был Валерий Лобановский. С тех пор - ждем. И все меньше верим.
Не дождались и сейчас, к чему в глубине души были готовы. Сценарий с заведомо ясным (ну почти ясным) финалом оказался далеко не самым мрачным из возможных. Вот и уходили с трибун тихо. Без свиста, гнева и желания разнести все, что попадается на пути. Тем более что новый капитан сборной Алексей Смертин не без труда, но все же напомнил сборной о необходимости поприветствовать этих людей.
Все правильно. Крайних эмоций нет. Внутри ничего не клокочет. Пересекая пресс-центр, ты не краснеешь и не отводишь глаз при виде знакомых зарубежных коллег. Настроение нормальное - если, конечно, поражение вообще можно считать нормой, но к ним нас, увы, приучила жизнь. К нашему облегчению (страх-то, признаемся, был!), Россия не позволила именитым соперникам вытереть о себя ноги, не выставила себя на посмешище всей Европы, не оказалась аморфной и плюшевой.
Вот только и повода гордиться собой, простите уж, тоже не дала. Потому что в такие дни, если ты по-настоящему хочешь победить, нужно преодолеть планку собственных возможностей. Так, как это сделали греки, которые и вовсе не играли в финальных турнирах Euro с 1980 года, но в матче открытия не оставили хозяевам ни шанса. При том, что две недели назад проиграли, показав ужасающий футбол, в товарищеском матче скромной Польше. Выходит, нет ничего невозможного?
Пара последних недель в жизни отечественного спорта словно подталкивала футбольную сборную к подвигу. На Россию обрушилась какая-то неправдоподобная лавина триумфов. Началось, кстати, с гола и паса Дмитрия Аленичева в финале Лиги чемпионов. Потом был финал "Ролан Гаррос" Мыскина - Дементьева. Был исторический рубеж в пять метров, который первой в мире покорила наша прыгунья с шестом Елена Исинбаева. Наконец, была первая в истории победа российского вратаря, Николая Хабибулина, в розыгрыше Кубка Стэнли. (Хабибулин, к слову, в субботу рассказал мне по телефону, что купил специальный телевизионный пакет, который позволит ему в Тампе напрямую смотреть все матчи из Португалии, и готовится что есть сил переживать за наших.)
Нередко бывает, что такая подборка успехов за короткий период времени создает в национальном спорте какую-то победную ауру. С футболом - не получилось. По крайней мере в первом матче.
Но гораздо больше, чем голый факт поражения, меня расстроила игра сборной в последние 15 - 20 минут. С каждым мгновением становилось все яснее, что отыграться нам поможет только шальная удача. Испания контролировала игру от и до, катала мяч с удовольствием и с какой-то вызывающей легкостью, мы же на ее фоне в эти минуты выглядели наивно и беспомощно. Недаром даже Смертин, старающийся обычно сглаживать углы, четко охарактеризовал заключительную часть матча как "удручающую".
Даже если у команды не осталось сил и эмоций, на последний штурм они появиться должны. Но если сразу же после гола Валерона в голове даже не промелькнуло мысли: "Пусть так и останется, лишь бы не пропустили еще!" - то в концовке поймал себя на желании, чтобы все это побыстрее закончилось.
ПЕРЕТРЕНИРОВАЛИСЬ?
Вопрос - почему так произошло? И вот тут мы подходим к самому интересному. Вскоре после отъезда сборной со стадиона "Алгарве" на базу в одной из новостных лент российского Интернета процитировали Александра Мостового, якобы сделавшего резкое заявление. Мол, сборная, сказал Мостовой, и не могла сыграть по-другому, потому что оказалась под воздействием больших нагрузок, то есть ее попросту загоняли. Достоверность цитаты вызвала сомнения хотя бы потому, что до отсека смешанной зоны, предназначенного для газетчиков, Мостовой дойти не успел: когда он отвечал на вопросы телевидения, его срочно вызвали в автобус. Но по природе своей Мостовой на жесткие высказывания способен, и оставить эту информацию совсем без внимания было невозможно. Полузащитнику "Сельты" я дозвонился уже ближе к часу ночи.
- Произносили ли вы такие слова? - спрашиваю Мостового, передав ему суть сказанного.
- Я только сказал, что нам не хватало свежести. Почему - надо смотреть. Пока на эту тему высказываться не готов. Но факт, что испанцы все делали быстрее, хотя ничего особенного при этом не показали.
В том же духе высказался и Дмитрий Аленичев. А вот слова Вадима Евсеева: "Во втором тайме сказались усталость и превосходство в технике команды соперников". Намой вопрос о физическом состоянии в концовке матча злой гений Уэльса (ряд болельщиков, кстати, пришли на матч в футболках под 2-м номером, фамилией Евсеева на спине и... его знаменитым высказыванием в валлийскую телекамеру) ответил: "За всех говорить не стану, но лично у меня - да, сил в конце особо не было".
Некоторые другие игроки в приватных беседах также сказали, что ноги их в субботу не слушались - при том, что испанцы, за исключением первых минут, особого впечатления не произвели. И что нагрузки в последние дни, учитывая 16 дней без выходного, действительно были весьма суровыми.
Учитывая, что все эти высказывания появились уже после прихода Георгия Ярцева на пресс-конференцию, разговор с главным тренером на тему физподготовки еще впереди. Но очевидно, что тема не высосана из пальца. Иначе непонятно, каким образом сборная России, у 90 процентов которой сезон в самом разгаре, в нежаркое вечернее время утомилась быстрее испанцев, завершивших свой изнурительный чемпионат. Так, у меня создалось впечатление, что именно по этой причине во втором тайме у сборной резко ослаб левый фланг: не до конца успевший набрать кондиции Сенников начал раз за разом упускать Эчеверрию, а выдохшийся Измайлов перестал справляться с подключениями Пуйоля. В результате оттуда и родился испанский гол.
ЕСЛИ БЫ АЛЕНИЧЕВ НЕ УШЕЛ ИЗ ЦЕНТРА!
Ярцев, за 90 минут игры напрочь потерявший голос, на пресс-конференции держался достойно. Каждое слово давалось ему с трудом, но ответы тренер давал развернутые и почти сразу прохрипел главное: "Никогда не перекладывал вину за поражение на игроков. Сказать, что кто-то не хотел играть и бороться за победу, было бы несправедливо. Ответственность и за результат, и за состав, который вышел на поле, целиком лежит на мне".
Раз так, то стоит попробовать разобраться - сыграла ли сборная России на своем объективном уровне или все же была способна на что-то большее? Евсеев, кстати, высказался по этому поводу совсем иначе, снимая критику с Ярцева: "Мы могли сыграть сильнее. Но только в том случае, если бы выполнили установку тренера не частично, а полностью, в течение всего матча. Имею в виду, например, командную игру. Не терять мяч в простых ситуациях, принимать правильные решения - вроде бы звучит просто, а на деле выполнять это удавалось не всегда".
Тем не менее трудно спорить, что наша сборная выглядела менее подвластной тренерским замыслам, чем, например, Греция Отто Рехагеля в игре с Португалией. Впрочем, не следует забывать, что немец работает со своей командой намного дольше Ярцева. Тем не менее как минимум одно решение тренера показалось мне стратегически неверным - перевод Аленичева после перерыва из центра поля на правый край.
Дело не в том, что вышедший на замену в центр Радимов выглядел плохо. Дело в другом: сам Аленичев, который до перерыва вел сборную за собой и получал от игры огромное удовольствие, "в обнимку" с бровкой быстро растворился. Атака осталась без своего главного вдохновителя, и то взаимодействие, что нащупалось на чужой половине поля в последней трети первого тайма, пропало вновь. И уже не вернулось.
Ярцева можно понять: Гусева, часто ошибавшегося и вдобавок имевшего желтую карточку, в перерыве убирать с поля надо было. Но в результате фланг так и не заработал, а центр ослаб. Прямая замена Гусева на другого правофлангового - Быстрова, возможно, могла бы привести к большему: игра стала бы шире и быстрее, полузащита не сбивалась бы в большую кучу в центре (вышло-то, что ни одного специализированного крайнего на поле не осталось). Теперь, кстати, выход 20-летнего зенитовца в стартовом составе на матч с Португалией кажется решением почти неизбежным. Аленичева направо Ярцев второй раз явно не поставит, а давать Гусеву еще один шанс при такой игре слишком рискованно. Тем более что играет армеец в другой футбол, чем остальная сборная, и перестроиться, видимо, не может.
С ИСПАНИЕЙ - В ИСПАНСКИЙ ФУТБОЛ
Главный тренер сам предположил, что его будут критиковать за игру в одного форварда. В окружении трех соперников Булыкину (как, кстати, и у португальцев - Паулете) действительно пришлось несладко, и даже если он выигрывал верховые единоборства, то сбрасывать мяч ему было некому. Удивляет, правда, положительная оценка Ярцевым игры Булыкина. С другой стороны, а что, собственно, показал Сычев, когда вышел на замену и форвардов оказалось двое? Может, атаковать стали острее, моменты появились? По-моему, наоборот, после выхода второго нападающего у России полное преимущество перешло к Испании. Так что не в количестве форвардов дело.
Сразу же подчеркиваю, что это не более чем версия - но создается впечатление, что Сычев в последнее время стал чересчур зависим от Лоськова. Два года назад, на чемпионате мира, он играл смелее, самостоятельнее, остроумнее. Теперь же, похоже, запрограммирован под своего клубного плеймейкера, который в сборной сидит в запасе. Побывав во Франции, Сычев приобрел опыт, но где его позапрошлогодние свежесть мысли и бесстрашие? Или дело все в той же "физике"?
И, наконец, о Мостовом. Если честно, ожидал от него худшего. Примерно того, как сыграл в первом матче Euro-2004 Руй Кошта, замененный в перерыве на Деку. Но 35-летний хавбек, хоть и не блистал, действовал, мне кажется, достаточно умно и старательно, чтобы посчитать его появление в стартовом составе небесполезным. После полнейшего "пожара" на всех участках поля в первые 15 минут именно Мостовой с Аленичевым за счет опыта стали задерживать у себя мяч, мало-помалу налаживать конструктивную игру. И в том, что перед перерывом мяч держался у россиян на чужой половине поля как привязанный - немалая его заслуга. Да и две желтые карточки у испанцев - дело рук как раз Мостового, который вовсе не выглядел на поле капризной примой-балериной. И когда после замены Алдонина ушел на место опорного полузащитника, держался там вполне достойно.
Жаль, что под конец матча получил вторую желтую карточку Шаронов. Сыграл-то он, как и его партнер по центру обороны Смертин, хорошо - а для взаимодействия каждая минута опыта бесценна. С другой стороны, можно в этом найти и плюс - появится опыт Euro у молодого Бугаева. Защитников у России и так кот наплакал, а хотя бы одна игра такого уровня опыт человеку дает неоценимый.
В целом же 12 июня сборной не хватило скорости и агрессии. Играли все "технари" - "бегунки" остались в запасе. Сборная России решила сыграть с испанцами в испанский футбол, построенный на контроле мяча. А стоило ли соревноваться в том, в чем соперник заведомо сильнее? Не мог ли тот же Быстров, если бы вышел, взвинтить темп и задать своему посредственному оппоненту Раулю Браво неразрешимые задачи? Не имело ли смысл агрессивно начать второй тайм, чтобы сделать его логическим продолжением концовки первого?
Что теперь? Теперь - Португалия, с которой, как показали греки, вполне можно играть, но которая теперь бросит на алтарь победы все. Не думаю, что проблема будет в судействе - в матче открытия Коллина отсудил португальцев без минимальных симпатий. Не стал бы, кстати, всерьез разбирать и момент из матча Испания - Россия с касанием руки в штрафной испанцев после удара Аленичева. Назначить такой пенальти можно только при большом желании.
Так что разговор не о судействе. Хватит ли у наших духа выдержать давление соперника и всей страны в ситуации, когда хозяйская сборная оказалась на грани краха? К тому же мало сомнений, что Сколари перестроит игру своей команды тактически. Во-первых, сыграет с двумя форвардами - Паулетой и Нуну Гомешем. Во-вторых, придаст команде скорости заменой Руй Кошты на Деку. В-третьих, это греческая оборона работала в Лиссабоне как часы, а о нашей, в очередной раз перекроенной, такое даже предположить трудно.
Парадоксально, но после непровальной игры с Испанией у нас резко увеличились шансы только на то, чтобы занять... четвертое место в группе. То самое, что СНГ и Россия занимали на обоих своих последних чемпионатах Европы - в 92-м и 96-м. Это лишний раз доказывает, что уровень Euro выше, чем на чемпионатах мира, - там мы последние три раза пусть и не выходили из группы, но по крайней мере занимали третьи места и выигрывали по одному матчу. Но от осознания силы чемпионатов Европы, простите, не легче. Восьми тысячам, что болеют за Россию на стадионах Португалии, этого не объяснишь.
Кстати, о зрителях. В Уэльсе наши футболисты уже играли при 80 ревущих тысячах - и ведь, разъярившись, смогли же победить. Такая же возможность представится им и в Лиссабоне. Воспользуйтесь ею.